Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана;
Так планирование рассматривается как формирование управленческих решений на базе системной подготовки принятия решений по определению будущих событий, т.е. выступает функцией менеджмента.3
С этих же позиций планирование определяют, как умение прогнозировать будущее развитие предприятия и использование полученных данных для улучшения финансового положения предприятия.4
Планирование
также определяют как один из принципов
организации финансов предприятия,
который предоставляет
Таким образом, главная цель планирования состоит в том, чтобы своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.
Между тем выделяют еще ряд задач, стоящих перед планированием:
Содержание и характер планирования определяют его принципы. Соблюдение этих принципов создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.6
Принцип единства – предполагает, что планирование на предприятии должно иметь системный характер. Понятие система, в данном контексте, означает:
Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделения, т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например: организация в целом – продуктовое подразделение – цех – бригада, и их интеграции.
Координация плановой деятельности выражается в том, что:
Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов подразделений, т.е. разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии, а каждый отдельный план является частью плана более высокого уровня.
Принцип участия – тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. Иными словами, процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.
Принцип непрерывности заключается в следующем:
Принцип гибкости – тесно связан с непрерывностью планирования, заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Принцип точности – всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неопределенностью. Таким образом, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности.
Если
рассмотреть процесс
Некоторыми
авторами дается более детализированное
представление о фазах
В принципе можно все фазы, которые следуют за оценкой и принятием решений, не относить к области задач планирования. Спорным является также рассмотрение фаз разработки целей и принятия решения как фаз планирования.
Автор же исходит из того, что фазы разработки целей, постановки проблем, поиска альтернатив, прогнозов, оценки и принятия решений входят в процесс планирования. Мероприятия, которые проводятся после выбора задания плана, т.е. исполнение плановых показателей, выявление фактических показателей, сравнение плана и факта, анализ отклонений, а также принятие мер по корректировке следует обобщить под названием «управление исполнением». Таким образом, данный термин включает само управление, лежащее меду планированием и конечной реализацией, общий контроль, а также обеспечение исполнения решения. Контроль, таким образом, образует одну из фаз управления исполнением.
Следует
отметить, что некоторые из указанных
фаз заново появляются в процессе
планирования и этим позволяют принимать
предварительные решения (более
низкого порядка) на всех фазах, которые
предшествуют фазе принятия решений. Кроме
того, отдельные фазы могут быть
многократно пройдены в виде подциклов,
что ведет к пересмотру ранее
планируемых результатов. Периодичность
и многократность прохождения фаз
повторяются между всеми
Виды планирования можно квалифицировать по ряду признаков. Эти признаки таковы:
Длительность времени, на которое составляется план, называется временным горизонтом. Начало плана совпадает с началом реализации плана. Конец реализации плана может наступить также и до окончания плана. С учетом временного горизонта различают:
Приведенные сроки планирования неоднозначны и зависят от качества прогнозов, от объекта планирования, от планирующего предприятия и от отрасли. Кроме того, жизненный цикл продукта, состояние НИОКР, а также возможность замены продукции также влияют на указанные сроки.
По
признаку функциональной направленности,
с которой соотносится
В зависимости от того, на какие цели развития предприятия направлено планирование (иерархия планирования) различают три уровня:
Иногда
эти три уровня планирования приравниваются
к трем вида планирования по соотносимому
временному пространству (долгосрочное,
среднесрочное, краткосрочное). Такое
соотношение, однако, некорректно, так
как стратегическое, тактическое
и оперативное планирование характеризуются
рядом других признаков. Наряду с
временным пространством
Таблица №6
Структурные признаки | стратегическое |
тактическое |
оперативное |
дифференцируемость |
слабая (общий план) | ||
Детализация |
глобальные параметры | ||
Точность |
низкая | ||
Временной горизонт |
долгосрочный | ||
Структурные недостатки | слабо структурированные проблемы |
Таким
образом, для успешного развития
на рынке, предприятие должно иметь
систему финансового
Однако
единого подхода в этом вопросе
нет и разные экономисты включают
различные ступени
Планирование
Планирование
Рисунок №1 «Общая схема процесса управления компанией».
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое).
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.
Текущее планирование заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.