Процесс планирования расходов на содержание учреждений образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание

Объектом исследования деятельность СОШ № 49 г. Гомеля. Предмет исследования - процесс планирования расходов на содержание учреждений образования.

Цель работы: изучение методики планирования и порядка финансирования расходов на общеобразовательные школы и на их основе разработка предложений по оптимизации бюджетных расходов на содержание учреждений образования.

Работа состоит из  1 файл

Расходы на образование.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

     Материальную базу учебных заведений РБ составляют земли, здания, сооружения, оборудование, материалы, переданные им на льготных условиях. На обновление и развитие материальной базы выделяются материальные и финансовые ресурсы, предусматриваются капвложения в форме государственного заказа.

     Основным источником финансирования государственных учреждений образования выступают средства государственного бюджета. В соответствии с Законом РБ «Об образовании в РБ» развитие системы образования ради сохранения и умножения интеллектуального потенциала республики обеспечивается государственным финансированием в размере не менее 10% от национального дохода республики с возможностью увеличения за счет сверхплановых средств бюджета. Государственную дотацию могут получать и негосударственные учебные заведения при успешном осуществлении их учебно-образовательной деятельности.

     Важное место в финансировании учебных заведений занимают их собственные доходы, полученные от образования платных услуг, производственной и научной деятельности, а также средств организаций и граждан. На республиканском и местном уровнях могут создаваться внебюджетные целевые фонды финансирования образования.

     Можно сделать вывод, что управление системой образования носит государственно-общественный характер. В целях обеспечения единых подходов в методологии учета и отчетности при представлении информации о фактическом внедрении государственных социальных стандартов в области образования разработана Инструкция о порядке расчета нормативов государственных социальных стандартов в области образования, установленных в денежном выражении. 

     1.3 Планирование расходов в высших учебных заведениях 

     Эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использования как бюджетных, так и внебюджетных средств напрямую влияет на качество образовательных процессов. Вузы должны развиваться в соответствии с новыми тенденциями и задачами высшего образования, но при этом не забывать о сохранении финансовой стабильности через гарантию качества. В целом финансы вуза можно представить как совокупность денежных отношений, в процессе реализации которых формируются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств с целью выполнения задач по успешному развитию вуза с учетом современных образовательных технологий.

     Процесс планирования затрат в любой сфере в качестве своей первоосновы предполагает изучение их состава и структуры применительно к конкретному виду деятельности.

     Производство образовательных услуг – сложный динамичный процесс, характеризующийся многообразием видов деятельности:

     учебная;

     научно-исследовательская;

     учебно-воспитательная;

     административно-хозяйственная.

     Многонаправленность деятельности ВУЗа определяет его сложную производственно-организационную структуру. Все подразделения Вуза (кафедры, ректорат, деканат, аспирантура, докторантура, методические кабинеты, административно-хозяйственные подразделения и т.п.) при выполнении своих функций несут определенные затраты.

     Каждый из ВУЗов имеет свое содержание затрат, которое определяется формой обучения (стационарная, заочная, вечерняя), профилем учебного заведения (технический, гуманитарный, педагогический), степенью подготовки (бакалавры, магистры), и т.д.

     Однако при всех отличительных особенностях затраты высших учебных заведений похожи и делятся на две основные группы:

     трудовые;

     материальные и приравненные к ним.

     Трудовые затраты включают в себя три элемента, которые впоследствии и являются обособленными статьями затрат: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендиальный фонд.

     Материальные и приравненные к ним затраты – это расходы, связанные с создание материально-технической базы ВУЗа и материальным обеспечением учебного процесса. В их составе выделяются следующие основные статьи:

     оплата транспортных услуг;

     оплата услуг связи;

     оплата коммунальных услуг;

     расходы на ремонт зданий, оборудования.

     Таким образом, процесс планирования затрат учебных заведений основан на планировании их материальных и трудовых затрат.

     Одной из основных статей расходов ВУЗа являются расходы на заработную плату.

     При определении планового фонда заработной платы исходят из следующей структуры персонала:

     профессорско-преподавательский состав (ППС);

     учебно-вспомогательный персонал;

     административно-хозяйственный персонал.

     Плановый фонд оплаты труда ППС определяется путем умножения установленного оклада на одну педагогическую ставку на число педставок и числа месяцев в году (12).

     Размер оклада на одну педагогическую ставку определяется умножением коэффициента для данной категории работника по единой тарификационной сетке на установленную Правительством ставку первого разряда. Полученный таким образом тарифный оклад дополняется системой поощрительных начислений (ученая степень, категория, стаж, персональная надбавка и т.д.).

     Аналогичным образом, исходя из среднегодовой численности штатных единиц и оклада одной штатной единицы, рассчитывается плановый фонд оплаты труда учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала.

     Планирование начислений на заработную плату основано на расчете плановых отчислений в Фонд социальной защиты населения.

     Планирование стипендиального фонда осуществляется исходя из установленного государством размера стипендий и количества успевающих студентов.

     Планирование материальных и приравненных к ним затрат осуществляется в отдельности по каждой статье расходов. Методика расчета планового объема затрат основана на использовании норм расхода средств на одного человека, одного студента, на одно структурное подразделение и т.п. Множественность этих норм и нормативов осложняет процесс планирования материальных затрат. Нередко на практике процесс их планирования сводится к использованию прошлогодних объемов затрат по отдельным статьям с незначительной их корректировкой на текущий момент.

     Механизм финансирования вуза за счет бюджетных средств жестко регламентирован законодательно и формируется с учетом потребностей студентов, сотрудников и страны, продвигая высокое качество образования в соответствии с национальными и региональными потребностями.

     Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» от 29.12.2006 г. №191-3 предусмотрены в целом по республике расходы на высшее образование и послевузовское образование в сумме 716 176 161,0 тыс. руб.

     Учреждения образования расходуют выделенные средства на внутренние нужды по статьям бюджетной классификации в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 15.03.2007 г. №44.

     В целях эффективного управления бюджетными финансовыми ресурсами, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств в Республике Беларусь создана единая централизованная система органов казначейства с подчинением ее Министерству финансов. Применение казначейской системы исполнения бюджета позволяет сконцентрировать оба потока денежных средств (доходный и расходный) на одном счете. В качестве субъектов казначейской системы выступают органы, исполняющие бюджет (отделения и управления казначейства), бюджетополучатели (учреждения образования), органы управления образованием (Министерство образования Республики Беларусь).

     Учреждения образования предоставляют бюджетную заявку (смету доходов и расходов) на очередной финансовый год Министерству образования и имеет право осуществлять расходы и платежи в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

     Проект сметы подписывается руководителем (ректором) и главным бухгалтером и предоставляется в Министерство образования в установленный срок. При рассмотрении проекта сметы вышестоящая организация тщательно проверяет правильность определения основных показателей работы учреждения образования, необходимость, целесообразность и обоснованность включения в смету расходов, соблюдение действующего законодательства и установленных норм расходов. После проверки и уточнения расходов намечается поквартальное распределение сумм ассигнований по каждой статье сметы, что позволяет учитывать сезонный характер отдельных расходов (по заработной плате и налогам на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и т.д.).

     Смета утверждается вышестоящей организацией после утверждения бюджета, оформляется подписью министра образования, скрепляется печатью. В исключительных случаях в утвержденные сметы учреждений образования могут вноситься изменения в части перераспределения средств между статьями.

     Управление казначейства по территориальному расположению вузов доводит показатели бюджетной росписи до учреждений образования, проверяет своевременность и правильность платежных документов и списывает их с бюджетного счета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу получателей платежа.

     Некоторые особенности имеет финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности университета.

     Выделение финансовых ресурсов из бюджета планируется на основании сводной заявки на финансирование научной и инновационной деятельности в целом по вузу в разрезе источников финансирования. Заявка на финансирование приобретения специального научного оборудования и проведение научных конференций формируется отдельно.

     Ведомственные организации предоставляют заявку на выделение финансирования из бюджета в Комитет по науке и технологиям, который ежегодно готовит сводную заявку на финансирование научной деятельности за счет средств республиканского бюджета по направлениям исследований и представляет ее в Министерство финансов и Министерство экономики для разработки Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и расчета норматива средств в целом по учреждениям образования на очередной год.

     Министерство финансов перечисляет в установленном порядке средства республиканского бюджета на текущие счета заказчиков для направления этих ассигнований исполнителям.

     Объем финансирования по фундаментальным научным исследованиям определяется в процентах от общего объема бюджетных ассигнований на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Ассигнования из республиканского бюджета на проведение фундаментальных научных исследований предусматриваются отдельно для каждого из заказчиков финансовых средств.

     Заказчики, которым выделены средства из республиканского бюджета на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности, обязаны расходовать эти средства строго по целевому назначению и в порядке, установленном Министерством финансов и Комитетом по науке и технологиям, представлять необходимую информацию об их использовании, а также отчеты о выполненных работах.

     Для принятия решений о продлении (или прекращении) финансирования работ проводится оценка результатов научных исследований. Характер и содержание результатов научной деятельности зависят от сферы приложения научного труда (естественные, технические, общественные науки) и видов научных исследований (фундаментальные, прикладные). Результаты научной деятельности могут быть подтверждены соответствующими государственными или общественными формами признания (регистрацией изобретения, выдачей патента, изданием монографии и иными формами) и характеризоваться с помощью системы критериев. Результаты научных исследований оцениваются по критериям новизны, значимости для науки и практики, объективности, доказательности и точности.

     В целях осуществления контроля за целевым использованием средств вузы ежемесячно составляют «Отчет по исполнению сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета» (форма № 2) с предоставлением в Министерство образования и казначейство по месту нахождения учреждения образования. Неиспользованные в течение календарного года ресурсы полностью изымаются в бюджет.

Информация о работе Процесс планирования расходов на содержание учреждений образования