Процесс планирования расходов на содержание учреждений образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание

Объектом исследования деятельность СОШ № 49 г. Гомеля. Предмет исследования - процесс планирования расходов на содержание учреждений образования.

Цель работы: изучение методики планирования и порядка финансирования расходов на общеобразовательные школы и на их основе разработка предложений по оптимизации бюджетных расходов на содержание учреждений образования.

Работа состоит из  1 файл

Расходы на образование.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

     Финансирование учреждений среднего специального, среднего профессионального и высшего образования имеет свои специфические особенности. Несмотря на то, что академические лицеи создаются практически во всех областях и ориентированы на местный уровень, их финансирование осуществляется из республиканского бюджета. При этом большинство из них в соответствии с их профессиональным направлением прикреплено к соответствующим вузам, чем и обусловлено их финансирование из республиканского бюджета. Подобная разобщенность в ведомственной принадлежности, безусловно, усложняет систему финансирования лицеев и их отчетность. Учитывая к тому же, что подготовка специалистов в средних специальных учебных заведениях ориентирована на региональный уровень, целесообразно все полномочия по их финансированию передать местным бюджетам. Это позволит применять в академических лицеях те же нормативы, что и в общеобразовательных школах.

     Другой особенностью сферы среднего профессионального и высшего образования является то, что структура расходов входящих в нее учебных заведений обусловлена не столько региональными факторами, сколько профессиональными направлениями. Из этого и следует исходить при обосновании нормативов для них: для гуманитарных – одних, а для технических – других. Ведь если в педагогических колледжах основной удельный вес затрат приходится на выплату заработной платы, то в технических – на приобретение учебно-методического оборудования.

     В вузах вводить нормативы по трем группам расходов (на заработную плату, на коммунальные услуги и прочие) нет смысла, поскольку при недостаточном бюджетном финансировании вузы могут восполнить его из дополнительных источников средств – обучения на платно-контрактной основе, сдачи помещений в аренду и др.

     Опыт других стран показывает, что переход на нормативное финансирование может принести хорошие плоды. А чтобы свести к минимуму издержки такого перехода (без них, как правило, не обходится), внедрение новых нормативов следует осуществлять не сразу на всех уровнях бюджетной системы, а поэтапно, после апробирования на отдельных уровнях и регионах с последующим распространением по республике.

     Одна из основных целей реформирования системы образования – улучшение его качества. Действенным рычагом в ее достижении является совершенствование механизмов материального стимулирования. Несмотря на то, что значительная часть государственных средств, выделяемых на сферу образования, идет на заработную плату преподавателей, это не оказывает существенного влияния на качество образования. При существующих тарифных ставках дифференцировать оплату труда преподавателей в соответствии с его качеством довольно сложно. Но делать это необходимо.

     В мировой практике существуют различные модели оплаты труда педагогов, предусматривающие увеличение вознаграждения за более качественную работу. Наиболее распространены единая шкала оплаты труда, шкала затрат с учетом услуг, а также с учетом качества работы учебного заведения в целом. Рассмотрим каждую из этих моделей подробнее.

     При использовании первого варианта устанавливается базовая зарплата учительских кадров, не имеющих стажа работы в учебном заведении. Надбавки к ней зависят от квалификации и стажа. В счет базовой зарплаты учитель должен отработать установленное минимальное количество часов в неделю (в Германии, например, 24 часа, в Польше – 26). Часы работы сверх утвержденной нормы оплачиваются отдельно. Размер заработка учителя может зависеть и от места работы (город или село), и иметь региональные вариации. Так, в США он выше в городах, а в некоторых странах сельским учителям выплачивают дополнительные надбавки к зарплате или предоставляют иные льготы (чаще всего, жилье). Единую шкалу оплаты труда критикуют, прежде всего, за отсутствие в ней механизмов стимулирования учителей на улучшение работы и соответствующих инструментов в распоряжении школьной администрации, позволяющих поощрять педагогов за более качественный труд.

     Главная особенность применения шкалы затрат с учетом услуг – оплата в соответствии с индивидуальным качеством работы преподавателя. Однако такую шкалу проще разработать в теории, чем применять на практике из-за сложностей, возникающих при оценке педагогического труда. Так, несмотря на усилия специалистов, до сих пор неясно, каким способом проводить классификацию учителей и определять разницу в их зарплате в зависимости от разряда (категории) и внутри одного разряда. Правда, в некоторых штатах США введена дифференцированная оплата труда педагогов, но она более приемлема для высшего, нежели для среднего образования. Не случайно во многих странах зарплата вузовских преподавателей (как в государственном, так и в частном секторе) уже давно зависит от качества их работы, определяемого учебным заведением. При установлении ее размера во внимание берутся не только сугубо преподавательская деятельность (на основании оценки студенческих знаний), но и исследовательская работа (например, наличие публикаций в ведущих журналах).

     В большинстве стран ОЭСР серьезное значение при оплате преподавательского труда придается качеству работы учебного заведения в целом. Существует также практика выделения государственных средств университетам, исходя из оценки работы преподавательского состава каждого факультета. Так, в Великобритании периодически проводят аттестацию вузов, в ходе которой сотрудникам тех или иных факультетов присуждается определенная категория (в основном на базе исследовательской работы), которая учитывается при распределении государственных средств, делая его эффективнее, а оплату труда педагогов – более справедливой.

     Подобный опыт имеет большое значение для Республики Беларусь, особенно в период реформирования системы образования. Однако необходимо учесть, что улучшение материального стимулирования требует дополнительных средств, в связи, с чем остро встает вопрос о расширении источников финансирования данной сферы.

     В большинстве стран мира успешно функционируют негосударственные учебные заведения. Это позволяет улучшать систему образования за счет конкуренции и частично снять нагрузку с государственного бюджета.

     Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что существуют проблемы в определении обоснованности действующей системы финансирования образования и методики прогнозирования расходов, а так же эффективности использования выделяемых учреждениям образования бюджетных средств. В связи с этим предлагается переход на нормативное финансирование учреждений образования, опираясь ни мировой опыт. А чтобы свести к минимуму издержки такого перехода, внедрение новых нормативов следует осуществлять не сразу на всех уровнях бюджетной системы, а поэтапно, после апробирования на отдельных уровнях и регионах с последующим распространением по республике.

     Также одной из основных целей реформирования системы образования является совершенствование механизмов материального стимулирования преподавателей, что поможет существенно повысить качество образования.

     ВУЗы, лицеи, гимназии могут получать доход из дополнительных источников средств – обучения на платно-контрактной основе, сдачи помещений в аренду, проведение подготовительных курсов и др., тем самым, обеспечивая частичное самофинансирование и позволяя снизить расходы бюджета на их содержание.

     Опыт других стран показывает, что переход на нормативное финансирование может принести хорошие плоды.

 

       Заключение 

     Расходы на образование включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий, расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования. Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета, правление системой образования носит государственно-общественный характер. В целях обеспечения единых подходов в методологии учета и отчетности при представлении информации о фактическом внедрении государственных социальных стандартов в области образования разработана Инструкция о порядке расчета нормативов государственных социальных стандартов в области образования, установленных в денежном выражении.

     Трудовые затраты включают в себя три элемента, которые впоследствии и являются обособленными статьями затрат: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендиальный фонд. Материальные и приравненные к ним затраты – это расходы, связанные с создание материально-технической базы ВУЗа и материальным обеспечением учебного процесса. Плановый фонд оплаты труда ППС определяется путем умножения установленного оклада на одну педагогическую ставку на число педставок и числа месяцев в году (12).

     Выделение финансовых ресурсов из бюджета планируется на основании сводной заявки на финансирование научной и инновационной деятельности в целом по вузу в разрезе источников финансирования.

     Фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает заработную плату учителей, заработную плату административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется на основе типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов. рассчитывается путем умножения среднегодового числа ставок на средний должностной оклад. Зарплата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости от числа учащихся в школах.

     По направлениям использования расходы делятся на текущие и капитальные. Наибольший удельный вес занимают текущие расходы, в которые включаются расходы на заработную плату с начислениями и оплата коммунальных платежей. Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в централизованном порядке. По расходам на капремонт (ст16) составляется подробный расчет, в котором перечисляются все необходимые работы, их расценки и стоимость. При этом также учитывается сумма выделяемых бюджетных ассигнований.

     Существуют проблемы в определении обоснованности действующей системы финансирования образования и методики прогнозирования расходов, а так же эффективности использования выделяемых учреждениям образования бюджетных средств. В связи с этим предлагается переход на нормативное финансирование учреждений образования, опираясь ни мировой опыт. А чтобы свести к минимуму издержки такого перехода, внедрение новых нормативов следует осуществлять не сразу на всех уровнях бюджетной системы, а поэтапно, после апробирования на отдельных уровнях и регионах с последующим распространением по республике.

     Также одной из основных целей реформирования системы образования является совершенствование механизмов материального стимулирования. Преподавателей, что поможет существенно повысить качество образования.

     ВУЗы, лицеи, гимназии могут получать доход из дополнительных источников средств – обучения на платно-контрактной основе, сдачи помещений в аренду, проведение подготовительных курсов и др., тем самым, обеспечивая частичное самофинансирование и позволяя снизить расходы бюджета на их содержание.

     Опыт других стран показывает, что переход на нормативное финансирование может принести хорошие плоды.

 

Список литературы 

  1. Инструкция о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2007 г. № 44.
  2. Об утверждении инструкции о порядке планирования, учёта и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2002 г. № 152.
  3. Об утверждении методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции: Приказ Государственного комитета по науке и технологиям РБ от 31.08.1998 г. № 156.
  4. Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета: Постановление Совета Министров РБ от 10.07.1998 г. № 1084 (в редакции от 15.03.2004 г. № 282).
  5. О некоторых вопросах платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования: Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2006 г. № 126.
  6. Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. М.И. Ткачук. - Мн.: 1995.-240с.
  7. Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. Т.В. Сорокина. - Мн.: БГЭУ, 2003. -289 с.
  8. Енин Ю.И., «Система бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в Республике Беларусь», Мн.,1999,99с.
  9. http://www.review.uz/page/article/118.htm
  10. http://charko.narod.ru/tekst/an11/1.htm
  11. http://www.czech.belembassy.org/Obrazovanie-i-nauka?artsuite=1

Информация о работе Процесс планирования расходов на содержание учреждений образования