Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Введение; 3
Социально-экономическая сущность бюджета Российской 5
Федерации;
2. Бюджетное устройство Российской Федерации; 12
3. Бюджетное планирование и бюджетный процесс; 19
4. Поступления в бюджет. Порядок формирования бюджета; 32
5. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации; 33
6. Порядок планирования Доходов федерального бюджета 41
Российской Федерации;
Заключение 56
Список используемой литературы 58
сокращаются. В результате вместе с ростом доходов увеличивается величина
чистых налогов, а рост располагаемого дохода и соответственно
потребительского спроса отстает от роста BВП периоды экономического спада
чистые налоги уменьшаются, что способствует увеличению совокупного спроса.
2. Бюджетное устройство
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетное
устройство страны характеризуется бюджетной системой и бюджетной
классификацией.
Бюджетная система представляет собой совокупность всех бюджетов,
функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов
она образует систему государственных финансов.
Структура бюджетной системы определяется структурой государственного
управления. Сектор государственного управления в России, как в республике с
федеральным устройством, охватывает федеральный, региональный (республики,
края, области, Москва, Санкт-Петербург) и местный (муниципальный) уровни. В
унитарных (единых) государствах существует два уровня управления:
центральный и местный (муниципальный).
Основные типы институциональных единиц, относящихся к сектору органов
государственного управления, следующие:
федеральные органы управления: Федеральное Собрание, аппарат Президента
Российской Федерации, аппараты федеральных министерств и ведомств;
государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и
искусства, науки, финансируемые, как правило, из федерального бюджета;
государственные внебюджетные фонды; учреждения (посольства,
представительства, консульства) Российской Федерации за границей;
региональные органы управления: органы законодательной
(представительной) власти субъектов Российской Федерации, аппараты
президентов республик в составе Российской Федерации, аппараты
исполнительной власти Российской Федерации; государственные учреждения
здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые за
счет бюджета субъектов
создаваемые субъектами Российской Федерации; представительства субъектов
Российской Федерации;
местные (муниципальные) органы управления: органы законодательной
(представительной) власти, аппараты
местной администрации,
исполнительной власти; государственные учреждения здравоохранения,
образования, культуры и искусства, науки, финансируемые из местного
бюджета; внебюджетные фонды, создаваемые местной администрацией.
Различные государственные единицы должны объединяться с тем уровнем
государственного управления, за счет которого в основном осуществляется их
финансирование и который контролирует их деятельность. Например, операции
по социальному страхованию рассматриваются как часть того уровня
управления, на котором они осуществляются.
Соответственно бюджетная
структуре состоит из трех уровней.
К первому относятся федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов.
Ко второму - бюджеты субъектов
Федерации и бюджеты
внебюджетных фондов.
К третьему - местные бюджеты.
Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов,
бюджеты субъектов Федерации и территориальных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются соответственно в форме федеральных законов
или законов субъектов Федерации. Местные бюджеты утверждаются нормативными
актами представительных органов местного самоуправления.
Федеральному бюджету и
центральная роль в системе государственных финансов. В то же время
существенную роль в государственных финансах выполняют различные
государственные фонды на федеральном или местном уровнях, аккумулирующие
денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Как правило, такие фонды
создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со
стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких
фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета,
капитализация доходов и займы.
Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фонды. В России к
ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд
обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости
населения, Фонд социальной поддержки населения.
Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляющими
поступающими в них средствами.
Годовой финансовый бюджет и внебюджетные фонды в России составляются и
утверждаются на один финансовый год, соответствующий календарному году. При
этом финансовые операции относятся к тому периоду времени, когда они
действительно имели место, а не к бюджетному периоду, для которого они были
утверждены. В этом случае общие суммы доходов и расходов по бюджетным
обязательствам будут отражать фактическое состояние бюджета.
Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления в целях
получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты. Бюджет
субъекта Федерации вместе со сводом бюджетов муниципальных образований,
находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта
Федерации. Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов субъектов Федерации
образует консолидированный
присоединить внебюджетные социальные фонды, то получится консолидированный
бюджет органов
В российской практике в составе бюджетов формируются целевые бюджетные
фонды. Они образуются за счет доходов целевого назначения или в порядке
отчислений от конкретных видов доходов и используются на цели в
соответствии с назначением фонда.
В федеральный бюджет России на 1998 г. были включены: федеральный
Дорожный фонд РФ, федеральный Экологический фонд РФ, федеральный Фонд
государственной налоговой службы и налоговой полиции, Фонд развития
таможенной системы, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд
воспроизводства минерально-сырьевой базы. Эти фонды, так же как и
внебюджетные, являются самостоятельными юридическими лицами, имеют
центральные и территориальные органы управления и самостоятельные источники
поступлений за счет налогов и сборов наряду с ассигнованиями из бюджетов.
Включение их в бюджет ведет к повторному счету доходов: в составе
самостоятельных налоговых поступлений и в составе фондов.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как это предусмотрено
Бюджетным кодексом, базируется на следующих принципах:
V принцип единства бюджетной
системы, предусматривающий
базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного
процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также
единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского
учета средств бюджетов всех уровней;
V принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы, означающий закрепление соответствующих видов доходов (полностью
или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами
государственной власти различных уровней;
V принцип самостоятельности
V право законодательных (
самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
V наличие собственных
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по
формированию доходов
V право органов государственной власти и органов местного самоуправления
самостоятельно определять направления расходования средств
соответствующих бюджетов;
V недопустимость изъятия
исполнения законов о бюджете сумм превышения доходов над расходами и сумм
экономии по расходам бюджетов;
V недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной
системы потерь в доходах и дополнительных расходов;
V принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных
фондов;
V принцип сбалансированности
бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов
бюджета и источников финансирования его дефицита;
V принцип эффективности и
означающий необходимость
расходе средств или достижения наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств;
V принцип общего (совокупного) покрытия расходов, означающий, что все
расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из
источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления из
источников финансирования не могут быть увязаны с определенными
расходами, за исключением доходов целевых бюджетных фондов;
V принцип гласности, согласно которому бюджеты и отчеты об их исполнении
подлежат обязательной публикации в открытой печати, а также означающий
открытость для общества и средств массовой информации процедур
рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
V принцип достоверности бюджета,
социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и
расходов бюджетов;
V принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий,
что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с
обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
3. Бюджетное планирование и
Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с социально-
экономической политикой государства и включает составление бюджета на
очередной финансовый год и перспективного финансового плана.
В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика,
объем финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджете на очередной финансовый
год, источники поступлений средств, объем и направления расходов, величина
дефицита бюджета, объемы и источники внешних и внутренних заимствований для
его покрытия, величина государственного долга и расходы на его
обслуживание.
Бюджетное планирование во многом предопределяет распределительные
процессы в экономике. В частности, определяются масштабы и пропорции
перераспределения чистого дохода предприятий различных форм собственности,
секторов и отраслей экономики, оказывается воздействие на размеры их
накоплений, доля подоходного налога в доходах населения, доля участия
предприятий и населения в формировании поступлений в бюджет.
Одной из острых проблем финансовой политики и бюджетного планирования
является определение
Федерации в общем объеме доходов и расходов консолидированного бюджета.
Перспективный финансовый план в России формируется на три года (включая
очередной финансовый год) на основе среднесрочного прогноза социально-
экономического развития и содержит прогнозные оценки возможностей бюджета
по мобилизации доходов и привлечению средств для финансирования дефицита
бюджетов. Составление перспективного
плана позволяет увязывать
планирование со среднесрочным и, в частности, определять тенденции развития
финансово-экономической
прогнозируемых реформ, программ, законов, выявлять необходимость и
возможность осуществления в перспективе мер по проведению финансовой
политики, выявлять негативные тенденции для своевременного их принятия.
Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс,
представляющий собой
рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и
его утверждению.
Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется Бюджетным
кодексом, в котором определены участники бюджетного процесса и их
полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и
утверждения; установлен порядок составления, утверждения и исполнения
отчета об исполнении и финансового контроля.
Участниками бюджетного процесса являются: президент Российской
Федерации, органы законодательной (представительной) власти, органы
исполнительной власти всех уровней, финансовые органы, органы,
осуществляющие сбор доходов бюджетов, органы кредитно-денежного
регулирования, органы финансового контроля, государственные внебюджетные
фонды, главные распорядители и
распорядители бюджетных
Получателями бюджетных
государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие организации,