Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:00, курсовая работа
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет
место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что
Введение ..................................................................................................................3-4
Глава 1. Специфика малых предприятий в России......................................................5
1.1 Что такое малое предприятие..................................................................5-7
1.2 Реестр субъектов малого предпринимательства...................................7-8
1.3 Фонд поддержки малого предпринимательства ....................................8-10
Глава 2. Правовые основы деятельности малых предприятий..............................10
2.1 Учреждение, регистрация и прекращение деятельности субъектов малого
предпринимательства .............................................................................................10-12
2.2 Лицензирование деятельности субъектов малого предпринимательства и
сертификация их продукции ...................................................................................12-14
2.3 Управление малым предприятием ...............................................................14-15
2.4 Кредитование и страхование малых предприятий ......................................15-16
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса .......................16
3.1 Проблемы становления и развития малого бизнеса ..................................16-19
3.2. Перспективы развития малого бизнеса 2001 – 2003 г.г. .............................20-26
Заключение ..............................................................................................................27-28
Список использованной литературы ....................................................
системы его поддержки.
Цели и ожидаемые результаты политики поддержки малого предпринимательства:
1. Обеспечение занятости, в том числе молодежи и незащищенных слоев общества,
за счет создания рабочих мест на
действующих и вновь
предприятиях, а также расширения само занятости населения.
2. Насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами,
через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды.
3. Обеспечение социальных и
счет увеличения налоговых поступлений в бюджет от малого предпринимательства.
4. Поддержание статуса Москвы как города мирового значения за счет
обеспечения приоритетного опережающего развития малого предпринимательства в
инновационных и высокотехнологичных сферах, создания единого информационного
пространства и условий для электронного ведения бизнеса, привлечения
интеллектуального потенциала города к занятию предпринимательской
деятельностью в наукоемких областях.
5. Усиление роли Москвы как центра деловой активности и туризма, привлечение
инвестиций в экономику города через развитие межрегионального и
международного сотрудничества в
предпринимательской
6. Снижение уровня
распределения по территории Москвы предприятий малого бизнеса, в том числе в
"спальных" районах города.
7. Оптимизация деятельности и
реструктуризация крупных
счет развития субконтрактных и иных кооперационных связей с малыми
предприятиями.
8. Снижение затрат на содержание и обслуживание городского коммунального
хозяйства за счет привлечения к выполнению городского заказа в этой сфере
предприятий малого бизнеса.
9. Сохранение традиций и
высокохудожественных
10. Укрепление семьи через
предпринимательской деятельности.
11. Увеличение отдачи от
передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства.
12. Освобождение органов власти от излишних функций за счет передачи их в
ведение общественных объединений предпринимателей.
13. Гармонизация общественных
партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.
Приоритеты политики
поддержки малого
1. Поддержка начинающих
незащищенных групп населения.
2. Поддержка всех видов
высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях.
3. Поддержка проектов, имеющих высокий
мультипликативный эффект и
отдачу.
4. Поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и
создающих конкурентную среду на потребительском рынке.
5. Поддержка проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование.
6. Поддержка проектов
развитие предпринимательства в Москве.
7. Поддержка проектов, направленных на импортозамещение.
8. Поддержка проектов, направленных
на активизацию
связей и экспорт продукции.
Основные принципы
политики поддержки малого
1. Комплексность - обеспечение полного
спектра услуг для малых
2. Системность - обеспечение функциональной
взаимосвязанности всех
городской инфраструктуры малого бизнеса.
3. Конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий
при получении поддержки и
4. Распределенность - перенесение значительной части функций по поддержке
малого предпринимательства с городского на территориальные уровни.
5. Гласность - наличие полной
и доступной информации о
мер государственной поддержки.
6. Интерактивность - рассмотрение процессов развития малого
предпринимательства как комплексной системы "сигналов рынка" и адекватной
реакции городской системы поддержки предпринимательства.
7. Делегирование функций - обеспечение
участия предпринимательских
общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов
Комплексной программы.
Одним из важных элементов поддержки субъектов малого предпринимательства
является выполнение ими части (Закон определяет ее в 15%) городских заказов
на поставки продукции и оказание услуг. Однако, отсутствие полной информации
о проводимых конкурсах и четкого механизма обеспечения доступа малых
предприятий к получению заказов на производство продукции и оказание услуг
для государственных нужд, с одной стороны, снижает конкуренцию и приводит к
потерям бюджета, а, с другой стороны, не позволяет малым предприятиям
воспользоваться надежным каналом сбыта своей продукции. Активизация процесса
взаимодействия объединений
важнейшая задача обеих сторон. Одним из многих прагматических следствий
такого взаимодействия стало действенное и конструктивное участие общественных
объединений малого предпринимательства в обсуждении и продвижении
законопроектов и нормативных актов, в разработке и реализации проектов и
программ малого бизнеса Москвы. Необходимо и дальше развивать эти партнерские
отношения, активнее привлекать предпринимательскую общественность к решению
важных для города задач.
Эффективная
реализация государственной
невозможна без организации пропагандистской работы по вовлечению в процесс
предпринимательской деятельности населения Москвы, активному стимулированию в
общественном сознании позитивного отношения различных слоев и групп населения
к частной инициативе граждан, причем не только как к источнику удовлетворения
насущных материальных потребностей, но и как к достойному образу жизни.
Решить эту задачу невозможно без привлечения средств массовой информации.В
Москве издается ряд специализированных журналов и газет, освещающих вопросы
малого бизнеса. Однако, этого явно недостаточно. Необходимо привлечение к
этой работе других средств массовой информации, в том числе, телевидения.
Для определения путей
развития и разработки
на поддержку малого бизнеса, необходимо проведение широкого спектра научных
исследований, опирающихся на достоверные статистические данные. Однако, в
настоящее время отсутствует объективная статистическая информация о
деятельности субъектов малого предпринимательства. Официальные статистические
показатели, получаемые органами статистики на основе выборочных обследований
с использованием постоянно меняющихся методик расчета, не всегда
соответствуют действительности. Отсутствие достоверной информации о различных
показателях предпринимательской деятельности не способствует принятию
правильных управленческих решений.
В период реализации
программы мерами
охвачены от 50 до 100 тысяч малых предприятий города. В рамках выполнения
мероприятий программы предполагается обеспечить условия для сохранения
действующих и вновь созданных
малых предприятий и
образования юридического лица, позволяющие увеличить число рабочих мест в
сфере малого предпринимательства до 2 млн. Предполагается, что по завершении
мероприятий программы общий вклад малого предпринимательства в валовой
внутренний продукт увеличится на 30%.
Заключение:
После относительно детального анализа выбранной темы необходимо подвести
краткий итог, завершающий данную работу. В ходе выполнения работы были
выполнены все поставленные цели, сформулированные в части введения.
Рассмотрена роль малых
предприятий в современной
положительные функции, выполняемые данным сегментом экономической системы
общества, обоснована необходимость
совершенствования
малых предприятий в России. Сформулированы и проанализированы те
специфические проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в
современных российских условиях. Подробное исследование факторов,
затрудняющих развитие малого предпринимательства в нашей стране, выявило ряд
проблем, для разрешения которых необходимо безотлагательно принять
соответственные меры. Главный вывод, который необходимо сделать в данной
работе – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми
сталкивается малый бизнес в
России, лежит в области
государством. Самая главная проблема российских малых предприятий – это
непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к
негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса.
Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в
направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Именно
государственные органы должны без промедления начать действовать по
направлениям, охарактеризованным в заключительной главе работы.
Главенствующее место
в процессе работы мелких
государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина
заинтересованности в
возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий
существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются
должным образом. Однако пути выхода из сложившейся ситуации есть, и о них
говорилось в данной работе.
Приоритетными задачами и направлениями по поддержке малого
предпринимательства в г.Москве на 2003 год являются:
- поддержка малых предприятий, осуществляющих деятельность в системе
городского хозяйства (в жилищно-коммунальной сфере, в области экологии, в том
числе сборе и переработке вторичного сырья, в малой
(локальной)энергетике с целью снижения расходов на строительство и
эксплуатацию жилья и других объектов);
- предоставление субъектам малого предпринимательства комплекса услуг по
всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего
развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и создания
системы территориальных центров развития предпринимательства в
административных округах города Москвы;
- дальнейшее развитие информационной поддержки малого
предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса, в том
числе с широким использованием возможностей глобальной информационной сети
Интернет;
- реализацию первого этапа (до 2005 года) Городской целевой
программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми
помещениями на 2002-2010 годы;
- реализацию комплекса
на пути развития предпринимательства, включая дальнейшее сокращение
количества проверок юридических лиц на территории города;
- повышение качества и безопасности продукции, вырабатываемой и
реализуемой субъектами малого предпринимательства;
- дальнейшее развитие малого
предпринимательства в
инновационной сферах с целью создания новых рабочих мест.
Если не медлить более с претворением в жизнь вышеупомянутых мер, то сегмент
малых предприятий сможет заработать в полную силу и стать неким подобием
локомотива, способного поднять уровень российской экономики в целом на
качественно новый уровень.
Список использованной
1) Федеральный закон «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации». 14.06.95 № 88-ФЗ (с изм. и доп.
от 21.03.2002 г.).
2) Закон г. Москвы от 28.06.1995 г № 14 «Об основах малого
предпринимательства в Москве» (с изм. и доп. От 29.05.2002 г.).
3) Постановление Правительства РФ от 23.01.2001 г. № 87-ПП «О
комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в
Москве (с имз. и доп. От 16.04.2002 г.).
4) Распоряжение Мэра Москвы от 07.05.1997 г. № 367 – РМ «О создании
Реестра субъектов малого предпринимательства» (с имз. и доп. от 03.09.2001
г.).
5) Указ Президента РФ от 04.04.1996 г. № 491 «О первоочередных мерах
государственной поддержки малого
предпринимательства в
(с имз. и доп. от 06.01.1999 г.).
6) Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском