Роль бюджетной политики в решении государственных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание

С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую роль начинает играть государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6

1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6

1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10

1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14

2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16

2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16

2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19

2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26

3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованной литературы…………………………………………...40

Приложение А……………………………………………………………………42

Приложение Б……………………………………………………………………44

Приложение В……………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

глава1.docx

— 882.29 Кб (Скачать документ)
ify">       Важнейшим этапом в дальнейшем реформировании межбюджетных отношений явилась  реформа 2003-2004гг. Ее сущность заключается  в разделении уровней бюджетной  системы с четким определением на постоянной основе их обязательств и  доходных источников и, что самое  важно, полномочий по их регулированию. В соответствии с реформой местного самоуправления вводится два уровня местных бюджетов – бюджетная система РФ становится четырехуровневой.

       Изменение налогового и бюджетного законодательства привело к увеличению централизации  доходных источников консолидированного бюджета субъектов РФ в пользу региональных бюджетов.6 Пропорции формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за один год между региональными и местными бюджетами изменились с 60% и 40% в 2005 г. на 70% и 30% в 2006 г. соответственно.

       На  сегодняшний день межбюджетные отношения включают 3 функциональных элемента:

  1. разграничение доходов и расходных обязательств, закрепленное законодательно на постоянной основе;

       2) распределение доходов между бюджетами бюджетной системы. Осуществляется ежегодно и направлено на обеспечение самостоятельности каждого уровня управления;

       3) перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов, направленное на горизонтальное выравнивание бюджетов на основе расчетной бюджетной обеспеченности (мин. 63% от среднего по России в 2010г). Оно осуществляется через механизм межбюджетных трансфертов (далее – МБТ).

       МБТ – средства, предоставляемые одним  бюджетом другому бюджету на безвозмездной  основе. Через этот механизм средства от богатых территорий передаются бедным. За 2005 – 2008гг. МБТ из федерального бюджета увеличились более чем в 2 раза и составили 2,7 трлн. Рублей (35% от всех расходов). Средства между бюджетами перераспределяются также через бюджетные кредиты (140 млрд. на 2010 г. субъектам РФ).

       МБТ предоставляются из соответствующих  фондов, которые формируются в  бюджете каждого уровня, и используется соответствующая единая методика. Тем не менее, разработанные правительством методики расчета трансфертов не решают проблемы количественной оценки расходных обязательств бюджетов, и зачастую реальная практика распределения трансфертов на всех бюджетных уровнях сводится к старинному методу «от достигнутого», то есть, не меньше, чем в прошлом году с учетом инфляции7

       В проекте бюджета на 2010 г. и на период до 2012 г. насчитывается свыше 87 различных  трансфертов, что учитывая неравномерное  выделение средств, может привести к превышению издержек по оценке их целевого использования над получаемыми  выгодами, не говоря уже об оценке эффективности  осуществляемых расходов. В развитых странах с федеративной формой государственного устройства, как правило, существует 1–3 крупнейших трансферта из федерального бюджета бюджетам территорий и 3–15 более мелких трансфертов.

       Несмотря  на положительные изменения в  системе межбюджетных отношений  и в организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях, достигнутые  в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются многочисленные проблемы, главными из которых являются:

  • проблема централизации доходов и децентрализации расходов: действующая система разграничения налоговых доходов не обеспечивает адекватность величины собственных налоговых доходов расходным обязательствам (Более 80% налоговых доходов субъектов РФ – федеральные), особенно на уровне местных образований (доля местных налогов составляет всего 4% от доходов местных бюджетов);
  • проблема усиления дифференциации уровня экономического и социального развития территорий.

       В настоящее время степень дифференциации по всем важнейшим экономическим  и социальным параметрам показателей  между регионами России очень  высока. Бюджетные расходы на душу населения значительно варьируются  по разным регионам: на здравоохранение более чем в 6 раз, на социальное обеспечение – в 15 раз, на образование – более чем в 5 раз.

       Решению этих проблем может в частности  способствовать, одобренная распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2009г «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года».

       Таким образом, проанализировав бюджетную политику России за последние 10 лет, можно отметить, что в целом она была направлена на оптимизацию налоговой нагрузки, решение долговой проблемы, защиту бюджетной системы и российской экономики в целом от непредсказуемых колебаний внешней конъюнктуры, увеличение эффективности функционирования государственных финансов и реформирование межбюджетных отношений.

       В целях оптимизации налоговой  нагрузки, начиная с 2000 года в России было проведено существенное реформирование налоговой системы, что позволило  перенести большую часть налоговой  нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор и ослабить негативное влияние  удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей.

       Для решения долговой проблемы в 2002 году была разработана концепция управления государственным долгом, следование которой позволило снизить величину государственного долга к ВВП  за период 2000-2009 гг. с 108,8 до 8,3%. Но, несмотря на положительные результаты в этой части, в ближайшее время вследствие кризиса ожидается повышение  долговой зависимости, как от национальных, так и от иностранных кредиторов.

       В целях снижения зависимости бюджетной  системы от внешнеэкономической  конъюнктуры был создан Стабилизационный фонд, в котором накапливались  средства от нефтяных доходов. Впоследствии он был разделен на два фонда, аккумулирующих доходы от нефти и газа. Резервный  фонд был использован во время  финансово-экономического кризиса  для замещения выпадающих бюджетных  доходов. ФНБ предназначен для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Тем  не менее, ввиду сохранения дисбаланса в бюджетной системе ожидается, что ресурсы этих фондов будут  исчерпаны уже в ближайшие  пару лет, что еще больше обострит зависимость бюджетов от конъюнктуры  мировых рынков.

       В результате масштабной реформы межбюджетных отношений было произведено и  законодательно закреплено разграничение расходов и доходов между различными уровнями бюджетной системы, реформой местного самоуправления введены два уровня местных бюджетов, что сделало бюджетную систему РФ четырехуровневой. Основные проблемы, которые остаются нерешенными: проблема централизации доходов и децентрализации расходов; проблема усиления дифференциации уровня экономического и социального развития территорий. 
 
 
 

       3 Направления совершенствования бюджетной политики России 

     Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации.

     Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной  экономики.

     В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными  целями бюджетной политики в 2011-2013 годах  являются:

     1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;

     2) разработка и внедрение инструментов  поддержки инноваций;

     3) обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной  системы;

     4) повышение качества человеческого  капитала;

     5) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг;

     6) реализация Программы повышения  эффективности бюджетных расходов  на период до 2012 года.

     По  моему мнению, в ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

     Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы  федерального бюджета предполагается сократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить  их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность  бюджетной политики ближайших трех лет.

     При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную  поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной  инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса  по разработке и коммерциализации новых  технологий в Сколково.

     Кроме того, сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны  наиболее острые вопросы бюджетной  устойчивости. В среднесрочной перспективе  запланировано дальнейшее повышение  уровня расходов на пенсионное обеспечение  населения. Это решение обусловлено  низким уровнем доходов пенсионеров  и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

     При формировании долгосрочной бюджетной  политики необходимо учитывать, что  Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения  трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

     Так, в 2010 году доля трудоспособного населения  составит 62% от общей численности  россиян, а доля населения пенсионного  возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития  России, к 2030 году численность трудоспособного  населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов –  для покрытия дефицита бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации, который  может быть обеспечен использованием средств Фонда национального  благосостояния.

     Если  в 2008-2009 годах дефицит бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  составлял 0,5% к ВВП и 1,0% к ВВП  соответственно, то в 2010 году он вырастет до 2,6% к ВВП. В 2011-2013 гг. дефицит бюджета  фонда ожидается на уровне 1,8% к  ВВП. Такой высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обуславливает выделение  значительных межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета на его покрытие.

     В федеральном бюджете запланированы  ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате  социальных пособий и компенсаций, кроме того, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы  и военнослужащим. Однако следует  отметить слабую направленность социальной политики на поддержку нуждающихся  граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011–2013 годах в среднесрочной  перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это  позволит увеличить защищенность нуждающихся  в поддержке государства.

     Еще одним приоритетом бюджетной  политики, направленным на повышение  качества человеческого капитала, будут  оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

     Повышение страховых взносов на 2% принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.

     Я считаю, что важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики.

Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач