Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа
С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую роль начинает играть государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6
1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6
1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10
1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14
2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19
2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26
3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложение А……………………………………………………………………42
Приложение Б……………………………………………………………………44
Приложение В……………………………………………………………………45
Объемы
финансирования образования позволят
обеспечить переход к образованию
по стандартам нового поколения, отвечающим
требованиям современной
Общий объем ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.
Это
позволит обеспечить проведение мероприятий
по обеспечению сохранности и
доступности объектов культурного
наследия России; по поддержке театров
и отечественного кинематографа; по
развитию библиотек; проведение реставрации
и реконструкции объектов национального
достояния. В помощь творческой деятельности
предусматривается
Следует отдельное внимание уделить интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной поддержки участия России в мероприятиях мирового уровня.
Среди
приоритетов бюджетной политики
- обеспечение национальной обороны
на основе перевооружения армии, в рамках
новой государственной
Предусмотренные
в федеральном бюджете
Реализация
федеральных целевых программ (ФЦП)
и непрограммной части
Увеличатся ассигнования на дорожное строительство за счет целевого направления доходов от повышения акцизов на нефтепродукты (индексация ставок позволит дополнительно получить в федеральный бюджет в 2011 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34 млрд. рублей пойдет на строительство и ремонт дорог в крупных городах. В 2012 году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам Российской Федерации, а в 2013 году дополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых в бюджеты субъектов Российской Федерации будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%)). В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.
Необходимо отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.
Объем
долговых обязательств бюджетов субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований с учетом погашения
и привлечения бюджетных
В
среднесрочной перспективе
Заключение
По
итогам исследования можно сказать,
что бюджетная политика является
центральным звеном развития сектора
государственного управления. Представляя
собой комплекс решений и мероприятий
по осуществлению бюджетного процесса
и исполнению государственных функций,
она оказывает определяющее воздействие
практически на все области жизнедеятельности.
Это достигается посредством
планирования достижения целевых показателей
доходов и расходов государственного
бюджета и распределения его
денежных ресурсов по приоритетным направлениям
бюджетной политики. Данные направления
определяются Президентом России в
ежегодном Бюджетном послании Федеральному
Собранию, что является главным основанием
для разработки проекта закона о
федеральном бюджете на следующий
год и плановый период. Приоритеты
бюджетной политики объединяются в
несколько взаимосвязанных
В
ходе исследования доходной и расходной
частей государственного бюджета была
проанализирована их структура, динамика
составляющих ее элементов. В результате
проведенного анализа, можно отметить,
что в период с 2000 по 2008 гг. доходы
и расходы как расширенного бюджета
Правительства, так и бюджетов отдельных
уровней бюджетной системы
Стабильный период развития национального хозяйства с 2000 по 2008 гг., позволил увеличить и расходную часть консолидированного бюджета. В нем преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%). Однако сравнение данных показателей со странами ОЭСР показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.
В результате рассмотрения особенностей бюджетной политики в области управления государственным долгом в период с 2000 по 2008 гг., можно отметить существенное сокращение его величины с 61,3% ВВП до 6,8%. Внешний долг бывшего СССР, составляющий самую значительную долю в общей массе, был реструктуризирован, а долговая политика была направлена на развитие рыночных инструментов заимствования, замещение внешнего долга внутренним, увеличение его дюрации. Несмотря на положительные изменения уже в докризисные годы наметилась опасная тенденция к резкому наращиванию корпоративного долга, особенные опасения вызывает его трансформация в долг государственный.
За последние годы большие сдвиги произошли в области межбюджетных отношений. Осуществлен переход к новой методике распределения трансфертов ФФПР, основанной на сопоставлении реальной бюджетной обеспеченности регионов с использованием объективных оценок расходных потребностей и налогового потенциала территорий. В результате реформы 2003-2004гг. на постоянной основе разграничены доходы и расходные обязательства между уровнями бюджетной системы, повышена эффективность механизмов горизонтального и вертикального выравнивания бюджетов за счет введения дополнительных отчислений из более обеспеченных бюджетов менее обеспеченным, обеспечения минимального уровня бюджетной обеспеченности наиболее отсталых территорий.
Тем не менее, несмотря на успешное развитие всех самых значимых сторон бюджетной сферы в докризисный период, в бюджетной политике России уже тогда сохранялись многие системные недостатки, которые с началом кризисного времени только усилились. Финансово-экономический кризис, разразившийся в конце 2008 года, дестабилизировал ситуацию на мировых рынках, что привело к падению доходов федерального бюджета более чем на 20% за 2009 год и образованию его дефицита в размере 5,9% ВВП. Масштабные денежные вливания, совершенные в рамках антикризисной программы, и рост цен на нефть во второй половине 2009 года, позволили несколько ослабить негативные последствия для экономики и социальной сферы. Тем не менее, в параметрах федерального бюджета на 2010 год и плановый период уже в значительной степени учтены пессимистичные прогнозы многих экспертов. Так по самым общим оценкам ожидается сохранение дефицита федерального бюджета в 2010 году, а вероятность продолжения этой тенденции остается высокой. На его покрытие в 2010-2012 гг. предусмотрены внешние заимствования в сумме 60 млрд. долл., а рост общего объема государственного долга к концу 2012 года по сравнению с 2009-ым ожидается более чем в 2 раза, что составит 15,4% ВВП.
Несмотря
на то, что кризисное годы обнажили
многие системные недостатки в функционировании
сферы государственных
Список
использованных источников
Приложение А
Таблица 4
Основные
показатели, использованные
для прогноза доходов
федерального бюджета
Показатель | Ед. изм. | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
отчет | закон с учетом изменений | прирост к предыдущему году | прогноз | прирост к предыдущему году | прогноз | прирост к предыдущему году | прогноз | прирост к предыдущему году | ||
Объем ВВП | млрд. рублей | 39 064 | 44 957 | 115,1 | 49 659 | 110,5 | 55 223 | 111,2 | 61 873 | 112,0 |
Курс доллара США (среднегодовой) | руб. за долл. США | 31,7 | 30,0 | 94,6 | 29,3 | 97,7 | 28,4 | 96,9 | 27,9 | 98,2 |
Цена на нефть марки «Юралс» | долл./ барр. | 61,1 | 75,0 | 122,7 | 75,0 | 100,0 | 78,0 | 104,0 | 79,0 | 101,3 |
Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ) | долл./ тыс.
куб. м |
249,2 | 278,6 | 111,8 | 288,3 | 103,5 | 286,4 | 99,3 | 289,2 | 101,0 |
Цена на газ (ДЗ) | долл./ тыс.
куб. м |
286,5 | 314,2 | 109,7 | 323,0 | 102,8 | 317,9 | 98,4 | 319,5 | 100,5 |
Объем импорта, всего | млрд. долл. | 167,5 | 212,9 | 127,1 | 248,9 | 116,9 | 279,5 | 112,3 | 313,5 | 112,2 |
Налогооблагае-мый объем импорта | млрд. долл. | 156,4 | 199,0 | 127,2 | 232,4 | 116,8 | 261,0 | 112,3 | 292,8 | 112,2 |
Объем экспорта, всего | млрд. долл. | 301,8 | 371,8 | 123,2 | 382,0 | 102,7 | 401,1 | 105,0 | 415,0 | 103,5 |
Объемы экспорта: | ||||||||||
Нефти | млн. тонн | 247,6 | 250,5 | 101,2 | 248,0 | 99,0 | 248,0 | 100,0 | 248,0 | 100,0 |
Газа | млрд. куб. м | 168,7 | 205,7 | 121,9 | 207,9 | 101,1 | 211,1 | 101,5 | 211,6 | 100,2 |
Нефтепродуктов | млн. тонн | 124,5 | 125,0 | 100,4 | 125,2 | 100,2 | 125,6 | 100,3 | 126,0 | 100,3 |
Налогооблагаемые объемы экспорта: | ||||||||||
Нефти | млн. тонн | 226,5 | 222,6 | 98,3 | 220,0 | 98,8 | 219,5 | 99,8 | 219,7 | 100,1 |
Газа | млрд. куб. м | 131,4 | 125,4 | 95,4 | 127,1 | 101,4 | 130,3 | 102,5 | 140,6 | 107,9 |
Нефтепродуктов | млн. тонн | 119,1 | 123,0 | 103,3 | 123,8 | 100,7 | 124,2 | 100,3 | 124,6 | 100,3 |
Налогооблагаемые объемы добычи: | ||||||||||
Нефти | млн. тонн | 454,6 | 443,1 | 97,5 | 435,0 | 98,2 | 428,8 | 98,6 | 427,4 | 99,7 |
Газа | млрд. куб. м | 515,1 | 566,8 | 110,0 | 573,4 | 101,2 | 584,9 | 102,0 | 589,7 | 100,8 |
газового конденсата | млн. тонн | 15,8 | 17,3 | 109,5 | 17,6 | 101,7 | 17,8 | 101,1 | 18,3 | 102,8 |
Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач