Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана;
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Существуют
два основных подхода к разработке
бизнес-плана. Первый заключается в
том, что инициаторы проекта сами
разрабатывают бизнес-план, а методические
рекомендации получают у специалистов,
в частности у возможных
В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не соблюдается.
В
любом случае независимо от способов
составления бизнес-плана в
1)заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитала, интерес которого – реализация проекта и получение дохода;
2)инвестора, интерес которого – возврат вложенных средств и получение дивидендов;
3)потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах;
4)органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых – удовлетворение общественных потребностей.
В
бизнес-плане оценивается
Существуют
определенные особенности при разработке
бизнес-планов для различных организаций,
как, например, для одноточечной и
многоточечной организации. Под
одноточечной организацией понимается
организация (юридическое лицо), состоящая
из одного предприятия. Соответственно
многоточечной будет
Особенностью
диверсифицированных
Бизнес-план
для непроизводственных организаций
отличается тем, что вместо развернутого
плана производства в нем кратко
излагается планируемый перечень услуг
(работ), которые будут предоставляться.
На первом месте здесь – освещение
условий предоставления услуг (выполнения
работ), наличие лицензий, разрешений,
сертификатов, обеспечение прав потребителей.
Вместо плана производства в бизнес-плане
непроизводственной организации разрабатывается
оперативный план, в котором прогнозируются
средства, помещения и ресурсы, которые
будут необходимы для ведения
бизнеса в предстоящий период,
а также потребность в
Бизнес-планирование – это самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.
Необходимо
не только точно представлять свои
потребности на перспективу в
материальных, трудовых, интеллектуальных,
финансовых ресурсах, но и предусматривать
источники их получения, уметь выявлять
эффективность использования
Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.
Сегодня
большинство коммерческих фирм не имеет
официально принятых планов, нет и
необходимого механизма планирования:
различного рода норм, нормативов и
т. д. Планирование подменяется разного
рода решениями собственника о тех
или иных направлениях хозяйственной
деятельности, которые, как правило,
рассчитаны на ближайший период времени
и не предусматривают ориентацию
на перспективу. Это объясняется
быстрым изменением рыночной ситуации
в стране и условий хозяйствования,
малочисленностью управленческого
аппарата на небольших предприятиях,
авторитетом управляющих
Квартальная
и годовая финансовая отчетность
представляется в соответствии с
Приказом Министерства финансов, статистическая
отчетность – по указанию Госкомстата
и т. д. Что касается бизнес-планирования,
то определенных требований или указаний
по разработке бизнес-планов пока нет.
О допущенных ошибках, просчетах
и потерях предпринимательской
деятельности становится известно лишь
после составления квартального
баланса. Однако и обстоятельные
аналитические обзоры к балансам
не составляются, поэтому своевременные
меры для исправления ситуации не
принимаются. Отчасти и по этой причине
большинство предприятий
Итак,
принятие разного рода текущих решений,
даже самых своевременных, не заменяет
планирования, которое по сравнению
с принятием решений
Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.
В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.
Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:
1)
заставляет руководителей
2)
обеспечивает основу для
3)
увеличивает возможности в
4)
способствует снижению рисков
предпринимательской
5)
ведет к четкой координации
действий всех участников
6)
позволяет предвидеть
Для успешной организации бизнес – планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.
Во-первых,
коммерческая организация должна располагать
соответствующей
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.
Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес – планирования являются:
1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.);
2)
учетная информация (информация
бухгалтерского учета (баланс, отчет
о прибылях и убытках, отчет
о движении денежных средств,
приложения к балансу) и
3)
сообщения финансовых органов,
информация учреждений
4) политическая информация и т. д.
Кроме
того, функционирование системы бизнес-планирования
осуществляется в рамках действующего
нормативно-правового
В-третьих,
процесс бизнес-планирования всегда
реализуется через
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.
Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес – планирования:
1) подготовительную стадию;
2)
стадию разработки бизнес-