Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 06:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование роли расходов государственного бюджета в фискальной политике государства.
Задачами курсовой работы являются:
изучение фискальной политики в системе мер государственного регулирования экономики;
рассмотрение сущности автоматической и дискреционной политики;
изучение направлений расходов государственного бюджета;
анализ динамики и структуры расходов государственного бюджета РФ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 3
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………………………. 6
Фискальная политика в системе мер государственного регулирования
экономики …………………………………………………………………………… 6
Направления расходов государственного бюджета ……………………….. 15
АНАЛИЗ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ИХ РОЛЬ В ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА ……………………… 20
Динамика и структура расходов государственного бюджета РФ ………… 20
Роль политики государственных расходов в реализации целей
фискального регулирования и эффективность расходов государственного бюджета ……………………………………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………. 39
По разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» наблюдается незначительный, но устойчивый рост как суммы расходов, так и удельного веса (с 211,69 до 295,36 млрд. руб., при росте уд. веса с 3,2 до 3,7%). В среднесрочной перспективе продолжится реализация приоритетного национального проекта "Здоровье". Целью политики в сфере здравоохранения на 2008 - 2010 годы является повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета, составят в 2008 году 85,9 млрд. руб., в 2009 году - 91,5 млрд. рублей.
В целом за три года расходы на национальную оборону и национальную безопасность увеличатся на 337 и 369 млрд. руб. (45 и 51% соответственно), на социальную политику - на 212 млрд. руб. (98%), на здравоохранение и спорт - на 68 млрд. руб. (33%), на образование - на 63 млрд. руб. (23%).
В 2008-2010 годах продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. К началу 2011 года планируется соответствие МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного человека [11, с. 16].
Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.
В проекте федерального бюджета обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, ключевыми из которых является обеспечение достойной жизни для граждан, устойчивого роста для экономики, уверенности в будущем для страны.
Наибольший удельный вес в классификации расходов, как упоминалось выше, занимают межбюджетные трансферты. На диаграммах 2.1 и 2.2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.
Рис. 2.1. Динамика межбюджетных трансфертов
в
абсолютном выражении, млрд. руб.
Рис. 2.2. Динамика межбюджетных трансфертов
в
относительном выражении, %
Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Состав и структура межбюджетных трансфертов
Межбюджетные |
2008 г |
2009 г |
2010 г | |||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Удель- ный вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Удель- ный вес, % | |
Всего: |
2 281,56 |
100,00 |
2 423,12 |
100,00 |
2 720,97 |
100,00 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
375,54 |
16,46 |
392,67 |
16,21 |
411,07 |
15,11 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
317,19 |
13,90 |
300,74 |
12,41 |
234,25 |
8,61 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
163,74 |
7,18 |
175,97 |
7,26 |
191,01 |
7,02 |
Иные межбюджетные трансферты |
69,75 |
3,06 |
37,83 |
1,56 |
43,86 |
1,61 |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов |
1 355,34 |
59,40 |
1 515,90 |
62,56 |
1 840,79 |
67,65 |
Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т. д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.
Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым, сокращая долю участия в финансировании.
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появится новая статья «условно утвержденные расходы». То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Из табл. 2.1 мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом вышесказанного.
Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов». Надо не забывать о том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут изменения в экономике (высокий уровень инфляции, падение курса доллара и др.), то они повлияют на результативность. Данный показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении [11, с. 16].
2.2 Роль политики государственных
расходов в реализации целей
фискального регулирования и эффективность
расходов государственного бюджета
Реализация фискальной политики в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, конверсией, переводом отраслей на производство конкурентоспособной продукции, проведением определенной политики по социальной защите населения и т. д. Транзитивная экономика изменила структуру доходной части государственного бюджета, которая теперь в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к совершенствованию реформирования налоговой системы и налогообложения.
Развитие экономики России длительное время осуществлялось особым путем, отличным от общемировых направлений. В этом состоит главная трудность, в становлении и реформировании фискальной политики в настоящее время.
В целях усиления стимулирующей
функции налогообложения и
Мировой экономический кризис серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств.
В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета – выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. руб. [14, с. 18]
Исходя из оценки 2009 года, доходы бюджета были еще меньше на 2,3%, а расходы вырасли дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.
В связи с этим бюджетная политика должна была быть направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой – на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Основными целями бюджетной политики являются [17, с. 11]:
1) использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним прогнозам международных организаций, в 2009 году падение мировой экономики составило до 3% на фоне значительного сокращения международной торговли.
Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.
В первом полугодии 2009 г.
продолжилась тенденция к сокращению
основных экономических показателей.
Темпы падения ВВП превышают 10%, промышленного
производства – почти 15%, инвестиций –
более 18%. Отмечено также снижение потребительского
спроса (оборот розничной торговли сократился
на 3%) вследствие падения заработной платы
также почти на 3%. Продолжается рост безработицы,
за последний год она увеличилась на 2,5
п.п.
[14, с. 18]
Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах.
В рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
а) использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем;
б) поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.
2) обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны – не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.
До кризиса расходы бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.
3) повышение эффективности расходов бюджета. Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:
а) комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере;
б) совершенствование программно-целевого
принципа в бюджетном
процессе;
в) сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности;
г) развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов.
4) повышение эффективности налоговой системы.
В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.
На сегодняшний день государственная политика в области расходов (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов. Во избежание такого расхождения между долгосрочными целями и среднесрочной политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики.
Информация о работе Роль расходов государственного бюджета в фискальной политике