Бизнес-планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана;

Работа состоит из  1 файл

бизнес планирование на предприятии.docx

— 113.06 Кб (Скачать документ)

     Так планирование рассматривается как  формирование управленческих решений  на базе системной подготовки принятия решений по определению будущих  событий, т.е. выступает функцией менеджмента.3

     С этих же позиций планирование определяют, как умение прогнозировать будущее развитие предприятия и использование полученных данных для улучшения финансового положения предприятия.4

     Планирование  также определяют как один из принципов  организации финансов предприятия, который предоставляет возможность  предприятию предвидеть свое развитие и использовать это предвидение  для корректировки деятельности предприятия.5

     Таким образом, главная цель планирования состоит в том, чтобы своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.

     Между тем выделяют еще ряд задач, стоящих  перед планированием:

  • путем комплексного планирования цели более низкого порядка с согласуются с целями более высокого порядка;
  • планирование призвано путем прогнозирования проблем, своевременно принимать решения или превентивные меры;
  • при помощи планирования согласуют решения отдельных проблем и избегают этим их непредвиденного воздействуя друг на друга;
  • путем планирования становится возможным сравнивать желаемые параметры плана как с прогнозом, так и с фактически достигнутыми величинами.

     Содержание  и характер планирования определяют его принципы. Соблюдение этих принципов создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.6

     Принцип единства – предполагает, что планирование на предприятии должно иметь системный характер. Понятие система, в данном контексте, означает:

  • существование совокупности элементов;
  • взаимосвязь между ними;
  • наличие единого направления развития элементов системы, ориентированного на общие цели бизнеса.

     Единое  направление плановой деятельности, общность целей всех элементов организации  становятся возможными в рамках вертикального  единства подразделения, т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например: организация в целом  – продуктовое подразделение  – цех – бригада, и их интеграции.

     Координация плановой деятельности выражается в  том, что:

  • деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если такое планирование не связано с плановой деятельностью других единиц данного уровня;
  • всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений.

     Интеграция  плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных  планов подразделений, т.е. разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии, а каждый отдельный  план является частью плана более  высокого уровня.

     Принцип участия – тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. Иными словами, процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.

     Принцип непрерывности заключается в  следующем:

  • процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках жизненных циклов проектов и производимых продуктов;
  • необходимы систематические корректировки и перепланирование;

     Принцип гибкости – тесно связан с непрерывностью планирования, заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

     Принцип точности – всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неопределенностью. Таким образом, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности.

     Если  рассмотреть процесс планирования от начала и до конца, то в нем  можно выделить отдельные фазы. Каждая из фаз характеризуется постановкой  особых задач и системно связана  с другими фазами последовательностью  выполнения и обменом информацией. Процессы планирования охватывают следующие  фазы:

  • формулирование проблемы;
  • решение проблемы;
  • исполнение;
  • контроль и обеспечение исполнения решения.

     Некоторыми  авторами дается более детализированное представление о фазах планирования:

  • разработка целей;
  • постановка проблем;
  • поиск альтернатив;
  • прогнозирование;
  • оценка и принятие решений;
  • исполнение;
  • определение плановых показателей;
  • расчет фактических показателей;
  • сравнение фактических и плановых показателей;
  • анализ отклонений;
  • принятие мер по корректировке.

     В принципе можно все фазы, которые  следуют за оценкой и принятием  решений, не относить к области задач  планирования. Спорным является также  рассмотрение фаз разработки целей  и принятия решения как фаз  планирования.

     Автор же исходит из того, что фазы разработки целей, постановки проблем, поиска альтернатив, прогнозов, оценки и принятия решений  входят в процесс планирования. Мероприятия, которые проводятся после выбора задания плана, т.е. исполнение плановых показателей, выявление фактических  показателей, сравнение плана и  факта, анализ отклонений, а также  принятие мер по корректировке следует  обобщить под названием «управление  исполнением». Таким образом, данный термин включает само управление, лежащее  меду планированием и конечной реализацией, общий контроль, а также обеспечение  исполнения решения. Контроль, таким  образом, образует одну из фаз управления исполнением.

     Следует отметить, что некоторые из указанных  фаз заново появляются в процессе планирования и этим позволяют принимать  предварительные решения (более  низкого порядка) на всех фазах, которые  предшествуют фазе принятия решений. Кроме  того, отдельные фазы могут быть многократно пройдены в виде подциклов, что ведет  к пересмотру ранее  планируемых результатов. Периодичность  и многократность прохождения фаз  повторяются между всеми иерархическими уровнями предприятия и делают планирование, а также контроль, важными инструментами  управления.

     Виды  планирования можно квалифицировать  по ряду признаков. Эти признаки таковы:

  • временной горизонт;
  • функциональная направленность;
  • иерархия планирования и ряд других.

      Длительность  времени, на которое составляется план, называется временным горизонтом. Начало плана совпадает с началом  реализации плана. Конец реализации плана может наступить также  и до окончания плана. С учетом временного горизонта различают:

  • краткосрочное планирование (менее 1 года);
  • среднесрочное планирование (от 1 до 5 лет);
  • долгосрочное планирование (более 5 лет).

     Приведенные сроки планирования неоднозначны и  зависят от качества прогнозов, от объекта  планирования, от планирующего предприятия  и от отрасли. Кроме того, жизненный  цикл продукта, состояние НИОКР, а  также возможность замены продукции  также влияют на указанные сроки.

     По  признаку функциональной направленности, с которой соотносится планирование, можно выделить: планирование сбыта, планирование производства, планирование хранения, планирование снабжения, планирование денежных потоков, инвестиционное планирование.

     В зависимости от того, на какие цели развития предприятия направлено планирование (иерархия планирования) различают  три уровня:

  • стратегическое планирование;
  • тактическое планирование;
  • оперативное планирование.

     Иногда  эти три уровня планирования приравниваются к трем вида планирования по соотносимому временному пространству (долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное). Такое  соотношение, однако, некорректно, так  как стратегическое, тактическое  и оперативное планирование характеризуются  рядом других признаков. Наряду с  временным пространством рассматриваются  также такие признаки, как степень  дифференцированности, точность использованной информации, а также структурные  недостатки проблем планирования (таблица №6):

     Таблица №6

Структурные признаки      
стратегическое
 
тактическое
 
оперативное
дифференцируемость слабая                                                                    сильная 

(общий план)                                                 (много частных планов)

Детализация

глобальные параметры                                     детальные параметры
Точность низкая                                                                        высокая
Временной горизонт долгосрочный                                                          краткосрочный
Структурные недостатки слабо структурированные                         четко структурированные

проблемы                                                    проблемы

 
 

     Таким образом, для успешного развития на рынке, предприятие должно иметь  систему финансового планирования. В эту систему обычно включают:

  • стратегическое планирование;
  • тактическое планирование (чаще всего – бизнес-планирование);
  • бюджетирование (текущее, оперативное планирование).

     Однако  единого подхода в этом вопросе  нет и разные экономисты включают различные ступени планирования. Так некоторыми авторами7 предлагается следующая схема плановой системы:

  • стратегическое рамочное планирование (только глобальные цели);
  • долгосрочное планирование (конкретизирует программы инвестиций);
  • среднесрочное планирование (создание предпосылок для реализации инвестиционных программ);
  • бюджетное планирование (разработка по деталям точный проект);
  • скользящее краткосрочное планирование (покрывает временное пространство в 21 месяц с подразбивкой на месячные или квартальные планы).

        Планирование заканчивается  перед началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный  этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций (рис.№1).

        Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее  использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.

Рисунок №1 «Общая схема процесса управления компанией».

     В зависимости от направленности и  характера решаемых задач различают  три вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое).

     Стратегическое  планирование заключается в основном в определении главных целей  деятельности фирмы, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.

     Текущее планирование заключается в основном в определении промежуточных  целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы  решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии