Бизнес-планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана;

Работа состоит из  1 файл

бизнес планирование на предприятии.docx

— 113.06 Кб (Скачать документ)

     Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с  которыми может столкнуться фирма  в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

     В основу при разработке плана кладется:

     - анализ перспектив развития фирмы; 

     - анализ позиций в конкурентной  борьбе;

     - выбор стратегии и определение  приоритетов по конкретным видам  деятельности;

     - анализ направлений диверсификации.

     На  рисунке №2 представлена схема стратегического планирования, которая демонстрирует, что перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют оперативные подразделения фирмы в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения, построенной на управлении проектами.  

 

Рисунок №2 «Схема стратегического планирования».

     Стратегический  план выражен стратегией корпорации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых  направлений. В нем могут перечисляться  основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

     Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формируются  основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия  фирмы, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные  планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

     Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные  сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается  в производственных отделениях.

     Основным  видом среднесрочных планов является бизнес-план, который имеет ряд  особенностей, раскрываемых ниже.

     Текущее планирование осуществляется путем  детальной разработки (обычно на год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений. Основными звеньями текущего плана  являются календарные планы.

     В заключение данного вопроса необходимо также отметить, что планы убывающих  уровней в системе планирования последовательно вытекают один из другого. Формально тактический план выводится  из стратегического, являясь его  детализацией, а оперативный –  из тактического. Подобная зависимость  называется соотносимостью планов.

     Говоря  о роли и месте бизнес-плана  в системе планирования на предприятии, необходимо подчеркнуть, что бизнес-план – это, прежде всего, документ. Документ, наделенный специфичными, только ему  присущими чертами. Между тем, о  бизнес-плане нельзя говорить, и  это очень важно, как о строго регламентированном документе.

     Бизнес-план – это план развития. При этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления  деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и  т.д.

     Последнее утверждение подчеркивает, что бизнес-план, в отличие от ранее описанной  системы планирования на предприятии, учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых  есть у предпринимателя. Помимо инвесторов заинтересованными лицами могут  являться потенциальные потребители  и поставщики фирмы.

     Таким образом, бизнес-план, являясь неотъемлемой частью системы планирования на предприятии, является ее отдельным звеном и не ограничивается каким-либо одним видом  планирования, вне зависимости от выбранного признака классификации: временной  горизонт, функциональная направленность или иерархия планирования.

     Тем не менее, бизнес-плану все же присущи  в достаточной мере устойчивые признаки в соответствии со стоящими перед  ним задачами:

  • бизнес-план не может включать весь комплекс общих целей предприятия, а лишь одну из них, ту, которая связана с инвестиционным процессом (внутренним или внешним). Бизнес-план – это всегда инвестиции (развитие). Нет инвестиций – не может быть и бизнес-плана (в отличие от других видов планирования, например стратегического);
  • в отличие от стратегического и тактического плана, бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели  и задачи  должны быть выполнены;
  • в бизнес-плане функциональные составляющие (план маркетинга, план производства и т.п.) в отличие от всех других видов планов, являются полноправными, равновесными частями структуры.

    Таким образом, в данном разделе было дано определение понятию «планирование», приведены его признаки, дана классификация  по различным признакам. Определена его главная цель -  выявление  средств, альтернатив, оценка рисков и  вероятностей достижения целей и  выбор соответствующих мероприятий. В соответствии с этим определено, что бизнес-план есть не что иное, как план развития с присущими  только ему целями. А потому ни один из видов планов в системе планирования на предприятии не заменяет бизнес - планирования. В то же время бизнес-план подчинен общему стержню системы планов предприятия и соответствует общим принципам планирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В моей курсовой работе были рассмотрены  основные вопросы касаемые бизнес –  планирования на предприятии, это такие вопросы как сущность бизнес - плана, значение и организация его процесса на предприятии,  а также был расмотрен сам бизнес-план, его цель, задача и структура в целом. В заключении можно сказать, что бизнес-планирование является важнейшим инструментом рационального хозяйствования в рыночной экономике и необходимым условием привлечения внешних инвесторов. Бизнес-план предназначен, в первую очередь для: менеджеров фирм, для которых бизнес-план является руководящим документом, а сам процесс планирования приносит очевидные преимущества; собственников этих фирм, использующих бизнес-план как инструмент воздействия на менеджеров для достижения своих целей и реализации интересов; внешних инвесторов (кредиторов, покупателей акций), которым необходимо знать и контролировать перспективы отдачи от их вложений; других деловых партнеров (оптовых покупателей, поставщиков, государственных органов и т.д.). Процесс планирование позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана - непрерывный процесс.

     За  последнее время в России возник повышенный интерес к разработке бизнес-планов отдельных организаций  и предприятий. Целью бизнес-плана  является установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности. Бизнес- план стратегически рассматривает вопросы разработки или приобретения новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения желаемых финансовых целей.

     В процессе написания данной курсовой работы были решены следующие поставленные задачи:

    • дана характеристика процессу бизнес-планирования;          
    • изучены цели и задачи бизнес-планирования;
    • изучен порядок разработки бизнес-плана;
    • описана структура и содержание бизнес-плана.

     Рассмотрев  цели и сущность планирования, а  также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно  сделать вывод, что этот план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших  документов, разрабатываемых на предприятии, является эффективным инструментом управления, помогает предприятию, определять перспективы роста своего дела, контролировать текущую ситуацию.

Список использованных источников и литературы

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие.– М.: Финансы и статистика, 2001. – 248с.
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. // Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.– 478с.
  3. Большаков С.В. Проблемы укрепления финансов предприятий // Финансы,2004. – 307с.
  4. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование / М.И.Бухалков.– М.: Инфра-М, 2006.-174с.
  5. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 235с.
  6. Волков О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 255с.
  7. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО “Центр экономики и маркетинга”, 2000. – 511с.
  8. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 512с.
  9. Кузнецов А.И. Технология бизнес – планирования: Учеб. Пособие. / Под ред. А.А. Колобова, Кузнецова А.И., Омельченко И.Н. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 192с.
  10. Любанова Т.П., Мясоедова Л.Е. Стратегическое планирование на предприятии. М.: Финансы и статистика, 2002. – 240с.
  11. Маниловский, Р.Г. Бизнес-план / Р.Г.Маниловский. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 115с.
  12. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. М.: ИВУ «Маркетинг», 2004. - 328с.
  13. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. 2-е изд. – М.: Издательско-книготорговый «Маркетинг», 2002. – 164с.
  14. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. 7-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 164с.
  15. Попов В.М.. Сборник бизнес-планов: с рекомендациями и комментариями: Учебно-методическое пособие. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.М. Попова и д-ра экон. наук С.И. Ляпунова. - 5-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2004. - 336с.
  16. Попова В.Н., Ляпунова С.И. Бизнес-планирование. М.: Финансы и статистика, 2002. – 668с.
  17. Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь.2000. -№34. – 1с.
  18. Халтаева С.Р. Бизнес - планирование: Учебное пособие. / Халтаева С.Р., Яковлева И.А., 2005. - 170с.
  19. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып.1. М., 2002. – 11с.
  20. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2002. – 272с.

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии