Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:00, курсовая работа
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет
место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что
Введение ..................................................................................................................3-4
Глава 1. Специфика малых предприятий в России......................................................5
1.1 Что такое малое предприятие..................................................................5-7
1.2 Реестр субъектов малого предпринимательства...................................7-8
1.3 Фонд поддержки малого предпринимательства ....................................8-10
Глава 2. Правовые основы деятельности малых предприятий..............................10
2.1 Учреждение, регистрация и прекращение деятельности субъектов малого
предпринимательства .............................................................................................10-12
2.2 Лицензирование деятельности субъектов малого предпринимательства и
сертификация их продукции ...................................................................................12-14
2.3 Управление малым предприятием ...............................................................14-15
2.4 Кредитование и страхование малых предприятий ......................................15-16
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса .......................16
3.1 Проблемы становления и развития малого бизнеса ..................................16-19
3.2. Перспективы развития малого бизнеса 2001 – 2003 г.г. .............................20-26
Заключение ..............................................................................................................27-28
Список использованной литературы ....................................................
Министерство образования
Уральский Государственный Горный Университет
Факультет заочного обучения
Курсовая работа
на тему:
«Развитие Российского малого бизнеса»
Факультет заочного обучения
Екатеринбург 2011
Содержание:
Введение ..............................
Глава 1. Специфика малых предприятий
в России......................
1.1 Что
такое малое предприятие.......
1.2 Реестр
субъектов малого
1.3 Фонд
поддержки малого
Глава 2. Правовые основы деятельности
малых предприятий.............
2.1 Учреждение, регистрация
и прекращение деятельности
предпринимательства ..............................
2.2 Лицензирование деятельности
субъектов малого
сертификация их продукции ..............................
2.3 Управление малым
предприятием ..............................
2.4 Кредитование и
страхование малых предприятий
..............................
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса .......................16
3.1 Проблемы становления
и развития малого бизнеса
..............................
3.2. Перспективы развития
малого бизнеса 2001 – 2003 г.г. .............................
Заключение ..............................
Список использованной литературы
..............................
ВВЕДЕНИЕ.
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет
место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче
управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это
принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что
особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов
Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что
появление малого бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на
отечественном рынке, чего так не хватало экономике России.
Актуальность темы
курсовой работы “
малого бизнеса” обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех
экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением,
так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы,
связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в экономике России
может выполнять различные функции,
поэтому государственным
необходимо взять на себя все вопросы, связанные с регулированием деятельности
малого бизнеса.
Необходимо отметить, что практика государственного регулирования экономики,
включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не
только на федеральном, но и все более на региональном уровне. Важно и то,
что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике
практика государственной
инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта
система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как
новые тенденции и потребности развития самих МП, так и все более зрелый,
сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных
в нее рычагов государственного регулирования. Сказанное в полной мере
касается и такого важнейшего рычага этой политики как система государственных
- федеральных и региональных программ поддержки МП. Положительная роль
развития предприятий малого бизнеса несомненна но, тем не менее, в России
наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете
реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца
перехода к рыночной модели малым предприятиям следует уделять особое
внимание. Развитие малых предприятий необходимо России для становления
эффективной и стабильной экономики.
Для начала немного статистики. Обвал рубля привел к тому, что крупные
компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство
средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998
года, вообще перестали существовать. Активный рост доли малых предприятий в
структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала
90-х годов. На сегодняшний
день в наиболее развитых
фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно
взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего
населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях
трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об
огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.
В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они
внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия,
которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые
предприятия и независимые изобретатели.
Все вышеперечисленные
факты обуславливают
данной работе ситуацию, связанную с развитием малых предприятий в нашей
стране.
Основу информационной
базы работы составляют
специализированных
информации сети Интернет.
Цель курсовой работы
- показать возможности
расширения источников финансирования малого бизнеса, в том числе за счет
ресурсов банковско-кредитной
взаимодействия программных
Глава 1. Специфика малых предприятий в России.
1.1. Что такое малое предприятие
Как явствует из
самого определения, «малый
деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных
установленных законами, государственными органами или другими
представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого
понятия. Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем,
на основе которого предприятия различных организационно правовых форм
относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь
средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В
ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая
небольшой группой лиц, или предприятие,
управляемое одним
правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся
к малому бизнесу является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
Фирма, находящаяся
в единоличном владении
бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить
лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые
партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между
которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Но,
конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим
причинам. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо,
идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности
выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в
невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в
самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем
предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет
более высокую себестоимость
малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также
недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на
что, количество вновь создаваемых
фирм превосходит число
говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего
бизнеса в экономике.
Причем достаточно
важно то, что часто малое
предприятие становится
не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится
таковой.
Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:
· консервация масштабов деятельности с последующим сохранением
статус-кво;
· медленное расширение деловой активности;
· быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а
затем и в крупные компании.
В российской практике
существование малого
в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на
которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии
критерии отнесения
соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. В нашей
стране понятие малого предприятия определяется Федеральным законом от
14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого
Российской Федерации». В соответствии с этим законом, для того, чтобы
предприятие считалось малым, должны одновременно выполняться четыре условия.
1. Это должна быть коммерческая организация (иными словами,
некоммерческие организации не могут считаться малыми предприятиями).
2. В уставном капитале
организации доля участия
субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25
процентов.
3. В уставном капитале организации доля, принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не должна превышать 25 процентов.
4. Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать
следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве
- 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60
человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50
человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50
человек.
Что касается многопрофильных
малых предприятий, то в
Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия,
осуществляющие несколько
таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является
наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предприятие
самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем
оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли,
полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием
показатель должен быть неизменным в течение отчетного года (п. 1.1.6
Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль предприятий и организаций").
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия