Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 06:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование роли расходов государственного бюджета в фискальной политике государства.
Задачами курсовой работы являются:
изучение фискальной политики в системе мер государственного регулирования экономики;
рассмотрение сущности автоматической и дискреционной политики;
изучение направлений расходов государственного бюджета;
анализ динамики и структуры расходов государственного бюджета РФ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 3
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………………………. 6
Фискальная политика в системе мер государственного регулирования
экономики …………………………………………………………………………… 6
Направления расходов государственного бюджета ……………………….. 15
АНАЛИЗ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ИХ РОЛЬ В ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА ……………………… 20
Динамика и структура расходов государственного бюджета РФ ………… 20
Роль политики государственных расходов в реализации целей
фискального регулирования и эффективность расходов государственного бюджета ……………………………………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………. 39
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на [13, с. 14]:
Основными источниками доходов государства являются налоги
(включая взносы на социальное страхование),
прибыль государственных предприятий,
сеньораж (доход от эмиссии денег), доходы
от приватизации. Разница между доходами
и расходами государства составляет сальдо государственного
бюджета.
В зависимости от соотношения расходов и доходов сальдо государственного бюджет может быть [3, с. 294]:
На разных фазах экономического
цикла состояние
Рассмотрим концепции государственного бюджета. Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной является идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции [17, с. 11]:
Средствами для оплаты расходов государства в первую
очередь выступают налоги. Поскольку услугами
государства (которые, разумеется, не могут
предоставляться бесплатно) пользуются
все члены общества, то государство собирает
плату за эти услуги со всех граждан страны.
Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения
доходов между членами общества и имеют целью
уменьшение неравенства в доходах [12,
с. 23].
Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения) [12, с. 23].
Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются [13, с. 15]:
Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).
2.1 Динамика и структура расходов государственного бюджета РФ
На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, такие как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. При переходе к рыночной экономике федеральный бюджет в целом и его составляющая часть – расходы, не могут и не должны утратить своей роли; должно произойти лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного бюджетного механизма, более рационального использования вложений бюджетных средств. Большое значение должны приобрести государственные инвестиции в прогрессивные отрасли экономики, в обеспечение стратегических направлений ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры.
С переходом к рынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономики должно стать достаточное финансирование конверсионных отраслей. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т. е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.
Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы [13, с. 15].
Известно, что за счет
бюджетных средств
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Многообразие конкретных
видов бюджетных расходов обусловлено
целым рядом факторов: природой и функциями
государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджета с народным хозяйством, административно-
В бюджете находит своё отражение структура расходов государства (табл. 2.1).
При анализе расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.
Таблица 2.1
Расходы федерального бюджета за 2008 - 2010 гг.
Расходы федерального бюджета |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % | |
1. Общегосударственные вопросы |
828,78 |
12,61 |
899,84 |
12,08 |
963,1 |
11,90 |
2. Национальная оборона |
509,1 |
7,75 |
566,74 |
7,61 |
596,19 |
7,37 |
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
521,84 |
7,94 |
642,61 |
8,62 |
693,51 |
8,57 |
4. Национальная экономика |
702,32 |
10,69 |
789,62 |
10,60 |
528,55 |
6,53 |
5. Жилищно-коммунальное хозяйство |
54,56 |
0,83 |
56,29 |
0,76 |
51,86 |
0,64 |
6. Охрана окружающей среды |
9,33 |
0,14 |
10,21 |
0,14 |
10,96 |
0,14 |
7. Образование |
307,19 |
4,68 |
313,64 |
4,21 |
339,85 |
4,20 |
8. Культура, кинематография, СМИ |
83,81 |
1,28 |
73,01 |
0,98 |
67,58 |
0,84 |
9. Здравоохранение, физическая культура и спорт |
211,69 |
3,22 |
245,22 |
3,29 |
295,36 |
3,65 |
10. Социальная политика |
270,86 |
4,12 |
342,67 |
4,60 |
396,54 |
4,90 |
11. Межбюджетные трансферты |
2 281,56 |
34,73 |
2 423,12 |
32,52 |
2 720,97 |
33,63 |
12. Условно утвержденные расходы |
0,00 |
186,3 |
2,50 |
404,5 |
5,00 | |
13. Секретные статьи расходов |
789,26 |
12,01 |
901,87 |
12,10 |
1021 |
12,62 |
Итого |
6 570,3 |
100,00 |
7 451,15 |
100,00 |
8 089,97 |
100,00 |
Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.
Согласно табл. 2.1, общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6 570,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7451,15 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2010 год - 8089,97 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 году 115,9%, в 2009 году – 113,3%, в 2010 года - 108,6%, в реальном выражении – соответственно 107,3%, 106,4% и 103,5 %.
Сразу можно выделить самую весомую долю федеральных расходов – межбюджетные трансферты: на 2008 год их удельный вес составил 34,7% (2281,6 млрд. руб.), на 2009 год планируется незначительный рост суммы межбюджетных трансфертов, но сокращение их доли в общем объеме расходов (32,5%, 2423,1 млрд. руб.), на 2010 – рост и суммы, и удельного веса по сравнению с 2009 годом (33,6%, 2720,7 млрд. руб.). Кстати, по разделу «Межбюджетные трансферты» наблюдается самое большое отрицательное отклонение при сравнении данных 2008 и 2009 годов (-2,2%). Для стимулирования органов власти субъектов Российской Федерации в улучшении показателей социально-экономического развития в составе межбюджетных трансфертов начиная с 2008 года предусмотрены дотации бюджетам субъектов Российской Федерации, распределение которых будет осуществлено на основе оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Не произошло изменение по удельному весу в общем объеме расходов раздела «Охрана окружающей среды» (0,14% в общей сумме расходов на протяжении 3 лет).
По разделу «Образование» наблюдается устойчивый рост суммы расходов (с 307,19млрд. руб. до 339,85млрд. руб.) при незначительном снижении удельного веса с 4,7% до 4,2%).
В 2008-2010 годах продолжится реализация приоритетного национального проекта «Образование». Целью политики в сфере образования на этот период будет являться ускорение модернизации российского образования, стимулирование повышения доступности качественного образования (повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования), обеспечение развития его инновационного характера, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг в целях создания условий для повышения качества «человеческого капитала» и конкурентоспособности страны. Бюджетные ассигнования на данный проект составят в 2008 году 42,8 млрд. руб., в 2009 году – 21,1 млрд. рублей.
Информация о работе Роль расходов государственного бюджета в фискальной политике