Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа
С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую роль начинает играть государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6
1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6
1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10
1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14
2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19
2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26
3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложение А……………………………………………………………………42
Приложение Б……………………………………………………………………44
Приложение В……………………………………………………………………45
Диаграмма 1 – Доходы федерального бюджета, руб.
Таблица
2 – Удельный вес доходов федерального
бюджета, %
Таблица 3 – Темп роста доходов федерального бюджета, %
Прогноз доходов федерального бюджета на 2011-2013 годы произведен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.
Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2011-2013 годы, представлены в таблице 4 приложения А.
Прогноз
доходов сформирован с учетом
принятых в конце 2009 года и начале
2010 года, а также предлагаемых к
принятию изменений в налоговое,
бюджетное и таможенное законодательство
и нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации, касающиеся внешнеэкономической
деятельности и вступающие в действие
в течение 2010 года и с 1 января
2011 года.
Нефтегазовые доходы.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
-
налога на добычу полезных
ископаемых в виде
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Таблица 5 – нефтегазовые доходы на 2008 – 2010 гг., руб.
2008 | 2009 | 2010 | |
Нефтегазовые доходы | 4389433698,6 | 2797620258,0 | 3194681720,0 |
В 2009 году значительно сокращаются на 1591,8 млрд. руб. и составляют 2787,6 млрд. руб. В 2010 увеличились на 397,1 млрд. руб..(Таблица 4)
Из
выше сказанного можно сделать вывод,
что за весь рассматриваемый период
наблюдается не очень положительная
тенденция, самая главная проблема
это уменьшение общей величины доходов,
это связано с неблагоприятной
ситуацией, как в экономике страны,
так и в мировой экономике.
2.2
Оценка бюджетной
политики Росси
в области расходов
федерального бюджета
Анализ динамики расходов ФБ РФ за период 2008 – 2010 гг. показал, что расходная часть бюджета РФ увеличивается в период с 2008 года по 2009 год. В 2010 году произошло некоторое снижение. Расходы ФБ на 2008 г. составили 6 729,781 млрд. руб., на 2009 г. – 9 660,061 млрд. руб., на 2010 – 8 323,345 млрд. руб. (Таблица 6, Приложение Б)
Наибольший
удельный вес составляют Межбюджетные
трансферты, их удельный вес составляет
в среднем за анализируемый период
около 40%. Кроме того, из федерального
бюджета РФ финансируются
Расходы на здравоохранение
Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства - обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь. Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.
Основные расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС. Доля расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2008-2009 годах составляла не более 4 %.
Решение
демографической проблемы также
является одним из приоритетных направлений
государственной политики. В 2007 году
на решение данной проблемы было выделено
дополнительно 32,3 млрд. руб. С учетом
расходов на материнский базовый
капитал обязательства
Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ. Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета.
В 2010 году расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 102,110 млрд. руб., что на 9,57 % меньше чем в 2009 году.
Расходы на образование
Статья
43 Конституции РФ закрепляет право
каждого гражданина на образование
в государственных и
Из
федерального бюджета в основном
финансируются высшее профессиональное
образование и научные
Кроме
того, с 2006 года часть средств федерального
бюджета в рамках приоритетного
национального проекта «
Национальная
оборона является основным и самым
весомым составным элементом
безопасности государства (наряду с
правоохранительной деятельностью
и предупреждением и
Параметры
расходов на национальную оборону, заложенные
в бюджеты последних лет, отражают
последовательно проводящуюся в
государстве политику укрепления его
обороноспособности. В целом, бюджеты
последних лет позволили
Природные
особенности и сложившиеся
Выравнивание
уровней бюджетной
Основная часть финансовой помощи регионам предоставляется из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.
Основным
по своему значению и объемам предоставляемых
средств является Федеральный фонд
финансовой поддержки субъектов
РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают
выравнивание бюджетной обеспеченности
и создание равных условий для
субъектов РФ в части реализации
основных социальных гарантий. Размер
дотаций из ФФПР зависит от налогового
потенциала регионов (потенциальных
налоговых возможностей территории),
климатических, социально-экономических,
демографических и других особенностей,
отражающихся на стоимости предоставления
бюджетных услуг.
Таблица 7 – Темп роста расходов бюджета, %
Темпы роста | 2008 к 2007 | 2009 к 2008 | 2010 к 2009 | 2011 к 2010 | 2012 к 2011 | 2013 к 2012 |
Расходы бюджета - ИТОГО, млрд. руб. | 112,41 | 143,54 | 86,16 | 112,36 | 100,47 | 101,27 |
Общегосударственные вопросы | 95,27 | 109,77 | 86,22 | 105,72 | 159,39 | 104,87 |
Национальная оборона | 67,66 | 211,09 | 79,91 | 83,52 | 98,74 | 100,38 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 86,06 | 175,00 | 88,06 | 92,68 | 97,29 | 98,79 |
Национальная экономика | 146,40 | 162,80 | 50,80 | 202,99 | 100,58 | 93,57 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 40,98 | 125,45 | 120,73 | 107,32 | 40,32 | 78,24 |
Охрана окружающей среды | 124,06 | 128,19 | 83,81 | 153,94 | 103,50 | 95,75 |
Образование | 117,13 | 121,13 | 79,91 | 148,44 | 100,63 | 100,45 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 124,93 | 125,93 | 91,43 | 80,22 | 171,97 | 93,52 |
Здравоохранение и спорт | 136,76 | 131,11 | 68,23 | 188,75 | 109,74 | 90,21 |
Социальная политика | 137,18 | 110,16 | 88,82 | 1027,38 | 107,93 | 107,90 |
Межбюджетные трансферты | 140,76 | 134,35 | 104,56 | 1,13 | 1046,51 | 99,40 |
Диаграмма 2 – Расходы федерального бюджета, млрд. руб.
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости исполнения «длящихся» расходных обязательств.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:
-
безусловное исполнение
-
обеспечение
-
индексация в 2011 году денежного
довольствия военнослужащих и
приравненных к ним лиц,
-
обеспечение обязательств в
-
обеспечение закупки новых
-
обеспечение содержания и
-
постепенное сокращение
-
подготовка особо значимых
Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач