Бизнес-планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана;

Работа состоит из  1 файл

бизнес планирование на предприятии.docx

— 113.06 Кб (Скачать документ)

     3) стадию продвижения бизнес-плана  на рынок интеллектуальной собственности;

     4) стадию реализации бизнес-плана.

     Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной  бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:

     1) отзыв потребителей;

     2) продукция, выпускаемая конкурентами;

     3) мнение работников отдела маркетинга;

     4) публикации федерального правительства  о патентах;

     5) проводимые научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы.

     Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.

     Для повышения эффективности презентации  копию бизнес-плана потенциальным  инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность  прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы  продукции, фотографии, графики, схемы  и т. д.). Презентация должна проходить  в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично  руководитель предприятия с привлечением специалистов.

     Презентация предшествует началу переговоров с  потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров  вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров  с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.

     Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами  проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:

     1) оценку характеристик компании-заявителя,  анализ отрасли его деятельности. Прежде всего устанавливается,  относится ли отрасль, где этот  проект будет реализовываться,  к числу приоритетных для инвестора.  Далее определяется положение  фирмы-просителя на фоне своей  отрасли;

     2) анализ условий инвестиционного  соглашения (форму заимствования  и возврата кредита, залог,  гарантию возврата кредитных  средств);

     3) анализ последнего баланса (определение  степени финансовой устойчивости  и ликвидности, оценку активов  и обязательств, проверку достаточности  собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия). Обязательно определяется соотношение  «заемный капитал – собственный  капитал». В мировой практике  обычно избегают давать средства  фирмам, у которых это соотношение  превысило 4, а если фирма небольшая,  то и при величине данного  показателя, равной 3;

     4) оценку руководящей команды компании-заявителя;

     5) выявление особенностей проекта;

     6) общий анализ бизнес-плана.

     Только  после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта  переходят к шестому этапу  – общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается аудит бизнес-плана  принятием или отклонением решения  об его инвестировании.

     Этап  реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.

     Реализовать бизнес-план – означает выполнить  все рабочие задачи в фирме  и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

     Планирование  реализации бизнес-проекта и составление  бюджета включают следующие основные задачи:

     1) определение типа рабочих задач  в фирме и вне ее;

     2) определение логической последовательности  событий в рабочих задачах;

     3) подготовку графика реализации  задач;

     4) определение ресурсов для решения  задач;

     5) подготовку бюджета реализации  и потоков средств, которые  обеспечат финансирование бизнес-плана;

     6) документирование всех данных  реализации бизнес-проекта.

     Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

     1) гибкости, означающей постоянную  адаптацию к изменениям среды,  в которой функционирует данная  организация;

     2) непрерывности, предусматривающей  скользящий характер планирования;

     3) коммуникативности, под которой  понимается координация и интеграция  усилий (все должно быть взаимоувязано  и взаимозависимо);

     4) интерактивности, подразумевающей  творческий характер планирования  и неоднократность проработки  уже составленных разделов плана;

     5) многовариантности, предусматривающей  выбор наилучшего из альтернативных  возможностей достижения поставленной  цели;

     6) участия, предполагающего важность  самого процесса планирования  с точки зрения вовлечения  в него всех возможных участников  будущей организации;

     7) адекватности отражения реальных  проблем и самооценки в процессе  планирования.

 
 
 
 
 
 
 

4.Структура бизнес-плана

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

  1. Возможности фирмы (резюме).
  2. Виды товаров (услуг).
  3. Рынки сбыта товаров (услуг).
  4. Конкуренция на рынках сбыта.
  5. План маркетинга.
  6. План производства.
  7. Организационный план.
  8. Оценка и страхование риска.
  9. Финансовый план.

4.1. Возможности фирмы.

Объем данного раздела не должен превышать  нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту  — предельная простота и минимум  специальных терминов.

Работа  над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет  благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.

    В целом резюме должно дать ответы будущим  инвесторам или кредиторам фирмы (в  том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: “Что они получат при  успешной реализации данного плана?”  и “Каков риск потери ими денег?”.

    Этот  раздел должен разрабатываться в  самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность  по всем остальным вопросам.

    В разделе “Возможности фирмы (резюме)”  определяются в приоритетном порядке  все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению  и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются  цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные  лица.

    В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а  также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность. 
 

4.2. Виды товаров (услуг).

    В этом разделе бизнес-плана описываются  все товары и услуги, которые производит фирма. Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы.  В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:

  1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.
  2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).
  3. Название товара.
  4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги?
  5. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?
  6. Дорогие ли эти товары (услуги)?
  7. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?
  8. На каких рынках и каким образом они продаются?
  9. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?

    При ответе на данный вопрос целесообразно  составить таблицу №1 на каждый товар и услугу:

    Таблица №1

    Преимущества  по сравнению с аналогичными товарами конкурентов Недостатки Меры по преодолению  недостатков
         
         
         
 
  1. Каковы  цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа  единицы каждого товара (услуги)?
  2. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?
  3. Имеет ли данный товар фирменную марку?
  4. Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия? И другие.

4.3. Рынки сбыта товаров (услуг).

    Этот  раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю  четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

    Вначале предпринимателю необходимо найти  ответ на следующие вопросы:

  1. На каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой?
  2. Какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги)?
  3. Проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим рыночным показателям?
  4. Что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?
  5. Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?
  6. Как предполагается реагировать на эти изменения?
  7. Каким образом происходит изучение потребностей и спроса?
  8. Какова общая и импортная емкости каждого национального рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) фирмы?
  9. Каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков?
  10. Какова реакция рынка на новые товары (услуги)?
  11. Проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?

    После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес-плана необходимо представить:

  • Оценку потенциальной емкости рынка.
  • Оценку потенциального объема продаж.
  • Оценку реального объема продаж.

4.4.Конкуренция на рынках сбыта.

    Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих  товаров (услуг) и назвать выпускающие  их фирмы, определить источники информации, указывающие на то какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в  виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях  конкурентов могут помочь вашей  фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии