Прогонозирование социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:00, лабораторная работа

Описание

Целью лабораторной работы является изучение федеральных целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, комплексы проведенных мероприятий по реализации программы, механизмы реализации, оценки эффективности программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Описать актуальность федеральных целевых программ.
2. Раскрыть общее понятие федеральных целевых программ.
3. Проанализировать механизмы реализации выбранных целевых программ
4. Дать оценку последствиям реализаций целевых программ.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность федеральных целевых программ 5
1.1. Разработка федеральных целевых программ 7
1.2 Финансирование федеральных целевых программ 8
Глава II. Характеристика федеральных целевых программ социально- экономического развития 11
2.1. Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 11
2.1.1. Характеристика проблемы на решение которой направлена целевая программы 11
2.1.2.Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели 16
2.1.3.Система мероприятий Программы 23
2.1.4.Ресурсное обеспечение программы 23
2.2. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 24
2.2.1.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 24
2.2.2.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы 28
2.2.3.Перечень программных мероприятий 29
2.3.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 31
2.3.1.Социально-экономическое положение Калининградской области 31
2.3.2.Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации Программы 36
2.3.3.Мероприятия Программы 38
2.3.4.Ресурсное обеспечение Программы 40
Глава III. Механизмы реализации и оценка эффективности федеральных целевых программ 40
3.1.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 40
3.2.Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 45
3.3.Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 49
Заключение 53
Список литературы 54

Работа состоит из  1 файл

Лаб. раб.БББ.docx

— 116.03 Кб (Скачать документ)

Развитие портовой инфраструктуры обеспечит увеличение грузооборота до 400 тыс. тонн и уменьшит издержки, связанные с погрузкой (разгрузкой) судов, в том числе  обеспечит экономию затрат на строительство  объектов, предусмотренных Программой в последующие периоды. Значительно  сократятся расходы грузоотправителей  и грузополучателей (только операции по выгрузке угля и нефтепродуктов принесут экономию в 11,5 млн.рублей в год), увеличится привлекательность портовых сооружений для обслуживания судов всего Дальневосточного региона. Строительство новых гидротехнических сооружений носит также и социальный характер, поскольку обеспечит безопасные условия посадки и схода пассажиров при выполнении регулярных рейсов пассажирских судов;

4) развитие источников  нетрадиционной энергетики на  Курильских островах.

Топливно-энергетический комплекс Курильских островов в настоящее  время является крайне неэффективным  и высокозатратным. Энергетика Курильских островов в основном базируется на использовании дизельных генераторов для получения электроэнергии и угольных котельных для теплообеспечения промышленности и населения. В последние годы все чаще происходят сбои из-за отсутствия топлива. Кроме этого, в последнее время цены на уголь, дизельное топливо многократно возросли.

Вместе с тем  Курильские острова богаты местными энергетическими ресурсами, используя  которые возможно решить проблему энергообеспечения. Главное место отводится геотермальной  энергетике.

Запасы постоянно  возобновляемых геотермальных ресурсов на Курильских островах достаточны для  создания собственной энергетической базы региона на период до 2015 года и  далее.

На острове Итуруп разведаны и утверждены запасы пароводяной  смеси в объеме 29,9 кгс. Этого количества достаточно для обеспечения электроснабжения г. Курильска.

Необходимо осуществить  строительство энергетического  комплекса "Океанский" на геотермальном  месторождении участка Кипящий (21 километр от г. Курильска). Введение объекта в эксплуатацию позволит сэкономить в год около 4 тыс. тонн дизельного топлива (60 млн. рублей), себестоимость электроэнергии снизится в 3 раза, повысится качество и надежность электроснабжения.

В пос. Южно-Курильске  необходимо закончить строительство  Менделеевской ГеоТЭС мощностью 3,6 МВт. С введением объекта в эксплуатацию экономия угля составит 7 - 10 тыс. тонн в год, а дизельного топлива - более 4 тыс. тонн в год.

Производство электроэнергии от парогидротерм является важным шагом в улучшении качества жизни населения и работы предприятий. При использовании геотермальной энергии для отопления и электроснабжения в комплексе тариф на электроэнергию составит около 1,7 рубля за 1 кВт.ч, на тепло - 400 рублей за 1 Гкал;

5) диверсификация  экономики региона путем комплексного  использования природно-ресурсного  потенциала.

От эффективного и скорейшего решения проблем  в транспортном и энергетическом комплексе Курильских островов, стимулирования развития рыбопромышленного комплекса  зависит уровень конкурентоспособности  предприятий и сохранение Российской Федерацией своих стратегических позиций  в этом регионе.

Вместе с тем  необходимо принять меры по диверсификации экономики региона, направленные на его сбалансированное развитие и  комплексное использование природно-ресурсного потенциала, стимулируя развитие соответствующих  секторов экономики, которые впоследствии обеспечат устойчивое наполнение доходной базы местных бюджетов.

Туристический комплекс островов при условии своевременного решения вопросов безопасного транспортного  сообщения, сооружения необходимой  инженерной и туристической инфраструктуры может стать экономически значимым сектором экономики островов.

Переработка отходов  рыбного сырья в биофармацевтическую  продукцию позволит вовлечь в  экономический оборот до 55 процентов  не используемой в настоящее время  общей массы добытых водных биологических  ресурсов и получить экологический  эффект от сокращения количества отходов  производства.

Проведение комплексных  исследований минерально-сырьевой базы Курильских островов позволит подготовить  технико-экономические обоснования  для промышленной разработки выявленных месторождений. Разработка залежей  углеводородов на шельфе Курильских островов по предварительной оценке в силу ряда благоприятных природно-климатических  условий будет более рентабельной по сопоставлению с шельфом северо-восточного Сахалина;

6) совершенствование  нормативных правовых и организационных  основ управления экономическим  развитием региона, обеспечивающих  условия для формирования благоприятного  инвестиционного климата в регионе.

Создание нормативной  правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата  в регионе, связано с необходимостью сохранения островов в едином политическом, экономическом и оборонном пространстве страны при условии обеспечения устойчивого роста уровня жизни населения и повышения конкурентоспособности российских компаний.

Необходимость применения специальных экономических мер  в отношении Курильских островов может быть обоснована более глубоким по сравнению со среднероссийским спадом производства, который был обусловлен разрывом традиционных хозяйственных связей, вызванных отдаленностью островов от основной территории страны.

В рамках Программы  наряду с развитием современной  инфраструктуры региона необходимо проработать вопрос о возможности  признания территории Курильских островов особой экономической зоной с  учетом специфического географического  положения Курильских островов и  их значения для национальных интересов  Российской Федерации.

Использование режима особой экономической зоны на территории Курильских островов может оказать  существенное влияние на экономику  Курильских островов и позволит: 
привлечь средства внебюджетных источников, которые будут направлены на диверсификацию экономики;  
расширить международное экономическое сотрудничество в Курильском регионе для развития совместных инвестиционных проектов по организации высокотехнологичных комплексов, связанных с глубокой переработкой сырья, и для эффективного сбыта продукции на международном рынке.

Кроме того, при  реализации Программы предусматриваются  одновременное осуществление мероприятий, связанных с охраной водных биологических  ресурсов в районе Курильских островов, и выделение дополнительных средств  на материально-техническое обеспечение  правоохранительных органов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в сфере добычи водных биологических  ресурсов. Это позволит решить одну из острейших проблем региона - браконьерство. Такие мероприятия целесообразно  осуществлять за счет увеличения объемов бюджетного финансирования заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Целевые показатели реализации Программы

Система целевых  показателей реализации Программы  описывает количественные характеристики, позволяющие оценить состояние  социально-экономического развития Курильских островов, а также достижение необходимых  целей и задач в процессе реализации мероприятий Программы и к  концу планируемого периода.

Оценка эффективности  реализации Программы будет ежегодно производиться на основе системы  целевых показателей, которая обеспечит  мониторинг динамики изменений за оцениваемый  период реализации Программы с целью  уточнения или корректировки  поставленных задач и проводимых мероприятий.

Программой предусматриваются 42 показателя, включающие в себя целевые  показатели по основным направлениям реализации Программы, в том числе: 
комплексные показатели уровня экономического развития территории; 
показатели состояния и динамики развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры; 
показатели состояния и динамики развития рыбохозяйственного комплекса; 
показатели состояния и динамики инвестиционного климата и диверсификации экономики; 
показатели состояния и динамики демографического развития и развития трудовых ресурсов.

Для каждого из показателей в Программе установлено  целевое значение на 2015 год и промежуточные  значения на период с 2007 по 2010 год.

Оценка эффективности  реализации Программы будет производиться  путем сравнения текущих значений показателей с их целевым (промежуточным) значением. При этом результативность мероприятия Программы будет  оцениваться исходя из соответствия его ожидаемых результатов поставленной цели, степени приближения к этой цели и косвенных позитивных воздействий  на социальную, демографическую, экологическую  ситуацию, а также на параметры  экономического развития территории.

2.1.3.Система мероприятий Программы

Мероприятия Программы  сформированы по следующим направлениям: 
1) развитие транспортного комплекса; 
2) развитие топливно-энергетического комплекса; 
3) развитие рыбохозяйственного комплекса; 
4) формирование социальной инфраструктуры; 
5) развитие телекоммуникационных систем; 
6) развитие автодорожной сети.

Проекты для включения  в I этап Программы (2007 - 2010 годы) были отобраны с учетом их эффективности и готовности к реализации. С целью снижения экологических рисков для экосистемы Курильских островов на этапе согласования проектно-сметной документации мероприятий  Программы в установленном порядке  проводится государственная экологическая  экспертиза объектов.

Предполагается, что  по итогам I этапа реализации Программы  будет произведено уточнение  состава проектов для II этапа реализации Программы (2011 - 2015 годы) с использованием аналогичных критериев, в том  числе по обязательному проведению экологической экспертизы по объектам рыбопромышленного комплекса.

2.1.4.Ресурсное обеспечение программы

Объем финансирования, необходимый для реализации Программы, составляет 17941,7 млн. рублей (в ценах  соответствующих лет), из них средства федерального бюджета составляют 14220,8 млн. рублей (79,2 процента), средства консолидированного бюджета Сахалинской области - 1070,9 млн. рублей (6 процентов), средства внебюджетных источников - 2650 млн. рублей (14,8 процента).

Распределение затрат между бюджетами различных уровней  исполнительной власти Российской Федерации  произведено с учетом сложившейся  ситуации в отношении дефицитности консолидированного бюджета Сахалинской  области в целом и дефицитности бюджетов муниципальных образований  Курильских островов в частности. Тем  не менее за время реализации мероприятий Программы с учетом предполагаемого увеличения бюджетной обеспеченности муниципальных образований Курильских островов предусматривается рост инвестиционной нагрузки на бюджет Сахалинской области и местные бюджеты на II этапе.

Государственные заказчики  Программы при формировании ежегодного объема финансирования мероприятий  Программы смогут в случае существенного  изменения ситуации, касающейся обеспеченности бюджета муниципальных образований  Курильских островов, выходить с предложениями  об увеличении объемов софинансирования строительства объектов социальной инфраструктуры.

Распределение финансовых средств по направлениям в рамках Программы произведено в соответствии с принципом максимальной эффективности  инвестирования средств, то есть основная доля расходов Программы направлена на капитальные вложения с минимизацией расходов, не связанных со строительством объектов рыбохозяйственного комплекса, социальной, транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры Курильских островов.

Капитальные вложения на I этапе реализации Программы  составят 53,5 процента общего объема капитальных  вложений, предусмотренных Программой. Из них на строительство объектов рыбохозяйственного комплекса предусмотрено 29 процентов, транспортного комплекса - 25 процентов, топливно-энергетического комплекса - 14,5 процента, социальной инфраструктуры - 21 процент, развитие телекоммуникационных систем - 0,5 процента, развитие автодорожной сети - 10 процентов. В рамках I этапа реализации Программы намечено реализовать 26 мероприятий.

На II этапе реализации Программы на строительство объектов рыбохозяйственного комплекса предусмотрено 58,5 процента общего объема капитальных вложений, предусмотренных Программой, объектов топливно-энергетического комплекса - 11 процентов, социальной инфраструктуры - 6 процентов, на развитие телекоммуникационных систем - 0,5 процента, развитие автодорожной сети - 24 процента. В рамках II этапа реализации Программы будет реализовано 17 мероприятий.

Необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ мотивирована низкой изученностью минерально-сырьевой базы, как Курильских островов, так и их шельфа, а также  недостаточными исследованиями состояния  запасов водных биологических ресурсов и вовлечения в промысел неиспользуемых водных биологических ресурсов. Результаты научных исследований в дальнейшем можно будет использовать в целях  более глубокой диверсификации экономики  Курильских островов. Одновременно необходима глубокая проработка возможности увеличения ресурсного потенциала рыбопромышленного  комплекса за счет более рационального  использования географического  положения Курильских островов с  целью продолжения строительства  заводов по искусственному воспроизводству  лососевых видов рыб без государственного финансирования. Вместе с тем необходимо проводить работы по определению  возможности использования ветроэнергетики  как варианта формирования замкнутого энергетического комплекса Курильских островов. В связи с тем что все населенные пункты на Курильских островах, по данным предварительного вулканического районирования, находятся в зонах катастрофической или высокой вулканической опасности, необходимо выполнить работы по детальному вулканическому районированию, контролю активности вулканов и оперативному прогнозу извержений с подготовкой регулярных прогнозов ожидаемой вулканической активности на предстоящий период (квартал или месяц).

Информация о работе Прогонозирование социального развития