Роль расходов государственного бюджета в фискальной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 06:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование роли расходов государственного бюджета в фискальной политике государства.
Задачами курсовой работы являются:
изучение фискальной политики в системе мер государственного регулирования экономики;
рассмотрение сущности автоматической и дискреционной политики;
изучение направлений расходов государственного бюджета;
анализ динамики и структуры расходов государственного бюджета РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 3
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………………………. 6
Фискальная политика в системе мер государственного регулирования
экономики …………………………………………………………………………… 6
Направления расходов государственного бюджета ……………………….. 15
АНАЛИЗ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ИХ РОЛЬ В ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА ……………………… 20
Динамика и структура расходов государственного бюджета РФ ………… 20
Роль политики государственных расходов в реализации целей
фискального регулирования и эффективность расходов государственного бюджета ……………………………………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике переделанная.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

По разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» наблюдается незначительный, но устойчивый рост как суммы расходов, так и удельного веса (с 211,69 до 295,36 млрд. руб., при росте уд. веса с 3,2 до 3,7%). В среднесрочной перспективе продолжится реализация приоритетного национального проекта "Здоровье". Целью политики в сфере здравоохранения на 2008 - 2010 годы является повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета, составят в 2008 году 85,9 млрд. руб., в 2009 году - 91,5 млрд. рублей.

В целом за три года расходы на национальную оборону и национальную безопасность увеличатся на 337 и 369 млрд. руб. (45 и 51% соответственно), на социальную политику - на 212 млрд. руб. (98%), на здравоохранение и спорт - на 68 млрд. руб. (33%), на образование - на 63 млрд. руб. (23%).

В 2008-2010 годах продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. К началу 2011 года планируется соответствие МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного человека [11, с. 16].

Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в  соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

В проекте федерального бюджета обеспечена реализация установленных  стратегических целей и приоритетов  Российской Федерации, ключевыми из которых является обеспечение достойной жизни для граждан, устойчивого роста для экономики, уверенности в будущем для страны.

 

Наибольший удельный вес в классификации расходов, как упоминалось выше, занимают межбюджетные трансферты. На диаграммах 2.1 и 2.2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.

Рис. 2.1. Динамика межбюджетных трансфертов в  
абсолютном выражении, млрд. руб.

 

 

Рис. 2.2. Динамика межбюджетных трансфертов в  
относительном выражении, %

 

Это свидетельствует  о финансировании бюджетов субъектов  РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2

Состав и структура  межбюджетных трансфертов

Межбюджетные  
трансферты

2008 г

2009 г

2010 г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удель-

ный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удель-

ный вес, %

Всего:

2 281,56

100,00

2 423,12

100,00

2 720,97

100,00

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

375,54

16,46

392,67

16,21

411,07

15,11

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

317,19

13,90

300,74

12,41

234,25

8,61

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

163,74

7,18

175,97

7,26

191,01

7,02

Иные межбюджетные трансферты

69,75

3,06

37,83

1,56

43,86

1,61

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

1 355,34

59,40

1 515,90

62,56

1 840,79

67,65


 

Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т. д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.

Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство  пытается сократить участие в  финансировании субъектов РФ. Чтобы  они находили источники средств  для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым, сокращая долю участия в финансировании.

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в  структуре расходов в 2009 и 2010 году появится новая статья «условно утвержденные расходы». То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Из табл. 2.1 мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом вышесказанного.

Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные  статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов». Надо не забывать о том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут изменения в экономике (высокий уровень инфляции, падение курса доллара и др.), то они повлияют на результативность. Данный показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении [11, с. 16].

 

2.2 Роль политики государственных расходов в реализации целей  
фискального регулирования и эффективность расходов государственного бюджета

Реализация фискальной политики в России проводится в сложных  условиях трансформации собственности и становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, конверсией, переводом отраслей на производство конкурентоспособной продукции, проведением определенной политики по социальной защите населения и т. д. Транзитивная экономика изменила структуру доходной части государственного бюджета, которая теперь в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к совершенствованию реформирования налоговой системы и налогообложения.

Развитие экономики  России длительное время осуществлялось особым путем, отличным от общемировых направлений. В этом состоит главная трудность, в становлении и реформировании фискальной политики в настоящее время.

В целях усиления стимулирующей  функции налогообложения и увеличения инвестиций экономическая стратегия России должна предусматривать ряд мер [16, с. 4]:

  • во-первых, обеспечение стабильного налогового законодательства, нежелательность изменений в налоговой схеме в течение текущего хозяйственного года;
  • во-вторых, отсутствие дискриминации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;
  • в-третьих, установление невысоких налогов для производителей и доступной нормы процента по кредитам;
  • в-четвертых, гибкость налоговой системы. Поощрять при спаде производства предприятия, реально увеличивающие объем производства и инвестирующие средства в его рост; за счет освобождения от налогов части прибыли, полученной от увеличения объема реализации. Кроме того, желательно полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемую на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;
  • в-пятых, отказ от декларативности в налоговой льготной политике, в результате которой теряется стимулирующее воздействие на производственные процессы. Так, например, новым и реконструированным предприятиям предоставлять льготы не с момента их регистрации, а с момента получения первой прибыли.

Мировой экономический  кризис серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств.

В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета – выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. руб.  [14, с. 18]

Исходя из оценки 2009 года, доходы бюджета были еще меньше на 2,3%, а расходы вырасли дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.

В связи с этим бюджетная политика должна была быть направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой – на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной  политики являются [17, с. 11]:

1) использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним прогнозам международных организаций, в 2009 году падение мировой экономики составило до 3% на фоне значительного сокращения международной торговли.

Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превышают 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также почти на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась на 2,5 п.п.  
[14, с. 18]

Тем не менее, наличие  значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах.

В рамках достижения этой цели необходимо решение следующих  задач:

а) использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем;

б) поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

2) обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны – не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

До кризиса расходы  бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год  неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.

3) повышение эффективности расходов бюджета. Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

а) комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере;

б) совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном  
процессе;

в) сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности;

г) развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов.

4) повышение эффективности налоговой системы.

В период экономического кризиса соблюдение баланса между  интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

На сегодняшний день государственная политика в области  расходов (на поддержку экономики  уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов. Во избежание такого расхождения между долгосрочными целями и среднесрочной политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики.

Информация о работе Роль расходов государственного бюджета в фискальной политике