Система межбюджетных отношений в РФ: теоретический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в раскрытии сущности межбюджетных отношений и анализа механизма межбюджетных отношений на региональном уровне.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- исследования различных точек зрения на сущность и принципы организации межбюджетных отношений;
- анализа механизма межбюджетных отношений, а именно предоставление межбюджетных трансфертов.

Содержание

Введение 3
1. Межбюджетные отношения: экономическое содержание и назначение 4
1.1. Сущность межбюджетных отношений 4
1.2. Базовые принципы межбюджетных отношений 6
1.2.1. Принцип разграничения расходных полномочий между органами власти (управления) 6
1.2.2. Принцип разграничения источников доходов между бюджетами бюджетной системы 9
1.2.3. Система межбюджетных трансфертов 10
2. Организация межбюджетных отношений в Российской Федерации 14
2.1. Анализ форм межбюджетных отношений в Российской Федерации 14
2.2. Межбюджетные отношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Сахалинская область как участник межбюджетных отношений 17
2.3. Межбюджетные отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами на примере Сахалинской области 20
3. Совершенствование системы межбюджетных отношений в РФ в среднесрочной перспективе 26
Заключение 32
Список используемых источников 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ определяется исходя из достижения минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ, что обеспечивает необходимые гарантии субъектам РФ в исполнении их расходных обязательств.

Уровень различия между 10 наиболее финансово обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами РФ по уровню бюджетных возможностей до межбюджетного выравнивания из федерального бюджета превышает почти в 14 раз. При этом из года в год дифференциация уровня бюджетной обеспеченности возрастает. Это связано с концентрацией доходов консолидированного бюджета в высокоразвитых субъектах РФ, являющихся, как правило, регионами-донорами. В условиях роста дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ и доходной базы их бюджетов возрастает роль дотаций на выравнивание условий социально-экономического развития регионов.

Сахалинская область исключена из числа субъектов РФ, которым предусматривается дотация из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. Причина связана с тем, что согласно федеральной методике распределения данных дотаций налоговый потенциал региона субъектов РФ исчисляется на основе статистических данных за прошедшие два года. Благодаря развитию шельфовых проектов налоговая база Сахалинской области значительно укрепилась, и это обеспечивало ежегодный рост доходной части областного бюджета. Особенно значительный прирост наблюдался в 2008-2009 г. В этой связи область не досчитается ни много ни мало, а 2854,3 миллиона, то есть почти трех миллиардов рублей из федерального бюджета.

Под субсидиями бюджетам субъектов РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения России и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления, по вопросам местного значения.

Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов

Рассмотрим некоторые виды и размеры субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта РФ – Сахалинской области, утвержденные Законами о бюджете.

       Распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений на 2008 год, 2009 год и 2010 год – Сахалинская область 6300 тыс. руб., 6700 тыс. руб., 700 тыс.руб.

       Распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на поощрение лучших учителей на 2008 год , 2009 год и 2010 год – Сахалинская область  490,0 тыс. руб., 560,0 тыс. руб., 600 тыс. руб.

       Распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи на 2008 год, 2009 год и 2010 год – Сахалинская область 41587,6 тыс. руб., 56 329,0 тыс. руб., 62834,4

Из анализа приведенных данных следует, что суммы распределения субсидий не постоянны, кроме того, в 2008 и 2010 финансовых годах различны и виды расходов, по которым осуществляется софинансирование за счет средств федерального бюджета в 2008 году было предоставлено 11 видов субсидий, а в 2010 году уже 10 видов.

Таким образом, федеральный бюджет увеличивает свою долю софинансирования, что способствует высвобождению бюджетных средств субъекта РФ и направлению их на выполнение иных полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ.

Под субвенциями бюджетам субъектов РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий России, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Наибольшее количество межбюджетных трансфертов предоставляются в форме субвенций, так как средства субвенций являются целевыми.

Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, предоставляются на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов РФ, и подлежат зачислению в бюджет субъекта РФ.

Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета распределяются между субъектами РФ в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ. Данные методики утверждаются в соответствии с требованиями Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Методики распределения субвенций между субъектами РФ разрабатываются и утверждаются Правительством РФ применительно к каждому виду субвенций.

Субвенция как форма межбюджетных трансфертов является наиболее востребованной, кроме того, увеличение количества видов субвенций показывает, что объем расходных обязательств Российской Федерации, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, увеличивается, что также приводит к сокращению обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет средств их бюджетов и высвобождению бюджетных средств.

Согласно статье 132.1 Бюджетного кодекса РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты. [1, ст.132]

Согласно Федеральному закону от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и Закону Сахалинской области от 08 декабря 2008 г. N 116-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» из федерального бюджета Сахалинской области предоставляются межбюджетные трансферты на реализацию программ местного развития и обеспеченности занятости для шахтерских городов и поселков в 2008 году в размере 37 4,6 тыс. руб., в 2009 году - 399,4 тыс. руб., в 2010 году – 420,7 тыс.руб.

В качестве общего обязательного условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета независимо от формы этих трансфертов, установлено соблюдение органами государственной власти субъектов РФ бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах. Данное условие не распространяется на предоставление субвенций.

2.3 Межбюджетные отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами на примере Сахалинской области

В условиях, когда ответственность за жизнеобеспечение и развитие возложена не только на федеральный центр и регионы, но и непосредственно на муниципальные образования, системообразующей, стабилизирующей основой государства остается в целом многоуровневая бюджетная система.

Взаимоотношения трех уровней бюджетной системы должны обеспечивать вертикальное и горизонтальное выравнивание с целью достижения социальной справедливости, экономического роста и целостности государства.

Сравнительный анализ социально-экономического развития регионов России, подтверждаемый рядом исследований независимых российских социологических структур, показывает, что практически в каждом федеральном округе имеются неблагополучные субъекты Федерации. В наиболее тяжелом положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа.

Сахалинская область - единственный регион в России, расположенный на островах. В ее состав входят остров Сахалин с прилегающими небольшими островами Монерон и Тюлений, а также Курильские острова, включающие в себя 56 островов. Общая площадь территории Сахалинской области составляет 87,1 тыс. км2.

Население – 546,5 тыс. чел.

Административный центр области – город Южно-Сахалинск.

Сахалинская область специализируется на добыче и переработке рыбы, производстве продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В области ведется добыча нефти, газа, угля.

Основные отрасли промышленности: пищевая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая промышленность; топливная, производство стройматериалов. Сахалинская область является монополистом в России по производству пищевого агара.

В состав Кемеровской области входят 18 административно-территориальных образований, являющихся также муниципальными образованиями.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, муниципальные образования – городские округа, муниципальные районы, сельские и городские поселения, имеют свои бюджеты, относящиеся к бюджетной системе Российской Федерации.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Областной бюджет и свод бюджетов муниципальных образований (см. рисунок 2.1), входящих в состав Сахалинской области (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет Сахалинской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Свод бюджетов на уровне субъектов РФ

 

По данным Министерства финансов Сахалинской области за январь-март 2010 года в консолидированный бюджет Сахалинской области поступило 10459 млн. рублей налоговых платежей и других доходов, что на 13645 млн. рублей (в 2,3 раза) меньше, чем за январь-март 2009 года.

Поступления на 89,4% сформированы за счет налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.

По сравнению с предыдущим годом прирост поступлений обеспечен по большинству налогов, участвующих в формировании бюджета, кроме налога на прибыль организаций и налогов на имущество.

В основном на общее снижение поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области повлияло уменьшение поступлений по налогу на прибыль при выполнении Соглашений о разделе продукции от иностранных участников Консорциума по проекту «Сахалин-1» на 13623,6 млн. рублей.

В доходах имущественных налогов наибольшая доля приходится на налог на имущество организаций и транспортный налог, которая в совокупности составила 93,0%.

Закон Сахалинской области от 28.12.2006 N 122-ЗО (ред. от 28.01.2008) "О некоторых вопросах межбюджетных отношений в Сахалинской области" (принят Сахалинской областной Думой 14.12.2006) регулирует отношения по установлению нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджет Сахалинской области (далее - областной бюджет), в местные бюджеты, предоставлению межбюджетных трансфертов из областного бюджета в местные бюджеты, предоставлению межбюджетных трансфертов из местных бюджетов в областной бюджет, предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов в бюджеты поселений и предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов.

Участниками межбюджетных отношений в Сахалинской области являются: органы государственной власти Сахалинской области, органы местного самоуправления городских округов Сахалинской области, органы местного самоуправления муниципальных районов Сахалинской области, органы местного самоуправления городских и сельских поселений Сахалинской области.

Регулирование межбюджетных отношений в Сахалинской области осуществляется в целях:

1.       повышения обеспеченности местных бюджетов собственными доходами и создания стимулов для органов местного самоуправления муниципальных образований по наращиванию налогового потенциала;

2.       выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов;

3.       выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

4.       финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, Сахалинской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке;

Информация о работе Система межбюджетных отношений в РФ: теоретический аспект