Бизнес-планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана;

Работа состоит из  1 файл

бизнес планирование на предприятии.docx

— 113.06 Кб (Скачать документ)

     4) оценка ожидаемых размеров убытков  при их осуществлении;

     5) установление и обоснование приемлемого  уровня риска (определение области  допустимого риска);

     6) выделение наиболее существенных  рисков;

     7) страхование рисков. 

4.9.Финансовый план.

    Этот  раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.

    В этом разделе необходимо разработать  совокупность следующих планово-отчетных документов:

  • Оперативный план (отчет).
  • План (отчет) доходов и расходов.
  • План (отчет) движения денежных средств.
  • Балансовый отчет (план).

    Подобный  перечень документов не совсем привычен для российских предпринимателей, но он соответствует требованиям мировой  практики, которая опирается на несколько  иную систему бухучета.

    Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и  ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Этот документ должен разрабатываться  службой маркетинга.

    План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит  ли фирма прибыль от продажи  каждого  из товаров. Этот документ разрабатывается  экономической службой фирмы  по каждому из товаров.

    План (отчет) о движении денежных средств  показывает процесс поступлений  и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается  финансовой службой фирмы.

    Балансовый  отчет подводит итоги экономической  и финансовой деятельности фирмы  за отчетный период. Он обычно разрабатывается  бухгалтерией.

    В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические  величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.

    Рассмотрим  примерный состав показателей и  форму их представления в оперативном  плане (отчете). Эти показатели определяются по каждому товару или услуге, что  позволяет сравнивать их между собой  по экономической эффективности (табл. №4): 
 
 
 

    Таблица №4

Показатели Месяц

(квартал,  год)

и т.д. Всего за период
  План Факт   План Факт
Рыночный  потенциал фирмы в единицах данного  товара          
Цена  товара          
Объем продаж в единицах товара          
Доля  фирмы в отраслевом рынке по данному  товару          
Количество  товаров в единицах произведенных  фирмой          
Запасы  данного товара на складах фирмы  на конец отчетного периода          

    Эта совокупность показателей призвана дать представление руководству фирмы о той доле рынка, которая завоевана фирмой по каждому товару и которую предполагается завоевать в будущем периоде.

    Вторым  документом был назван план (отчет) о доходах и расходах. Структура  этого отчета довольно проста. В  него обычно включают следующие показатели (табл. №5):

    Таблица №5 

Показатели Месяц

(квартал,  год)

и т.д. Всего за период
  План Факт   План Факт
Выручка от продажи данного товара          
Производственные  издержки, связанные с производством  и реализацией товаров по статьям          
Общепроизводственные  издержки по статьям          
Налоги  и отчисления          
Чистая  прибыль          
Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы1          

     По  данным этого плана (отчета) можно  установить, приносит ли фирме прибыль  данный товар, можно сравнить различные  товары по прибыльности с тем, чтобы  принять решение о целесообразности их дальнейшего производства.

     Заключительным  документом является балансовый отчет. В нем содержится полный перечень активов фирмы и пассивов. Этот документ показывает чистую стоимость  и ликвидность фирмы. Кредиторы, как правило, запрашивают балансовый отчет. Последний также необходим при подаче налоговой декларации.

    С помощью приведенных план-отчетов  рекомендуется произвести анализ безубыточности производства и самоокупаемости  фирмы:

    Объем товара, обеспечивающий безубыточность=(Постоянные издержки)/ (Продажная цена — (Переменные издержки / Объем реализованных товаров))

    Если  спрос на данный товар меньше, чем  объем товара, обеспечивающий безубыточность, то его производство не будет самоокупаемым.

    Рассмотрим  методику анализа финансовой деятельности фирмы за отчетный период с помощью  относительных финансовых коэффициентов. Эти коэффициенты можно разбить  на 3 группы.

    В первую группу входят коэффициенты ликвидности  оборотных средств К1 и К2, где

    К1=(Оборотные активы) / (Оборотные пассивы)

    К2=(Оборотные активы — Товарные запасы) / (Оборотные пассивы)

    Коэффициент К1 характеризует ликвидность оборотных средств, К2 — быстроту ликвидности оборотных средств.

    Для успешно работающих предприятий:

    К1>1,8 и К2>1,0.

    Во  вторую группу входят коэффициент  К3, характеризующий оборот товарных запасов, и К4, характеризующий эффективность использования абсолютных активов. Они оцениваются по следующим формулам:

    К3=(Суммарные затраты на производство реализацию товаров) / (Стоимость запасов товаров)

    К4=(Доход от продажи товаров) / (Абсолютные активы)

    Для успешно работающих промышленных предприятий:

    K3>2,8 и K4>1,6

    К третьей группе показателей относятся  коэффициенты прибыльности К5 и К6, где:

    К5=[(Прибыль до вычета налогов) / (Доход от продажи товаров)] х 100%

    К6=[(Прибыль до вычета налогов) / (Абсолютные активы)] x 100%

    Для успешно работающих промышленных предприятий:

    К5>8,2% и К6>14,7%

    Для малых фирм (активы от $500000 до $10 000000) рекомендуются следующие значения этих коэффициентов:

    К1>1,8; К2>0,9; К3>3,2; К4>1,7; К5>6,7%; К6>15%

    При анализе финансовой деятельности фирмы  с помощью этих коэффициентов  можно использовать следующие рекомендации:

  • Если значения всех коэффициентов выше приведенных значений, то фирма работает эффективно;
  • Если значение какого-либо показателя ниже приведенных значений, то он должен быть под постоянным контролем руководства фирмы;
  • Если значения коэффициентов К3 и К4 ниже рекомендованных уровней, то следует проанализировать продуктивность всех статей актива, эффективность маркетинговых мероприятий;
  • В случае если большинство коэффициентов находятся, ниже приведенных уровней необходимо серьезно проанализировать всю финансовую деятельность фирмы.

    При анализе финансового состояния  фирмы интерес также представляет показатель вероятности банкротства  Z, который отражает финансовую устойчивость фирмы. Он оценивается по следующей формуле:

Z=(Оборотные  активы / Абсолютные  активы) + 1,4 x (Нераспределенная  прибыль / Абсолютные  активы) + 0,6 x (Рыночная  стоимость обычных  и привилегированных акций / Абсолютные активы) + 3,3 x  (Доход от основной деятельности / Абсолютные активы) + 1,0 x (Доход от продаж / Абсолютные активы).

    В зависимости от величины показателя Z  определяется вероятность банкротства фирмы:

    до 1,8 — очень высокая;

    1,81 — 2,7 — высокая;

    2,71 — 3,0 — возможная;

    более 3,0 — очень низкая. 
 
 
 
 

    5.Бизнес - план как инструмент управления предприятием

     В обществе  с высоким уровнем  технического, культурного и экономического развития особенно необходимы такие  проекты и концепции, при помощи которых можно было своевременно осознавать  желаемые цели  и принимать  меры для их достижения. Чем меньше средств для удовлетворения потребностей, тем действеннее должны быть инструменты, с помощью которых реализуется рациональное управление соответствующими экономическими процессами. Такая необходимость отчетливо проявляется как на общегосударственном уровне, так и при управлении на предприятиях. Одним из инструментов такого управления является планирование.

     Планирование  на предприятии, как и любое планирование, вообще, может быть различным по срокам, точности, по вносимым поправкам и степени координации. Однако общими для всех видов планирования являются следующие признаки:

  • это упорядоченный процесс;
  • основывается на обработке информации;
  • определяет разработку определенных действий (проекта);
  • имеет направленность на достижение определенных целей;
  • и как следствие всего перечисленного  - направленность в будущее.

     По  этим признакам планирование можно  определить следующим образом:

     Планирование – это упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем.2

     Результатом планирования является план или система  планов. В соответствии с указанной  характеристикой планирования можно  дать следующее определение плана, как результат упорядоченного, основанного  на обработке информации процесса по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей  в будущем.

     В экономической литературе есть ряд  определений планирования, которые  в разной степени отличаются от сформулированного  выше, но по сути, однако, очень с  ним схожи.

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии