Бизнес-планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана;

Работа состоит из  1 файл

бизнес планирование на предприятии.docx

— 113.06 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может  помочь крупным предпринимателям расширить  дело с помощью покупки акций  другой фирмы или организации  новой производственной структуры, а также служит основой для  формирования общегосударственной  стратегии планирования.

     В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций  бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию  в целом (новому или действующему).

     Существуют  два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в  том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана  сами его не разрабатывают, а выступают  в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

     В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать  заявки на выделение средств, если это  условие не соблюдается.

     В любом случае независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному  учету и увязке интересы и условия  заинтересованных сторон:

     1)заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитала, интерес которого – реализация проекта и получение дохода;

     2)инвестора, интерес которого – возврат вложенных средств и получение дивидендов;

     3)потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах;

     4)органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых – удовлетворение общественных потребностей.

     В бизнес-плане оценивается перспективная  ситуация как внутри фирмы, так и  вне ее. Он особенно необходим руководству  для ориентации в условиях акционерной  собственности, так как именно при  помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части  в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании  мероприятий по совершенствованию  и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности  для обоснования уровня централизации  управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что указанный  план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских  фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием  и изготовлением одинаковых или  взаимодополняющих продуктов. В  таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.

     Существуют  определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и  многоточечной организации. Под  одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая  из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий. При планировании деятельности такой  организации сначала разрабатываются  планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в один бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются, лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, – это наиболее сложный вид бизнес-плана.

     Особенностью  диверсифицированных организаций  является направленное осуществление  нескольких видов деятельности. Это  должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в  диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях –  филиалах (бизнес-единицах). В таких  случаях организация выступает  как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно.

     Бизнес-план для непроизводственных организаций  отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут предоставляться. На первом месте здесь – освещение  условий предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей. Вместо плана производства в бизнес-плане  непроизводственной организации разрабатывается  оперативный план, в котором прогнозируются средства, помещения и ресурсы, которые  будут необходимы для ведения  бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах, рабочей силе, средствах связи и т.д. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам производственных организаций.

     2.Сущность и значение бизнес – планирования в управлении предприятием

     Бизнес-планирование – это самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.

     В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и  перспективах, о состоянии целевых  рынков, положении на них конкурентов  и т. д.

     Необходимо  не только точно представлять свои потребности на перспективу в  материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать  источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

     Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших  сверху.

     Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет  официально принятых планов, нет и  необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и  т. д. Планирование подменяется разного  рода решениями собственника о тех  или иных направлениях хозяйственной  деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени  и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется  быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого  аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей  в тупик.

     Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с  Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата  и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах  и потерях предпринимательской  деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные  аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные  меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине  большинство предприятий оказалось  в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая  предприятия торговли, общественного  питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

     Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению  с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

     Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

     В общем случае бизнес-планирование предусматривает  решение стратегических и тактических  задач, стоящих перед предприятием.

     Формальное  планирование, безусловно, требует  усилий, но оно обеспечивает и немалые  выгоды:

     1) заставляет руководителей мыслить  перспективно;

     2) обеспечивает основу для принятия  эффективных управленческих решений;

     3) увеличивает возможности в обеспечении  фирмы необходимой информацией;

     4) способствует снижению рисков  предпринимательской деятельности;

     5) ведет к четкой координации  действий всех участников бизнеса;

     6) позволяет предвидеть ожидаемые  перемены, подготовиться к внезапному  изменению рыночной обстановки.

     3.Организация процесса бизнес-планирования на предприятии

     Для успешной организации бизнес – планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

     Во-первых, коммерческая организация должна располагать  соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических  служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту  методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

     Во-вторых, для того чтобы разрабатывать  финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия  и внешняя информация.

     Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес – планирования    являются:

     1) экономическая информация (прогноз  процентных ставок, прогноз темпов  инфляции и т. д.);

     2) учетная информация (информация  бухгалтерского учета (баланс, отчет  о прибылях и убытках, отчет  о движении денежных средств,  приложения к балансу) и управленческого  учета);

     3) сообщения финансовых органов,  информация учреждений банковской  системы, информация товарных, валютных  бирж и прочая финансовая информация;

     4) политическая информация и т.  д.

     Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы  Президента РФ, послания Правительства  РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.

     В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие  организационную структуру и  систему управления, составляющие организационный  блок процесса. Понятие организационной  структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных  подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

     В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация  и обработка больших массивов информации. Программно-технические  средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.

     Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

     Можно выделить следующие  основные стадии процесса бизнес – планирования:

     1) подготовительную стадию;

     2) стадию разработки бизнес-плана;

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии