Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:00, курсовая работа
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет
место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что
Введение ..................................................................................................................3-4
Глава 1. Специфика малых предприятий в России......................................................5
1.1 Что такое малое предприятие..................................................................5-7
1.2 Реестр субъектов малого предпринимательства...................................7-8
1.3 Фонд поддержки малого предпринимательства ....................................8-10
Глава 2. Правовые основы деятельности малых предприятий..............................10
2.1 Учреждение, регистрация и прекращение деятельности субъектов малого
предпринимательства .............................................................................................10-12
2.2 Лицензирование деятельности субъектов малого предпринимательства и
сертификация их продукции ...................................................................................12-14
2.3 Управление малым предприятием ...............................................................14-15
2.4 Кредитование и страхование малых предприятий ......................................15-16
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса .......................16
3.1 Проблемы становления и развития малого бизнеса ..................................16-19
3.2. Перспективы развития малого бизнеса 2001 – 2003 г.г. .............................20-26
Заключение ..............................................................................................................27-28
Список использованной литературы ....................................................
функцию помощи субъектам малого предпринимательства.
К числу не менее
значимых проблем следует
обеспечение малого бизнеса. Причем здесь речь идет не только о финансовой
поддержке государства. Текущее положение дел в сфере государственной
финансовой поддержки весьма плачевное. Таким образом следует отметить
нерешенность вопросов кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса,
отсутствие соответствующих
не могут быть реализованы прогрессивные посткризисные финансово-кредитные
схемы и технологии, позволяющие использовать заемные ресурсы.
В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами без помощи
бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях
российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с
проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не
только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных
средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны
коммерческих кредитных
настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными
структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской экономики
занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным
единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые
финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний период была
снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами и требуют очень
серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значительность
риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства,
банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что
банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми
предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на
кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает
проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты
постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-
кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое
кредитование, сами российские предприниматели не настроены, обращаться за
поддержкой к
процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к
кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило,
предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его
как гарантии по кредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого
бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам,
недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими
столь строгим условиям выдачи. По некоторым данным, малое предприятие может
заработать в среднем от 5 до 15 % годовых в валюте, в то время как ставки по
кредитам не опускаются ниже 14 %. Плюс к этому сроки кредитов российских
банков невелики, и предприятие не успевает использовать эти средства
оптимальным образом, в современных условиях окупаемость кредита составляет 3-
4 года. Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса
– отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы
предприятия. Как уже отмечалось выше, пробелы нормативно-правового
регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов
малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать
реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче
кредитов руководствуются
стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут
сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие – отказ банка в выдаче
займов.
3.2. Перспективы развития малого бизнеса 2001 – 2003 г.г.
К началу 1998 года количественные показатели развития малого
предпринимательства в Москве достигли уровня крупнейших городов экономически
развитых стран мира. В городе работало около 200 тыс. малых предприятий с
численностью занятых более 1,7 млн. человек. По количеству малых предприятий
на 1000 жителей Москва приближалась к показателям, характерным для крупных
мегаполисов. Малый бизнес столицы осуществлял деятельность во всех отраслях
экономики города. Однако, августовский кризис 1998 года, крайне негативно
отразившийся на состоянии всей экономики страны, нанес значительный урон и
малому бизнесу. В результате обвала банковской системы, а также резкого
снижения курса рубля часть малых предприятий практически прекратили свое
существование, или резко уменьшили объемы производства товаров и услуг.
С учетом изменившейся ситуации Правительство Москвы приняло ряд экстренных
мер, направленных на преодоление последствий кризиса. Ставки арендных
платежей для малых
некоторых видов деятельности, таких как ремесленничество и производство
продуктов питания, снижены по сравнению с докризисными на 20%. Создан целевой
фонд нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства. Приняты
дополнительные льготы для субъектов малого предпринимательства по аренде
земельных участков. На базе Территориальных агентств по развитию
предпринимательства организовано бесплатное информационное обслуживание и
консультирование
того, на территориальные агентства возложены определенные функции по
регистрации малых предприятий, что позволило сократить временные и финансовые
затраты предпринимателей при прохождении этой процедуры. Были направлены
значительные средства на финансовую поддержку малого предпринимательства
города. Помимо Московского городского, в эту работу включились
территориальные фонды поддержки малого предпринимательства во всех
административных округах. Эффективным механизмом инвестиционной поддержки
малого предпринимательства
постоянно увеличивает объемы предоставления в лизинг малым предприятиям
технологического оборудования и автотранспортных средств. Активно развивалось
межрегиональное деловое сотрудничество, ядром которого является система
межрегиональных маркетинговых центров в 62 субъектах Российской Федерации.
Она позволила решить многие проблемы, связанные с закупкой и сбытом продукции
малых предприятий города, налаживанием кооперационных связей внутри России и
за рубежом. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства
совместно с Общественно-экспертным советом по малому предпринимательства при
Мэре и Правительстве Москвы в значительной мере активизировали работу по
выявлению причин возникновения и устранению административных барьеров,
препятствующих развитию малого предпринимательства в городе. Созданы две
"горячие" телефонные линии для предпринимателей. Активно работает созданная
при Правительстве Москвы Межведомственная комиссия по устранению
административных барьеров. Правительством Москвы приняты важные решения по
информационной поддержке
информационно-консультационных услуг для малого предпринимательства. Особое
значение приобретает
использование возможностей глобальной сети Интернет. Принятые Правительством
Москвы меры, позволили стабилизировать ситуацию в сфере малого
предпринимательства Москвы. Сегодня наблюдается рост этого сектора экономики.
Расширились объемы предоставления субъектам малого
предпринимательства интегральной финансово-имущественной поддержки. За
2001 год и 9 месяцев 2002 года с учетом возвратных средств на эти цели
было направлено 968100000 руб., в том числе: на совершенствование внешней
среды для развития предпринимательства - более 108400000 руб., на
совершенствование и развитие финансово-инвестиционной поддержки - более
254500000 руб., на совершенствование
и развитие городской
поддержки малого предпринимательства - более 410500000 руб., на
подготовку кадров для рыночной экономики - 126900000 рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 июня 2002 года N
429-ПП "О Концепции и основных направлениях Городской целевой программы
по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями
на 2002-2010 годы" ведется работа по созданию
многофункциональных деловых центров для размещения предприятий малого
бизнеса в жилых массивах, выделению в пределах производственных зон
специализированных территорий для размещения производственных объектов
малого бизнеса. В настоящее время начато строительство
многофункционального делового центра в районе Марьино площадью 13,4
тыс.кв.м и проектирование многофункционального делового центра в районе
Южное Бутово площадью 10 тыс.кв.м. Субъектам малого предпринимательства
города Москвы предоставлены в лизинг оборудование и автотранспорт на общую
сумму около 180 млн. рублей. Малые предприятия получили в пользование
современное оборудование для производства продуктов питания,
полиграфическое, медицинское и другие виды производственного оборудования.
Проведена работа по расширению международных и межрегиональных связей
предпринимательства города Москвы. В настоящий момент региональные центры
Системы межрегиональных маркетинговых центров созданы в 67 регионах
Российской Федерации и 8 странах ближнего и дальнего зарубежья. По
тематике малого предпринимательства за отчетный период проведены 53 выставки
и ярмарки, в которых приняло участие более 2500 московских малых
предприятий. В результате проведенной работы за 2001 год и 9 месяцев
2002 года количество стабильно работающих малых предприятий увеличилось на
5106. Вновь создано 52700 рабочих мест. Вместе с тем, следует отметить, что
далеко не все еще сделано для обеспечения устойчивого развития малого
предпринимательства как важнейшего социально-экономического компонента, роль
которого в жизни России в ближайшие годы будет возрастать.
Основными элементами
политики поддержки малого
предстоящий период станут:
- совершенствование нормативно-
внесения изменений в
формирование внешней среды благоприятной для развития предпринимательства;
- дальнейшее повышение уровня
обеспечения потребностей
учебно-консультационной и финансовой инфраструктурой;
- активное взаимодействие и
партнерство с
общественностью, союзами и объединениями предпринимателей, делегирование им
отдельных функций, находящихся в ведении администрации города.
Осуществление политики поддержки малого предпринимательства призвано
обеспечить расширенное
экономической основе, усилить роль
малого сектора в социально-
развитии.
Базовые положения
политики поддержки малого
предстоящий период станут:
1. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной
системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут
эффективно развиваться.
2. Целенаправленная поддержка
социально-экономических
гражданского общества, развитие принципов местного самоуправления.
3. Малое предпринимательство
гаранта политической стабильности социально ориентированной рыночной
экономики.
4. Поддержка малого
поддержкой процесса его саморазвития.
5. Эффективная политика в
только на основе учета целей и интересов города и бизнеса.
6. Успешное развитие малого
благоприятных социальных, экономических, правовых и других условий,
поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается
широкомасштабным развитием
7. Потенциал малого
при условии постоянного