Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:53, курсовая работа
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия
2. Введение……………………………………………………..2
3. Методика составления бизнес-плана………………………8
1.Резюме…………………………………………………………..8
2. Характеристика предприятия и продукции…………………8
3. Анализ рынков и основных конкурентов…………………..10
4. Планирование производства………………………………...10
5. План маркетинговой деятельности…………………………18
6. Организационный план……………………………………...22
7. План по рискам………………………………………………22
8. Финансовый план……………………………………………24
9. Показатели финансово-экономической целесообразности
реализации плана…………………………………………….32
4. Заключение………………………………………………....35
5. Список литературы……………
Для вновь проектируемого предприятия прогнозный баланс может быть составлен методом прямого счета с использованием метода «пробки» (для балансирования сумм по активу и пассиву баланса).
Размер дебиторской задолженности (Дз) рассчитывается по формуле:
Дз=N*Д/360,
Где N – выручка от реализации продукции, руб.,
Д- планируемая продолжительность задолженности покупателей, дней.
Размер денежных средств в кассе в прогнозном балансе может быть определен в сумме, установленной для данного предприятия по согласованию с банком.
Обоснование финансово-экономической целесообразности реализации планируемого производства можно дать на основе приведенных ниже показателей, по которым определяется ликвидность, платежеспособность, финансовая независимость, устойчивость и стабильность предприятия, а главное – ожидаемый срок окупаемости проекта.
Финансово-экономические результаты деятельности предприятия:
Коэффициент | 1-й год | 2-й год | 3-й год | Средний показатель по отрасли |
Коэффициенты ликвидности |
|
|
|
|
- коэффициент быстрой ликвидности |
|
|
| 1,0 |
- коэффициент абсолютной ликвидности |
|
|
| 0,2 |
- коэффициент покрытия баланса |
|
|
| 2,0 |
Коэффициенты финансовой независимости и устойчивости |
|
|
|
|
- общий (коэффициент автономии) |
|
|
| >0,6 |
В части формирования запасов |
|
|
| >0,7 |
- коэффициент финансовой устойчивости |
|
|
| 1,25 |
Коэффициенты деловой активности |
|
|
|
|
Продолжительность оборачиваемости, дней |
|
|
| Лучший по отрасли |
А) запасов |
|
|
|
|
Б) дебиторской задолженности |
|
|
|
|
В) кредиторской задолженности |
|
|
|
|
Г)операционного цикла (а+б) |
|
|
|
|
Д)финансового цикла (г-в) |
|
|
|
|
Фондоотдача основных средств, руб. |
|
|
|
|
Коэффициенты прибыли |
|
|
|
|
- рентабельность продаж,% |
|
|
|
|
- рентабельность основной деятельности, % |
|
|
|
|
- рентабельность авансированного капитала, % |
|
|
|
|
Срок окупаемости проекта, лет |
|
|
| Нормативный срок окупаемости |
Расчет коэффициентов производится по данным прогнозного баланса активов и пассивов предприятия, по данным раздела «План производства» бизнес-плана.
Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка.л) рассчитывается по формуле:
Ка.л=Денежные средства/Краткосрочные пассивы.
Рекомендуемое значение Ка.л.=0,2.
Коэффициент быстрой ликвидности (Кб.Л) рассчитывается по формуле:
Кб.л.=(Денежные средства+Дебиторская задолженность)/Краткосрочные пассивы
Критическое значение Кб.л=1.
Коэффициент покрытия баланса (Кп.б) рассчитывается по формуле:
Кп.б=Оборотные активы/Краткосрочные пассивы.
Рекомендуемое значение Кп.б=2.
Общий коэффициент автономии (Коб) рассчитывается по формуле
Коб=Капитал и резервы/Баланс.
Рекомендуемое значение Коб>0,6.
В части формирования запасов (Кзап) рассчитывается по формуле:
Кзап=(Капитал и резервы+Долгосрочные пассивы-Внеоборотные активы)/Запасы.
Рекомендуемое значение Кзап >0,7.
Коэффициент финансовой устойчивости (Куст) рассчитывается по формуле:
Куст=Капитал и резервы/(Долгосрочные пассивы+Краткосрочные пассивы).
Рекомендуемое значение Куст>1,5.
Продолжительность оборота запасов (Доб.с) в дня х рассчитывается по формуле:
Доб.с=З*360/N,
Где З – среднегодовая стоимость оборотных средств,
N – выручка от реализации продукции.
Продолжительность оборота дебиторской задолженности (Дд.з) в днях рассчитывается по формуле:
Дд.з=ДЗ*360/N,
Где ДЗ – среднегодовой размер кредиторской задолженности.
Продолжительность оборота кредиторской задолженности (Дк.з) в днях рассчитывается по формуле:
Дк.з=КЗ*360/S,
Кде КЗ – среднегодовой размер кредиторской задолженности,
S – полная себестоимость.
Фондоотдача основных средств (Фо) рассчитывается по формуле:
Фо=N/ОФ,
Где ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов.
Рентабельность продаж (Rп) рассчитывается по формуле:
Rп=П/N*100%,
Где П – балансовая прибыль.
Рентабельность продукции (Rпр) рассчитывается по формуле:
Rпр=П/S*100%,
Где S – полная себестоимость и реализация продукции.
Рентабельность авансированного капитала (Rа.к.) рассчитывается по формуле:
Rак=П/АК*100%.
Срок окупаемости проекта (Т) рассчитывается по формуле:
Т=(Уставный капитал =Долгосрочный кредит)/П.
Если планируется осуществление проекта за счет кредита, то нормативный срок окупаемости проекта равен сроку, на который определяется кредит.
Рассмотрев цели и сущность бизнес-планирования, а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать заключение, что бизнес-план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.
«Бизнес-план не должен быть наукообразным, излишне многословным и узкоспециальным. Следует избегать некоторых типичных ошибок. В частности, необходимо показать участие инициатора проекта в финансировании капиталовложений. Для инвестора это дополнительная гарантия успеха и свидетельство серьезности намерений авторов бизнес-плана.». Чем больше доля инициатора проекта в его финансировании, тем выше шансы привлечь инвестора или кредитора. К сожалению, в бизнес-планах российских компаний все еще часто встречаются расхождения между статистическими данными в различных частях плана. В качественном бизнес-плане каждая цифра должна быть обоснована, исходные маркетинговые данные достоверны (с определенной степенью достоверности), а прогнозы иметь диапазоны доверительной вероятности их исполнения.
Разработка делового проекта - исключительно ответственная фаза коммерческого предприятия. «Ошибка на проектной стадии может обернуться большими потерями. Затраты на проектные исследования составляют не менее 3-5, а то и 10% стоимости капиталовложений.». Искусство проектных исследований находится у нас в начальной стадии развития. Всестороннюю оценку проекта способны дать представители крупнейших аудиторских и консультационных компаний или банков. Однако необходимо найти "свой" банк или "своего" консультанта.
Консультационные компании получают все больше заказов на разработку бизнес-планов коммерческих предприятий. Интерес к проблеме понятен: бизнес-план становится необходимым атрибутом коммерческой деятельности современного предприятия. Качественный бизнес-план свидетельствует о высокой деловой культуре компании. Он представляет собой важный элемент ее фирменного стиля. Бизнес-план необходим, чтобы получить кредит в банке, найти делового партнера за рубежом, привлечь инвестора и т д. Освоение технологии бизнес-планирования настоятельная необходимость для команды управленцев высокого класса.
В мировой практике на бизнес-планы приходится значительная доля общего потока деловой информации. В западные венчурные фирмы поступают сотни бизнес-планов в год. Их запрашивают коммерческие банки, промышленные компании, индивидуальные инвесторы. Они широко распространяются по компьютерным сетям. Бизнес-план - это средство делового общения в современном бизнесе, стандартная форма передачи деловой информации.
Российские предприниматели не всегда правильно оценивают смысл и назначение бизнес-планов, не уделяют им достаточного внимания. Между тем такой документ постоянно должен быть в готовности. Когда Вы направляете своему партнеру деловое предложение, лучше всего его оформить в виде бизнес-плана. Это будет свидетельствовать о серьезности Ваших намерений. Устоявшаяся в мировой деловой практике стандартная структура бизнес-плана гарантирует, что Ваш партнер в краткой форме получит всю необходимую информацию.
«Бизнес-план всегда надо иметь наготове. К вам неожиданно приехала зарубежная фирма, появилась возможность получить международный грант, по межправительственному соглашению открыта кредитная линия - во всех этих случаях он может срочно понадобиться. В частности, по кредитной линии в американском правительстве в 1994-1996 гг. предоставлялись кредиты на закупку продовольствия в США. Для получения кредита в обязательном порядке требовалось предоставление бизнес-плана.».
Особенно негативно недоработки в бизнес-планировании сказываются при контактах с зарубежными партнерами. Неточности в формулировках и деловой схеме проекта ухудшают имидж компании как равноправного партнера иностранной фирмы. В какой-то степени это способно ослабить позиции компании на переговорах. Нередки случаи, когда бизнес-планы составляются в "авральном" режиме. "Сырой" бизнес-план может стать причиной дискомфорта для представителя компании, что также рискует сказаться на результатах переговоров. В то же время качественный и эффектный бизнес-план свидетельствует о высоком классе компании. Он имеет больше шансов привлечь внимание высокопоставленных сотрудников банков и компаний, уполномоченных принимать инвестиционные решения.
Разработка бизнес-планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что бизнес-планы быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В принципе, в компании должны иметься варианты бизнес-планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. Бизнес-план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка.
В ряде случаев целесообразнее наладить постоянное сотрудничество с профессиональными консультантами по вопросам управления. Долгосрочное сотрудничество позволит консультантам детально изучить особенности вашего предприятия, продукцию, технологии и рынки сбыта. Фирма-консультант подготовит бизнес-план в соответствии с конкретной деловой ситуацией, найдет узкие места в деловом проекте, проведет необходимые финансовые расчеты.
1. «Анализ финансовых результатов деятельности предприятия» В.В. Журавлев журнал «Деловая информация» №3 2001;
2. «Бизнес-планирование и инвестиционный анализ» Горохов Н.Ю.
3. «Бизнес-план и средства его создания» И. Жаров;
4. «Бизнес-план» Э.А. Уткин, А.И. Кочеткова;
5. «Введение в рыночную экономику» учебник под ред. А.В. Лившица;
6. «Инвестиционный менеджмент» Бланк И.А.
7. «Исходные этапы разработки бизнес-плана» А.А. Сергеев, журнал «Деловая информация» №5 2001;
8. «Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий» Бочаров В.В.
9. «Налоги и взносы с фонда оплаты труда» Барышников Н.
10. Письмо от 19.01.2001 г. № ВБ-6-26/48 «О применении законодательств о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»;
11. Письмо от 27.04.01 г. № ВТ-6-04/350 «О разъяснениях по применению Изменений и дополнений № 5 в Инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»;
12. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России от 8.06.95 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»;
13. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.09.2001г. «Об утверждении методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты НДС при выполнении соглашений о разделе продукции»;
14. «Положение о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции, (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» Утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.1998г.