Прогонозирование социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:00, лабораторная работа

Описание

Целью лабораторной работы является изучение федеральных целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, комплексы проведенных мероприятий по реализации программы, механизмы реализации, оценки эффективности программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Описать актуальность федеральных целевых программ.
2. Раскрыть общее понятие федеральных целевых программ.
3. Проанализировать механизмы реализации выбранных целевых программ
4. Дать оценку последствиям реализаций целевых программ.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность федеральных целевых программ 5
1.1. Разработка федеральных целевых программ 7
1.2 Финансирование федеральных целевых программ 8
Глава II. Характеристика федеральных целевых программ социально- экономического развития 11
2.1. Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 11
2.1.1. Характеристика проблемы на решение которой направлена целевая программы 11
2.1.2.Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели 16
2.1.3.Система мероприятий Программы 23
2.1.4.Ресурсное обеспечение программы 23
2.2. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 24
2.2.1.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 24
2.2.2.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы 28
2.2.3.Перечень программных мероприятий 29
2.3.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 31
2.3.1.Социально-экономическое положение Калининградской области 31
2.3.2.Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации Программы 36
2.3.3.Мероприятия Программы 38
2.3.4.Ресурсное обеспечение Программы 40
Глава III. Механизмы реализации и оценка эффективности федеральных целевых программ 40
3.1.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 40
3.2.Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 45
3.3.Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 49
Заключение 53
Список литературы 54

Работа состоит из  1 файл

Лаб. раб.БББ.docx

— 116.03 Кб (Скачать документ)

Индикаторами, характеризующими успешность реализации мероприятий  Программы в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, станут показатели степени  готовности объектов, ввод которых  предусмотрен программными мероприятиями.

В рамках Программы  будут решенызадачи экономического развития регионов, в том числе:

в Республике Саха (Якутия): 
завершение строительства высоковольтной линии 220 кВ "Мирный - Сунтар - Нюрба" с подстанциями 220 кВ "Сунтар" и "Нюрба", что позволит увеличить качество и надежность электроснабжения, сократить завоз дорогостоящего дизельного топлива (с 3151 до 151 тонны);

в Хабаровском крае: 
газификация населенных пунктов Солнечного района и населенных пунктов, расположенных вдоль магистрали газопровода "Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск", что создаст условия для социально-экономического роста районов, обеспечит устойчивое теплоснабжение и газоснабжение населения, объектов социальной сферы и промышленных потребителей;

в Сахалинской области: 
увеличение запасов газа промышленных категорий до 12 млрд. куб. м и поставка газа на энергетические объекты Сахалинской области и Хабаровского края.

На протяжении всего  срока реализации Программы будут  проводиться научные работы по совершенствованию  применения программно-целевого метода для экономического и социального  развития Дальнего Востока и Забайкалья. Будет создана система оценки эффективности социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья и многокритериальная система оценки демографической ситуации в этих регионах с выделением ключевых направлений  по ее улучшению на среднесрочную  и долгосрочную перспективы. Кроме  того, будет разработана многофакторная модель развития инвестиционно-инновационного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья, учитывающая потребности и возможности региона.

Эффективность Программы  рассчитывается на основе показателей  эффективности реализации инвестиционных проектов. В качестве основных индикаторов  изменения социально-экономического положения в регионах Дальнего Востока  и Забайкалья в результате реализации Программы рассматриваются: 
увеличение темпов роста валового регионального продукта; 
рост объема промышленного производства; 
повышение собираемости налогов и других обязательных платежей на территории регионов.

В результате реализации Программы темпы роста суммарного валового регионального продукта в  регионах Дальнего Востока и Забайкалья увеличатся на 158 процентов по отношению  к уровню 2004 года, достигнув абсолютного  значения в 2010 году - 1357,4 млрд. рублей (в  ценах 2004 года).

Уровень развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья зависит прежде всего от уровня развития промышленности. Развитие промышленного комплекса регионов позволит производить промышленной продукции (в ценах 2004 года) в 2,2 раза больше, чем в 2004 году, что составит 988,2 млрд. рублей.

Реализация инвестиционных проектов, которые ориентированы  не только на обновление изношенного  оборудования, но и на расширение и  создание производств, обеспечит существенный прирост налоговых платежей как в федеральный, так и в региональный бюджеты. Объем всех собираемых налогов в 2010 году увеличится более чем в 1,6 раза по отношению к уровню 2004 года.

Экономический рост и намеченные структурные преобразования в экономике регионов Дальнего Востока  и Забайкалья несут в себе противоречивые тенденции относительно влияния  на состояние окружающей природной  среды. Вместе с тем наращивание  производства на основе модернизации производственных мощностей, внедрения  энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, снижения потребления первичных  производственных ресурсов явится мощным фактором, способствующим стабилизации и недопущению ухудшения экологической  обстановки. Наряду с модернизацией  производства существенное значение будет  иметь также реализация специальных  экологических мероприятий, связанных  со строительством и реконструкцией водоочистных сооружений и установок  по очистке выбросов в атмосферу.

Таким образом, в  ходе реализации Программы экологическая  ситуация не ухудшится.

3.3.Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы"

Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы предусматривает использование  комплекса организационных, экономических  и правовых мероприятий, необходимых  для реализации цели и задач Программы. Механизм разработан в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации и нормативными актами органов государственной  власти Сахалинской области.

Управление и  контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы и государственные заказчики Программы. Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков в ходе реализации Программы, а также ее нормативное правовое и методическое обеспечение.

Министерство регионального  развития Российской Федерации - государственный  заказчик-координатор Программы  осуществляет следующие функции: 
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы; 
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по ним; 
несет ответственность за реализацию Программы в целом и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; 
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета и софинансированию Программы за счет средств привлеченных источников; 
организует размещение в электронном виде на сайте Министерства информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий Программы; 
совместно с Федеральной службой государственной статистики ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ее выполнении; 
на основе ежегодных докладов государственных заказчиков Программы подготавливает и представляет до 1 февраля в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по установленной форме отчет о ходе работ в рамках Программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств; 
ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет целевые показатели реализации мероприятий Программы и затраты по ним, механизм реализации Программы и состав исполнителей, а также при необходимости вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) предложения о корректировке Программы либо прекращении ее выполнения.

По завершении Программы  государственный заказчик-координатор  Программы подготавливает доклад о  выполнении Программы и об эффективности  использования средств за весь период ее реализации и до 1 марта 2016 г. представляет его в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации.

Государственные заказчики  Программы осуществляют следующие  функции: 
подготавливают предложения по формированию перечня мероприятий Программы; 
проводят мониторинг реализации мероприятий Программы, оценивают показатели их эффективности и соответствие целевым показателям Программы; 
ведут квартальную отчетность о реализации Программы; 
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы; 
ежегодно уточняют целевые показатели реализации мероприятий Программы и затраты по ним, подготавливают предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.

За счет средств  федерального бюджета финансируются  стройки и объекты, находящиеся  в федеральной собственности. Финансирование строек и объектов, находящихся в  собственности Сахалинской области  и в муниципальной собственности, осуществляется в порядке софинансирования в рамках межбюджетных отношений. Размеры софинасирования мероприятий Программы из бюджетов различных уровней приводятся в приложении № 4 к Программе. При этом государственные заказчики Программы заключают договоры с органами государственной власти Сахалинской области о софинансировании строек и объектов, находящихся в собственности Сахалинской области и в муниципальной собственности.

Принципы софинансирования определяются в установленном порядке. В случае невыполнения договорных обязательств со стороны Сахалинской области софинансирование строек и объектов за счет средств федерального бюджета сокращается пропорционально объему недофинансирования за счет средств бюджета Сахалинской области или прекращается полностью.

Объемы финансирования (софинансирования объектов, находящихся в муниципальной собственности) мероприятий Программы за счет средств бюджета Сахалинской области учитываются при формировании бюджета Сахалинской области на очередной финансовый год и бюджетных проектировок на среднесрочную перспективу.

Государственные заказчики  Программы могут на договорной основе передавать часть своих функций  по реализации Программы администрации  Сахалинской области.

Кроме того, контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей государственного заказчика-координатора Программы, государственных заказчиков Программы и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы  целевым индикаторам и показателям  эффективности, предусмотренным Программой, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  организует проведение специализированной и независимой экспертизы Программы, по результатам которой подготавливает с участием Министерства финансов Российской Федерации и вносит в Правительство  Российской Федерации предложения: 
о корректировке целей и сроков реализации Программы, перечня мероприятий Программы; 
о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) Программы, об изменении форм и методов управления реализацией Программы; 
о сокращении финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год; 
о досрочном прекращении реализации Программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений); 
о принятии в установленном порядке мер к руководителю Программы.

Оценка социально-экономической  и экологической эффективности  Программы

В соответствии с  целью Программы за период ее реализации будет создана база для дальнейшей реализации стратегических направлений  развития Курильских островов.

Реализация Программы  позволит: 
обеспечить экономическое закрепление Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, имеющем геостратегическое значение для страны; 
повысить привлекательность Курильских островов как места жительства населения и стабилизировать позитивную демографическую динамику; 
сбалансировать региональную экономику, эффективно использовать природно-ресурсный потенциал Курильских островов; 
создать качественную конкурентную среду в рыбопромышленном комплексе, стимулирующую повышение конкурентоспособности российского бизнеса; 
обеспечить бюджетную самодостаточность региона; 
увеличить натуральные показатели эффективности функционирования рыбопромышленного комплекса в 2 раза, а финансовые показатели - в 2,5 раза; 
увеличить ресурсную базу региона в 2 раза путем создания сети заводов по искусственному воспроизводству лососевых видов рыб, а также оптимального промыслового использования традиционных видов водных биологических ресурсов, а также вовлечения в промысел недоиспользованных видов таких ресурсов и применения технологий их глубокой переработки; 
снизить стоимость электро- и теплоэнергии в 1,5 раза и увеличить производство электроэнергии на 30 процентов; 
создать сеть автомобильных дорог, сформировать транспортную морскую и авиационную инфраструктуру Курильских островов, которая позволит увеличить пассажиро- и грузооборот более чем в 2 раза; 
создать сбалансированную и качественную социальную инфраструктуру региона, учитывающую особенности демографической ситуации в нем.

Оценка эффективности  и социально-экономических последствий  реализации Программы будет производиться  на основе системы целевых показателей. Система показателей обеспечит  мониторинг динамики изменений за оцениваемый  период реализации Программы с целью  уточнения или корректировки  поставленных задач и проводимых мероприятий.

Реализация мероприятий  Программы заключается в прямых воздействиях на социальную, демографическую  и экологическую ситуацию и показатели экономического развития, кроме того, она может иметь косвенные  эффекты.

Экономические последствия  выражаются качественными и количественными  параметрами, характеризующими рост экономических  и финансовых показателей территории, а также бюджетных доходов  территории вследствие улучшения экономического положения предприятий и расширения налогооблагаемой базы.

Основные экономические  эффекты заключаются в том, что  увеличение грузооборота портовых пунктов  при одновременном снижении затрат на погрузку (разгрузку) грузов обеспечит  рост выручки портов в 1,5 раза, снижение стоимости единицы электро- и теплоэнергии снизит себестоимость промышленной продукции на 30 процентов, что обеспечит увеличение доходности рыбохозяйственной отрасли и достижение необходимых конкурентных преимуществ. Надежная транспортная инфраструктура и комфортные условия проживания создадут предпосылки для развития туристическо-рекреационного комплекса, который потенциально увеличит доходы бюджетов муниципальных образований более чем в 2 раза.

Социальные последствия  выражаются качественными и количественными  показателями, характеризующими улучшение  демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в  результате реализации мероприятий  Программы, а также привлекательностью территории для проживания.

Среди позитивных социальных последствий реализации Программы следует отметить динамику демографического развития (уменьшение смертности, в том числе детской, увеличение рождаемости), положительный  миграционный прирост населения. За счет реализации мероприятий Программы  планируется рост обеспеченности населения  дошкольными учреждениями (на 30 процентов), обеспеченность населения жильем вырастет в 1,5 раза и достигнет среднероссийского уровня, предусматривается 100-процентное обеспечение населения островов высококачественным телевизионным вещанием российских каналов. Кроме того, будет осуществлено функционирование транспортного (воздушного, морского, автомобильного) сообщения на островах в соответствии с нормами безопасности.

Экологические последствия  выражаются качественными и количественными  показателями, характеризующими улучшение  исходного состояния окружающей среды, а также работами по охране и восстановлению биологических  ресурсов. Реализация мероприятий Программы  в сфере топливно-энергетического  комплекса за счет перехода на геотермальные  источники энергии позволит значительно  сократить вредные выбросы, снизить  риск техногенных катастроф. Предусмотрены  мероприятия по очистке сточных  вод. Кроме того, предполагается увеличение популяции рыб промысловых пород.

Информация о работе Прогонозирование социального развития