Развитие Российского малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет
место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что

Содержание

Введение ..................................................................................................................3-4
Глава 1. Специфика малых предприятий в России......................................................5
1.1 Что такое малое предприятие..................................................................5-7
1.2 Реестр субъектов малого предпринимательства...................................7-8
1.3 Фонд поддержки малого предпринимательства ....................................8-10
Глава 2. Правовые основы деятельности малых предприятий..............................10
2.1 Учреждение, регистрация и прекращение деятельности субъектов малого
предпринимательства .............................................................................................10-12
2.2 Лицензирование деятельности субъектов малого предпринимательства и
сертификация их продукции ...................................................................................12-14
2.3 Управление малым предприятием ...............................................................14-15
2.4 Кредитование и страхование малых предприятий ......................................15-16
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса .......................16
3.1 Проблемы становления и развития малого бизнеса ..................................16-19
3.2. Перспективы развития малого бизнеса 2001 – 2003 г.г. .............................20-26
Заключение ..............................................................................................................27-28
Список использованной литературы ....................................................

Работа состоит из  1 файл

Развитие Российского малого бизнеса.docx

— 61.58 Кб (Скачать документ)

системы его поддержки.

     Цели и ожидаемые  результаты политики поддержки  малого предпринимательства:

1. Обеспечение занятости, в том  числе молодежи и незащищенных  слоев общества,

за счет создания рабочих мест на действующих и вновь создаваемых  малых

предприятиях, а также расширения само занятости населения.

2. Насыщение рынка качественными  и доступными по цене товарами  и услугами,

через развитие рыночных отношений  и создание конкурентной среды.

3. Обеспечение социальных и экологических  программ Правительства Москвы  за

счет увеличения налоговых поступлений  в бюджет от малого предпринимательства.

4. Поддержание статуса Москвы  как города мирового значения  за счет

обеспечения приоритетного опережающего развития малого предпринимательства  в

инновационных и высокотехнологичных  сферах, создания единого информационного

пространства и условий для  электронного ведения бизнеса, привлечения

интеллектуального потенциала города к занятию предпринимательской

деятельностью в наукоемких областях.

5. Усиление роли Москвы как  центра деловой активности и  туризма, привлечение

инвестиций в экономику города через развитие межрегионального и

международного сотрудничества в  предпринимательской деятельности.

6. Снижение уровня внутригородской  миграции за счет более равномерного

распределения по территории Москвы предприятий малого бизнеса, в том  числе в

"спальных" районах города.

7. Оптимизация деятельности и  реструктуризация крупных предприятий  города за

счет развития субконтрактных и иных кооперационных связей с малыми

предприятиями.

8. Снижение затрат на содержание  и обслуживание городского коммунального

хозяйства за счет привлечения к  выполнению городского заказа в этой сфере

предприятий малого бизнеса.

9. Сохранение традиций и культурного  наследия через развитие ремесел  и

высокохудожественных производств.

10. Укрепление семьи через поддержку  семейных форм организации

предпринимательской деятельности.

11. Увеличение отдачи от использования  городской собственности за счет

передачи ее эффективным собственникам  в сфере малого предпринимательства.

12. Освобождение органов власти  от излишних функций за счет  передачи их в

ведение общественных объединений  предпринимателей.

13. Гармонизация общественных отношений  через развитие социального

партнерства между властью, предпринимателями  и наемными работниками.

     Приоритеты политики  поддержки малого предпринимательства:

1. Поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально

незащищенных групп населения.

2. Поддержка всех видов инновационного  бизнеса, главным образом, в

высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях.

3. Поддержка проектов, имеющих высокий  мультипликативный эффект и бюджетную

отдачу.

4. Поддержка проектов, направленных  на выпуск продукции массового  спроса и

создающих конкурентную среду на потребительском рынке.

5. Поддержка проектов, имеющих долевое  внебюджетное финансирование.

6. Поддержка проектов международных  и донорских организаций, направленных  на

развитие предпринимательства  в Москве.

7. Поддержка проектов, направленных  на импортозамещение.

8. Поддержка проектов, направленных  на активизацию межрегиональных  деловых

связей и экспорт продукции.

     Основные принципы  политики поддержки малого предпринимательства:

1. Комплексность - обеспечение полного  спектра услуг для малых предприятий.

2. Системность - обеспечение функциональной  взаимосвязанности всех элементов

городской инфраструктуры малого бизнеса.

3. Конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий

при получении поддержки и государственных  заказов.

4. Распределенность - перенесение значительной части функций по поддержке

малого предпринимательства с городского на территориальные уровни.

5. Гласность - наличие полной  и доступной информации о содержании  конкретных

мер государственной поддержки.

6. Интерактивность - рассмотрение  процессов развития малого

предпринимательства как комплексной  системы "сигналов рынка" и адекватной

реакции городской системы поддержки  предпринимательства.

7. Делегирование функций - обеспечение  участия предпринимательских кругов,

общественных объединений и  союзов предпринимателей в реализации проектов

Комплексной программы.

      Одним из важных  элементов поддержки субъектов  малого предпринимательства

является выполнение ими части (Закон определяет ее в 15%) городских  заказов

на поставки продукции и оказание услуг. Однако, отсутствие полной информации

о проводимых конкурсах и четкого  механизма обеспечения доступа  малых

предприятий к получению заказов  на производство продукции и оказание услуг

для государственных нужд, с одной  стороны, снижает конкуренцию и  приводит к

потерям бюджета, а, с другой стороны, не позволяет малым предприятиям

воспользоваться надежным каналом  сбыта своей продукции. Активизация  процесса

взаимодействия объединений предпринимателей с органами власти всех уровней -

важнейшая задача обеих сторон. Одним  из многих прагматических следствий

такого взаимодействия стало действенное  и конструктивное участие общественных

объединений малого предпринимательства  в обсуждении и продвижении

законопроектов и нормативных  актов, в разработке и реализации проектов и

программ малого бизнеса Москвы. Необходимо и дальше развивать эти  партнерские

отношения, активнее привлекать предпринимательскую  общественность к решению

важных для города задач.

        Эффективная  реализация государственной политики  в области малого бизнеса

невозможна без организации пропагандистской работы по вовлечению в процесс

предпринимательской деятельности населения  Москвы, активному стимулированию в

общественном сознании позитивного отношения различных слоев и групп населения

к частной инициативе граждан, причем не только как к источнику удовлетворения

насущных материальных потребностей, но и как к достойному образу жизни.

Решить эту задачу невозможно без  привлечения средств массовой информации.В

Москве издается ряд специализированных журналов и газет, освещающих вопросы

малого бизнеса. Однако, этого явно недостаточно. Необходимо привлечение  к

этой работе других средств массовой информации, в том числе, телевидения.

     Для определения путей  развития и разработки проектов  и программ, направленных

на поддержку малого бизнеса, необходимо проведение широкого спектра научных

исследований, опирающихся на достоверные  статистические данные. Однако, в

настоящее время отсутствует объективная  статистическая информация о

деятельности субъектов малого предпринимательства. Официальные  статистические

показатели, получаемые органами статистики на основе выборочных обследований

с использованием постоянно меняющихся методик расчета, не всегда

соответствуют действительности. Отсутствие достоверной информации о различных

показателях предпринимательской деятельности не способствует принятию

правильных управленческих решений.

      В период реализации  программы мерами государственной  поддержки должны быть

охвачены от 50 до 100 тысяч малых  предприятий города. В рамках выполнения

мероприятий программы предполагается обеспечить условия для сохранения

действующих и вновь созданных  малых предприятий и предпринимателей без

образования юридического лица, позволяющие  увеличить число рабочих мест в

сфере малого предпринимательства  до 2 млн. Предполагается, что по завершении

мероприятий программы общий вклад  малого предпринимательства в валовой

внутренний продукт увеличится на 30%.

                                                           

Заключение:

     После относительно  детального анализа выбранной  темы необходимо подвести

краткий итог, завершающий данную работу. В ходе выполнения работы были

выполнены все поставленные цели, сформулированные в части введения.

    Рассмотрена роль малых  предприятий в современной экономике,  определены

положительные функции, выполняемые  данным сегментом экономической  системы

общества, обоснована необходимость  совершенствования функционирования системы

малых предприятий в России. Сформулированы и проанализированы те

специфические проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса  в

современных российских условиях. Подробное исследование факторов,

затрудняющих развитие малого предпринимательства в нашей стране, выявило ряд

проблем, для разрешения которых  необходимо безотлагательно принять

соответственные меры. Главный вывод, который необходимо сделать в данной

работе – это тот факт, что  основная часть всех трудностей, с  которыми

сталкивается малый бизнес в  России, лежит в области взаимоотношений  с

государством. Самая главная проблема российских малых предприятий –  это

непродуманность именно государственной  политики, невнимание власти к

негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса.

Следовательно, именно государственной  власти необходимо активно действовать  в

направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Именно

государственные органы должны без  промедления начать действовать  по

направлениям, охарактеризованным в  заключительной главе работы.

      Главенствующее место  в процессе работы мелких предприятий  занимает фактор

государственного отношения к  ним, степень поддержки, глубина

заинтересованности в повышении  эффективности их деятельности. На государство

возложен ряд функций, в том  числе и в области обеспечения  нормальных условий

существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются

должным образом. Однако пути выхода из сложившейся ситуации есть, и  о них

говорилось в данной работе.

     Приоритетными  задачами  и  направлениями  по  поддержке  малого

предпринимательства в г.Москве на 2003 год являются:

- поддержка малых предприятий,  осуществляющих деятельность в  системе

городского хозяйства (в жилищно-коммунальной сфере, в области экологии, в том

числе сборе и переработке вторичного  сырья,  в малой

(локальной)энергетике с целью снижения  расходов  на  строительство  и

эксплуатацию жилья и других объектов);

-  предоставление  субъектам   малого  предпринимательства   комплекса услуг по

всем аспектам ведения предпринимательской  деятельности на основе дальнейшего

развития инфраструктуры поддержки  малого  предпринимательства и  создания

системы территориальных центров  развития предпринимательства в

административных округах города Москвы;

-    дальнейшее    развитие    информационной    поддержки    малого

предпринимательства, внедрение современных  технологий ведения бизнеса,  в  том

числе с широким использованием возможностей глобальной информационной сети

Интернет;

-  реализацию  первого  этапа  (до  2005  года)  Городской   целевой

программы по обеспечению субъектов  малого  предпринимательства  нежилыми

помещениями на 2002-2010 годы;

- реализацию комплекса мероприятий   по  устранению  административных  барьеров

на  пути  развития  предпринимательства,   включая   дальнейшее сокращение

количества проверок юридических  лиц на территории города;

- повышение качества  и  безопасности  продукции,  вырабатываемой  и

реализуемой субъектами малого предпринимательства;

- дальнейшее развитие малого  предпринимательства в  производственнойи

инновационной сферах с целью создания новых рабочих мест.

Если не медлить более с претворением в жизнь вышеупомянутых мер, то сегмент

малых предприятий сможет заработать в полную силу и стать неким  подобием

локомотива, способного поднять уровень  российской экономики в целом  на

качественно новый уровень.

  

 

 

 

  Список использованной литературы:

1)      Федеральный закон  «О государственной поддержке  малого

предпринимательства в Российской Федерации». 14.06.95 № 88-ФЗ (с изм. и  доп.

от 21.03.2002 г.).

2)      Закон г. Москвы  от 28.06.1995 г № 14 «Об основах  малого

предпринимательства в Москве» (с  изм. и доп. От 29.05.2002 г.).

3)      Постановление Правительства  РФ от 23.01.2001 г. № 87-ПП «О

комплексной программе развития и  поддержки малого предпринимательства  в

Москве (с имз. и доп. От 16.04.2002 г.).

4)      Распоряжение Мэра  Москвы от 07.05.1997 г. № 367 – РМ  «О создании

Реестра субъектов малого предпринимательства» (с имз. и доп. от 03.09.2001

г.).

5)      Указ Президента  РФ от 04.04.1996 г. № 491 «О первоочередных  мерах

государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».

(с имз. и доп. от 06.01.1999 г.).

6)      Федеральный закон  от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском

Информация о работе Развитие Российского малого бизнеса