Роль бюджетной политики в решении государственных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание

С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую роль начинает играть государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6

1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6

1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10

1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14

2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16

2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16

2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19

2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26

3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованной литературы…………………………………………...40

Приложение А……………………………………………………………………42

Приложение Б……………………………………………………………………44

Приложение В……………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

глава1.docx

— 882.29 Кб (Скачать документ)

     Объемы  финансирования образования позволят  обеспечить переход к образованию  по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с  оптимизацией сети образовательных  учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения  частного сектора в отрасль и  увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные  изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в вузах сократится на 20-30%.

     Общий объем ассигнований на поддержку  культуры, кинематографии и средств  массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.

     Это позволит обеспечить проведение мероприятий  по обеспечению сохранности и  доступности объектов культурного  наследия России; по поддержке театров  и отечественного кинематографа; по развитию библиотек; проведение реставрации  и реконструкции объектов национального  достояния. В помощь творческой деятельности предусматривается финансирование грантов в области искусства, выделяются средства на выплату премий выдающимся деятелям культуры и талантливой  молодежи.

     Следует отдельное внимание уделить интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной поддержки участия России в мероприятиях мирового уровня.

     Среди приоритетов бюджетной политики - обеспечение национальной обороны  на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной программы  вооружения на 2011-2020 годы (данная программа  будет утверждена в течение 2010 года).

     Предусмотренные в федеральном бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих  общефедеральное и региональное значение.

     Реализация  федеральных целевых программ (ФЦП) и непрограммной части федеральной  адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной перспективе  будет осуществляться исходя из приоритетов  экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. В 2011 году планируется  реализация 43 действующих федеральных  программ, а в 2012 году – 37. Объем ассигнований на эти цели в 2011 году увеличится более  чем на 15% к текущему году, а в 2012 году сокращается (на 16% к 2011 году) в  связи с завершением ряда программ, в том числе крупных – таких, например, как ГЛОНАСС.

     Увеличатся  ассигнования на дорожное строительство  за счет целевого направления доходов  от повышения акцизов на нефтепродукты (индексация ставок позволит дополнительно получить в федеральный бюджет в 2011 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34 млрд. рублей пойдет на строительство и ремонт дорог в крупных городах. В 2012 году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам Российской Федерации, а в 2013 году дополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых в бюджеты субъектов Российской Федерации будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%)). В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.

     Необходимо  отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы  – с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к  ВВП. Ожидается, что в ближайшие  три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.

     Объем долговых обязательств бюджетов субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований с учетом погашения  и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций  оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей,  на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей.

     В среднесрочной перспективе сохраняется  необходимость выделения ассигнований в форме межбюджетных трансфертов  субъектам Российской Федерации, которые  должны помочь регионам обеспечить на достойном и качественном уровне получение гражданами государственных  и муниципальных услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

     По  итогам исследования можно сказать, что бюджетная политика является центральным звеном развития сектора  государственного управления. Представляя  собой комплекс решений и мероприятий  по осуществлению бюджетного процесса и исполнению государственных функций, она оказывает определяющее воздействие  практически на все области жизнедеятельности. Это достигается посредством  планирования достижения целевых показателей  доходов и расходов государственного бюджета и распределения его  денежных ресурсов по приоритетным направлениям бюджетной политики. Данные направления  определяются Президентом России в  ежегодном Бюджетном послании Федеральному Собранию, что является главным основанием для разработки проекта закона о  федеральном бюджете на следующий  год и плановый период. Приоритеты бюджетной политики объединяются в  несколько взаимосвязанных блоков, среди которых особо можно  выделить политику: в области доходов, расходов, управления государственным  долгом, межбюджетных отношений.

     В ходе исследования доходной и расходной  частей государственного бюджета была проанализирована их структура, динамика составляющих ее элементов. В результате проведенного анализа, можно отметить, что в период с 2000 по 2008 гг. доходы и расходы как расширенного бюджета  Правительства, так и бюджетов отдельных  уровней бюджетной системы имели  восходящую динамику. В части формирования доходной базы повышалась доля налоговой  составляющей, что связано в первую очередь с переносом налоговой  нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор. При наличии среднего уровня общей налоговой нагрузки ВВП  России среди развитых стран, в нашей  стране сохраняется довольно невысокий  уровень налогообложения потребления  и социальных отчислений. Это объясняется  значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную  торговлю.

     Стабильный  период развития национального хозяйства  с 2000 по 2008 гг., позволил увеличить и расходную часть консолидированного бюджета. В нем преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%). Однако сравнение данных показателей со странами ОЭСР показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.

     В результате рассмотрения особенностей бюджетной политики в области  управления государственным долгом в период с 2000 по 2008 гг., можно отметить существенное сокращение его величины с 61,3% ВВП до 6,8%. Внешний долг бывшего  СССР, составляющий самую значительную долю в общей массе, был реструктуризирован, а долговая политика была направлена на развитие рыночных инструментов заимствования, замещение внешнего долга внутренним, увеличение его дюрации. Несмотря на положительные изменения уже в докризисные годы наметилась опасная тенденция к резкому наращиванию корпоративного долга, особенные опасения вызывает его трансформация в долг государственный.

     За  последние годы большие сдвиги произошли  в области межбюджетных отношений. Осуществлен переход к новой методике распределения трансфертов ФФПР, основанной на сопоставлении реальной бюджетной обеспеченности регионов с использованием объективных оценок расходных потребностей и налогового потенциала территорий. В результате реформы 2003-2004гг. на постоянной основе разграничены доходы и расходные обязательства между уровнями бюджетной системы, повышена эффективность механизмов горизонтального и вертикального выравнивания бюджетов за счет введения дополнительных отчислений из более обеспеченных бюджетов менее обеспеченным, обеспечения минимального уровня бюджетной обеспеченности наиболее отсталых территорий.

     Тем не менее, несмотря на успешное развитие всех самых значимых сторон бюджетной  сферы в докризисный период, в  бюджетной политике России уже тогда  сохранялись многие системные недостатки, которые с началом кризисного времени только усилились. Финансово-экономический кризис, разразившийся в конце 2008 года, дестабилизировал ситуацию на мировых рынках, что привело к падению доходов федерального бюджета более чем на 20% за 2009 год и образованию его дефицита в размере 5,9% ВВП. Масштабные денежные вливания, совершенные в рамках антикризисной программы, и рост цен на нефть во второй половине 2009 года, позволили несколько ослабить негативные последствия для экономики и социальной сферы. Тем не менее, в параметрах федерального бюджета на 2010 год и плановый период уже в значительной степени учтены пессимистичные прогнозы многих экспертов. Так по самым общим оценкам ожидается сохранение дефицита федерального бюджета в 2010 году, а вероятность продолжения этой тенденции остается высокой. На его покрытие в 2010-2012 гг. предусмотрены внешние заимствования в сумме 60 млрд. долл., а рост общего объема государственного долга к концу 2012 года по сравнению с 2009-ым ожидается более чем в 2 раза, что составит 15,4% ВВП.

     Несмотря  на то, что кризисное годы обнажили многие системные недостатки в функционировании сферы государственных финансов, только решение сегодняшних первоочередных проблем позволит нашей стране получить возможность впоследствии провести полноценную модернизацию в экономике  и со временем встать на инновационный  путь развития. В данном исследовании была сделана попытка особо выделить некоторые из этих проблем и обозначить пути их эффективного решения. 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

   
  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (опубликован  в Собрании законодательства РФ от 28.12.2009)
  2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 486 с.
  3. Акиндинова Н.В., Петроневич М.В. Устойчивость бюджетной сферы в 2010-2012 гг. // Форсайт. – 2009. – №12. – с. 34
  4. Бюджетная система России: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 1999. – 550 с.
  5. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – 340 с.
  6. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: РАГС, 2007. – 640 с.
  7. Зубаревич Н.В. Влияние кризиса на регионы России: мониторинг. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/overviews/social_sphere/kris.shtml
  8. Каплина А.В. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов // Финансовые исследования. – 2007. – №15 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finis.rsue.ru/2007-2/Ka.pdf
  9. Мордвинцева А.Д. Государственный и муниципальный долг: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2006]. – Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/gos_i_mun_dolg/page0003.asp
  10. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
  11. Плюсы и минусы отмены ЕСН // Адвокатский Вестник. – №51. – ноябрь 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.advpalataro.ru/publications/index.php?ID=6094
  12. Пшенинникова Ю.И. Роль долговой политики в перспективном финансовом планировании // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2007. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?Artid=22910
  13. Стародубровская И.В. Бюджетирование, ориентированное на результат, на региональном и муниципальном уровнях: подходы и рекомендации / И.В. Стародубровская. – М.: ИЭПП, 2008. – 184 с.
  14. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
  15. Финансы: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2004. – 504 с.
  16. Консультант Плюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  17. Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
  18. Росстат [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  19. Сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/news/10291
  20. Счетная палата РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010]. – Режим доступа:. http://www.ach.gov.ru
  21. Тенденции развития межбюджетных отношений в РФ. Аналитический вестник Совета Федерации. – 2006. – №23. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.council.gov.ru
  22. Федеральное Казначейство [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа : http://www.roskazna.ru
  23. Чернышев О.А., Калашникова Е.О. Развитие государственно-частного партнерства в России. – 17 февраля. – 2009г. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.rusk.ru/st.php?idar=113838
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

     Приложение  А

     Таблица 4

     Основные  показатели, использованные для прогноза доходов  федерального бюджета 

Показатель Ед. изм. 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
отчет закон с учетом изменений прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему  году
Объем ВВП млрд. рублей 39 064 44 957 115,1 49 659 110,5 55 223 111,2 61 873 112,0
Курс  доллара США (среднегодовой) руб. за долл. США 31,7 30,0 94,6 29,3 97,7 28,4 96,9 27,9 98,2
Цена  на нефть марки «Юралс» долл./ барр. 61,1 75,0 122,7 75,0 100,0 78,0 104,0 79,0 101,3
Цена  на газ (среднеконтракт-ные, включая  страны СНГ) долл./ тыс.

куб. м

249,2 278,6 111,8 288,3 103,5 286,4 99,3 289,2 101,0
Цена  на газ (ДЗ) долл./ тыс.

куб. м

286,5 314,2 109,7 323,0 102,8 317,9 98,4 319,5 100,5
Объем импорта, всего  млрд. долл. 167,5 212,9 127,1 248,9 116,9 279,5 112,3 313,5 112,2
Налогооблагае-мый  объем импорта млрд. долл. 156,4 199,0 127,2 232,4 116,8 261,0 112,3 292,8 112,2
Объем экспорта, всего млрд. долл. 301,8 371,8 123,2 382,0 102,7 401,1 105,0 415,0 103,5
Объемы  экспорта:                    
Нефти млн. тонн 247,6 250,5 101,2 248,0 99,0 248,0 100,0 248,0 100,0
Газа млрд. куб. м 168,7 205,7 121,9 207,9 101,1 211,1 101,5 211,6 100,2
Нефтепродуктов млн. тонн 124,5 125,0 100,4 125,2 100,2 125,6 100,3 126,0 100,3
Налогооблагаемые  объемы экспорта:                    
Нефти млн. тонн 226,5 222,6 98,3 220,0 98,8 219,5 99,8 219,7 100,1
Газа млрд. куб. м 131,4 125,4 95,4 127,1 101,4 130,3 102,5 140,6 107,9
Нефтепродуктов млн. тонн 119,1 123,0 103,3 123,8 100,7 124,2 100,3 124,6 100,3
Налогооблагаемые  объемы добычи:                    
Нефти млн. тонн 454,6 443,1 97,5 435,0 98,2 428,8 98,6 427,4 99,7
Газа млрд. куб. м 515,1 566,8 110,0 573,4 101,2 584,9 102,0 589,7 100,8
газового  конденсата млн. тонн 15,8 17,3 109,5 17,6 101,7 17,8 101,1 18,3 102,8

Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач