Прогонозирование социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:00, лабораторная работа

Описание

Целью лабораторной работы является изучение федеральных целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, комплексы проведенных мероприятий по реализации программы, механизмы реализации, оценки эффективности программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Описать актуальность федеральных целевых программ.
2. Раскрыть общее понятие федеральных целевых программ.
3. Проанализировать механизмы реализации выбранных целевых программ
4. Дать оценку последствиям реализаций целевых программ.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность федеральных целевых программ 5
1.1. Разработка федеральных целевых программ 7
1.2 Финансирование федеральных целевых программ 8
Глава II. Характеристика федеральных целевых программ социально- экономического развития 11
2.1. Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 11
2.1.1. Характеристика проблемы на решение которой направлена целевая программы 11
2.1.2.Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели 16
2.1.3.Система мероприятий Программы 23
2.1.4.Ресурсное обеспечение программы 23
2.2. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 24
2.2.1.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 24
2.2.2.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы 28
2.2.3.Перечень программных мероприятий 29
2.3.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 31
2.3.1.Социально-экономическое положение Калининградской области 31
2.3.2.Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации Программы 36
2.3.3.Мероприятия Программы 38
2.3.4.Ресурсное обеспечение Программы 40
Глава III. Механизмы реализации и оценка эффективности федеральных целевых программ 40
3.1.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 40
3.2.Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 45
3.3.Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 49
Заключение 53
Список литературы 54

Работа состоит из  1 файл

Лаб. раб.БББ.docx

— 116.03 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

 

Факультет: Учет и Аудит 

 

Дисциплина: Макроэкономическое планирование и  прогнозирование 

Лабораторная  работа на тему:

Прогнозирование и планирование социального развития

 

Выполнил:

Студенты гр. У4-2

Очной формы  обучения

Факультета  Учёта и аудита

Басангов  Бадма

Быкадоров Артем

Бесчастнова Валентина

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Павлова Е.Г

 

Москва 2013

Оглавление

Введение 3

Глава I. Понятие и  сущность федеральных целевых программ 5

1.1. Разработка федеральных целевых программ 7

1.2 Финансирование федеральных целевых программ 8

Глава II. Характеристика федеральных целевых программ социально- экономического развития 11

2.1. Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 11

2.1.1. Характеристика проблемы на решение которой направлена целевая программы 11

2.1.2.Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели 16

2.1.3.Система мероприятий Программы 23

2.1.4.Ресурсное обеспечение программы 23

2.2. Программа  "Экономическое и социальное  развитие Дальнего Востока и  Забайкалья до 2013 года" 24

2.2.1.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 24

2.2.2.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы 28

2.2.3.Перечень  программных мероприятий 29

2.3.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 31

2.3.1.Социально-экономическое положение Калининградской области 31

2.3.2.Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации Программы 36

2.3.3.Мероприятия Программы 38

2.3.4.Ресурсное обеспечение Программы 40

Глава III. Механизмы реализации и оценка эффективности федеральных целевых программ 40

3.1.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 40

3.2.Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 45

3.3.Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 49

Заключение 53

Список литературы 54

Введение

Переход России к  новой системе экономических  отношений, а также ряд проведенных  за последнее время административных реформ обуславливают необходимость  разработки принципиально новой  государственной политики. В рамках которой должны применяться различные методы управления (новые или усовершенствованные), отвечающие современным требованиям и способствующие достижению высокого уровня социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее территорий. В этих условиях особое значение приобретает такой инструмент управления как прогнозирование.

В советский период прогнозирование представляло собой  четкую централизованную систему, состоящую  из иерархически подчиненных друг другу  территориальных и региональных прогнозов. Переход к рыночной экономике, характеризующийся активной регионализацией  экономического и политического  пространства, привел к тому, что  вышеназванная централизованная система  прогнозирования перестала отвечать современным условиям и, вследствие этого была полностью разрушена. В годы реформ российская экономика  формировалась стихийно, и это  не позволяло эффективно прогнозировать развитие достаточно точно и на долгосрочный период. Прогнозирование является одним  из решающих элементов эффективной  организации управления территориями любого таксономического уровня, вследствие того, что качество принимаемых решений  в большой степени определяется качеством прогнозирования их последствий. Поэтому решения, принимаемые в  настоящем, должны опираться на достоверные  оценки возможного развития изучаемых  явлений и событий в будущем. В Российской Федерации до последнего времени прогнозы социально-экономического развития разрабатывались в целом  по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также  по регионам. То есть, процесс прогнозирования, как правило, строился сверху вниз. В основном, прогнозированием занималось Правительство РФ, в частности  Министерство экономического развития и торговли РФ. На уровне отдельных  регионов (субъектов РФ, федеральных  округов и муниципальных образований) разработка прогнозов не являлась обязательным, законодательно закрепленным процессом (как правило, подобные документы  носили декларативный характер), что  снижало результативность региональной политики. На сегодняшний день предпринята  попытка организации процесса прогнозирования  «снизу вверх», что, несомненно, позволит учесть национальную, территориальную, экономическую, социальную специфику  территорий различного таксономического уровня, что в свою очередь повысит  качество и точность прогнозов. Хотя, по мнению автора, наиболее перспективной  представляется смешанная система  прогнозирования, предполагающая потоки информации, как «снизу вверх», так  и сверху вниз.

Современная система прогнозирования

При конструировании  смешанной системы необходимо отметить, что многие явления и процессы социально-экономического развития реализуются  на территории нескольких регионов (макрорегиона), поэтому весьма актуально создание прогнозов на макрорегиональном уровне. Особую роль в системе прогнозирования играют прогнозы социально-экономического развития федеральных округов, позволяющие интегрировать прогнозы регионов более низкого таксономического уровня, а также прогнозы развития отдельных отраслей. В соответствии с законодательством к компетенции Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах относится разработка программ социально-экономического развития территорий в пределах округа. Поскольку прогнозирование является важнейшей частью подготовительного этапа программирования, то включение прогнозов социально-экономического развития федерального округа в систему прогнозирования Российской Федерации необходимо.

Прогнозирование социально-экономического развития федерального округа можно  определить как совместную и гармонизированную  деятельность органов власти федерального округа, а также органов власти входящих в состав округа регионов различного таксономического уровня, бизнес-сообщества, научных учреждений и других организаций и институтов по разработке научно обоснованной и сбалансированной системе ожидаемых в перспективе показателей социального, экономического, научно-технического, экологического и внешнеэкономического развития, способствующая интеграции территорий и созданию единого экономического пространства.

В качестве примера  прогнозирования социально-экономического развития на примере федеральных целевых программ были взяты следующие целевые программы:

  1. Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы"
  2. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года"
  3. Программа развития Калининградской области на период до 2014 года

Целью лабораторной работы является изучение федеральных целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, комплексы проведенных мероприятий по реализации программы, механизмы реализации, оценки эффективности программ.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

1.Описать актуальность  федеральных целевых программ.

2. Раскрыть общее  понятие федеральных целевых  программ.

3. Проанализировать механизмы реализации выбранных целевых программ

4. Дать оценку  последствиям реализаций целевых  программ.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и сущность федеральных целевых программ

Федеральные целевые  программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении  которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и  других мероприятий, обеспечивающих эффективное  решение системных проблем в  области государственного, экономического, экологического, социального и культурного  развития Российской Федерации.

Целевые программы  являются одним из важнейших средств  реализации структурной политики государства, активного воздействия на его  социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для  государства инвестиционных и научно-технических  проектов, направленных на решение  системных проблем, входящих в сферу  компетенции федеральных органов  исполнительной власти.

Целевая программа  может включать в себя несколько  подпрограмм, направленных на решение  конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости  рациональной организации их решения.

Целевая программа  состоит из следующих разделов: 
характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа; 
основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей; 
перечень программных мероприятий; 
обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; 
механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; 
оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа  также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются  следующие требования.

Первый раздел целевой  программы должен содержать развернутую  постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование  ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном  уровне. Раздел также должен содержать  обоснование необходимости решения  проблемы программно-целевым методом  и анализ различных вариантов  этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым  методом решения проблемы.

Второй раздел целевой  программы должен содержать развернутые  формулировки целей и задач программы  с указанием целевых индикаторов  и показателей.

Требования, предъявляемые  к целям программы: 
специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы); 
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); 
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); 
привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать  обоснование необходимости решения  поставленных задач для достижения сформулированных целей программы  и обоснование сроков решения  задач и реализации программы  с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей  для каждого этапа, а также  условия досрочного прекращения  реализации целевой программы.

Третий раздел целевой  программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач  целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с  указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия  должны предусматривать комплекс мер  по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при  их реализации.

В отдельных случаях  для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные  правовые акты целевая программа  может содержать приложение с  планом подготовки и принятия необходимых  нормативных правовых актов.

В четвертом разделе  целевой программы должно содержаться  обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности  привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и  средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных  мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы  изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ  Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 "О  ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК  РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ  ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ  КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ".

Шестой раздел целевой  программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических  последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую  оценку вклада целевой программы  в экономическое развитие, а также  оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности  осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости  и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы  разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы  и должна служить приложением  к тексту программы.

Долгосрочные целевые  программы разрабатываются органом  исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению  соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом  местного самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджета или  самостоятельно.

Информация о работе Прогонозирование социального развития