Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа
С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую роль начинает играть государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6
1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6
1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10
1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14
2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19
2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26
3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложение А……………………………………………………………………42
Приложение Б……………………………………………………………………44
Приложение В……………………………………………………………………45
Закон о бюджете составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом. В практике бюджетного планирования различают понятия «бюджетный год» и «бюджетный период». Бюджетный период может охватывать любое временное пространство (один, два, три календарных года и даже быть более длительным) в зависимости от того, на какой по длительности срок распространяется расчет планируемых бюджетных показателей. При бюджетном планировании тот или иной конкретный бюджетный год может быть взят за основу расчетных проектировок. В этом случае такой бюджетный год становится базовым годом. Россия впервые перешла с однолетнего на трехлетнее планирование бюджета в 2007 году, где первый год является текущим, остальные – входят в плановый период. Таким образом, с 2007 года бюджетная политика разрабатывается на 3 года. Однако в связи с мировым экономическим кризисом наша страна временно была вынуждена вернуться в 2009 году к прежнему периоду планирования. Возврат же к принципу 3-летнего бюджетного планирования был осуществлен, начиная с бюджета на период 2010–2012 годов. Это ярко отражает динамизм бюджетной политики.
Как уже было отмечено выше, бюджетная политика реализуется в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, а также в процессе определения основных направлений развития бюджетных отношений и выработки конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. В связи с этим, представляется, что основными звеньями в совокупном комплексе мер по реализации бюджетной политики выступают:
В соответствии с основными направлениями бюджетной политики Президент России в своем ежегодном бюджетном послании Федеральному собранию определяет и конкретизирует те задачи, которые должны найти свою реализацию в федеральном бюджете на текущий и последующий плановый период. Так, в бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» четко выделены 4 крупных направления бюджетных мероприятий - в области доходов, расходов, межбюджетных отношений, совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета.
В
области доходов бюджета
В
области бюджетных расходов, главным
образом, бюджетная политика должна
обеспечить максимально эффективное
использование ресурсов, для чего
необходимо отказаться от реализации
задач, не носящих первоочередной характер,
пересмотреть сроки реализации и
объемы финансового обеспечения
ранее заявленных проектов и программ,
сократить участие государства
в тех сферах, где в необходимых
объемах и качественно услуги
гражданам могут
В рамках мер, касающихся бюджетной сбалансированности поставлена задача ограничить размеры бюджетного дефицита, в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы. Предполагается предусмотреть достаточные трансферты для покрытия возникающего дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния.
В
области межбюджетных отношений
некоторыми из поставленных задач являются:
инвентаризация, анализ финансового
обеспечения и оптимизация
1.3
Бюджетный механизм
как инструмент бюджетной
политики
Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы в условиях становления рыночных отношений создаются определенные предпосылки и соблюдаются основополагающие принципы бюджетного регулирования. К ним можно отнести устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих рамки и содержание бюджетного процесса в стране, обязанности, права и взаимоотношения его участников.
Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли экономики через:
1) формы организации отношений в бюджетной сфере;
2) методы концентрации бюджетных средств;
3)
принципы расходования
4)
объем средств бюджета,
В структуре бюджетного механизма определены четыре звена:
1) механизм мобилизации бюджетных средств;
2) механизм расходования бюджетных средств;
3) механизм балансирования бюджета;
4)
механизм организации
Рассмотрим механизм формирования доходов бюджета в виде схемы:
Местный
Бюджет 4
1
1 – собственный доход;
2-
отчисления от федеральных
3
– отчисления региональных
4 – финансовая помощь.
Данные звенья бюджетного механизма функционируют при взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных средств.
Выделяют следующие блоки бюджетного механизма:
1)
блок планирования и
2) блок исполнения бюджета;
3) блок бюджетного контроля.
Каждый из вышеперечисленных блоков имеет свои собственные специфические методы, и с их помощью решаются поставленные задачи и достигаются желаемые цели.
С
помощью различных методов
В Российской Федерации, как и во всех федеративных государствах, существуют три функциональных звена бюджетной системы:
1) федеральный бюджет;
2) региональные бюджеты;
3) местные бюджеты.
Специфика
каждого из звеньев бюджетной системы
— в совокупности прав, возложенных на бюджетные
организации того или иного уровня, отражаемых
в бюджетном законодательстве. Таким образом, бюджетный
механизм является основным инструментом
регулирования финансовой ситуации в стране, а
также в отдельно взятых регионах либо на местном
уровне.
2
Роль бюджетной
политики в решении
государственных
задач
2.1
Анализ современной
бюджетной политики
в области доходов
федерального бюджета
Таблица 1 – Доходы федерального бюджета на 2008 – 2010 гг. и на плановый период 2011 – 2013 гг., руб.
По представленным данным следует отметить, что общая сумма доходов в 2009году сократилась по отношению к 2008г на 20%, однако в 2010 году эта величина увеличилась на 13%.
В прогнозе также планируется увеличение доходов.
Наибольшую долю в структуре доходов занимают Вывозные таможенные пошлины (около 30% и налог на добычу полезных ископаемых (около 16% за анализируемый период), что связано с сырьевой ориентированностью страны. (таблица 2)
Следующее место в структуре доходов занимает Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. (что связано со значительными объемами импорта около 13%
Значительный рост наблюдается в 2009 г у показателя «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» на фоне снижения других статей доходов.
Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач