Регулирование и стимулирование экспортно-импортных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:15, реферат

Описание

Через коммерческую деятельность практически реализуется связь фирмы с контрагентами на рынке. Когда такая связь происходит с иностранными контрагентами, то деятельность рассматривается как международная коммерческая деятельность.
Фирмы могут стать участниками международной коммерческой деятельности (международной торговли) по разным причинам:
· Фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказание услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзя получить от отечественных производителей или можно получить, но более низкого качества. Поэтому они становятся импортерами.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность международной коммерческой деятельности…………………..……….3
2. Виды международных коммерческих операций……………………………….…...4
3. Факторы развития международной коммерческой деятельности…………….……8
4. Особенности международной коммерческой деятельности в России………….….9
5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности………….12
5.1. Антидемпинговые меры как инструмент нетарифных ограничений………...…..15
5.2. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций…………………………….16
5.3. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций………………..17
5.4. Меры содействия экспортерам……………………………………………………….19
5.5. Система валютного регулирования внешнеторговой деятельности………...…….20
5.6. Методы нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………………………….21
5.7. Таможенное регулирование как метод государственно-экономического воздействия на сферу внешнеэкономической деятельности: сущность, составные элементы….23
5.8. Таможенные тарифы и таможенные пошлины……………………………...………24
5.9. Виды налогов в сфере внешнеэкономической деятельности, их дискриминационный характер………………………………………………………...………..……26
5.10. Принципы валютного регулирования……………………...………………………..27
5.11. Система нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в России, ее отличие от зарубежной практики……………………………………………………..…………..28
5.12. Лицензирование и квотирование экспорта и зона их действия…………….……..30
5.13. Квотирование экспорта в России. Административные и коммерческие принципы распределения экспортных квот……………………………………………………………….…….32
5.14. Сертификация товаров в системе контроля над импортом……………….………..33
5.15. Роль международного частного права в регулировании внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………………………..35
5.16. Стимулирование экспортных операций отсутствием налога на добавленную стоимость на экспорт отдельных работ и услуг……………………………….……………………37
6. Значение государственного регулирования экспортно-импортных операций….39
7. Список использованных источников………………………………………….…….40

Работа состоит из  1 файл

регулирование и стимулирование экспортно-импортных операций (Автосохраненный).doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

       Величина демпинга – есть разница между экспортной ценой и ценой, принятой за базу сравнения. Примером демпинга: ввоз товара поставщиком, чье государство освободило его от налога на экспорт (через государственные субсидии), что позволило ему снизить цену.

       Сущность антидемпинговых мер состоит во взимании с экспортера компенсации за ущерб национальной промышленности и производителю, обычно в пользу последнего, часто в виде дополнительной пошлины. Для констатации демпинга используются два основных критерия: ценовой, или стоимостной, и критерий экономического ущерба.

       Ставка  антидемпинговой пошлины устанавливается  в каждом случае индивидуально. Назначение такой пошлины не носит автоматического  характера: она взимается только после расследования на предмет  подтверждения факта демпинга и, что важно, – выявления экономического ущерба предпринимателю импортирующей страны.

       Временные антидемпинговые пошлины являются предупреждением о возможности  принятия более суровых мер в  отношении экспортера.

       Постоянные  меры являются более серьезными и вызывают значительные потери экспортера, а возможно, и его полный уход с рынка. Существует также принятие экспортером обязательств по соблюдению минимального уровня цен или ограничению количества поставляемого товара.

       Проблема  антидемпинговых мер продолжает оставаться довольно сложной, а способы борьбы – недостаточно эффективными. Так, среди десятков противодемпинговых и компенсационных исков, предъявляемых ежегодно в министерство торговли США и Международную торговую комиссию, имеют место дела о несообразных приговорах, о правила, которые легко обойти, о бездеятельности органов в реализации решений. Это приводит к нежелательным экономическим последствиям. Так, Мексика, не создавшая собственной телевизионной технологии, долгое время поставляла на американский рынок 70% импортируемых телевизоров по заниженным ценам только потому, что она обошла таможенные пошлины на цветные кинескопы, введенные в США для борьбы с демпингом товаров из Японии, Кореи, Сингапура и Канады.

       Претензии со стороны западных государств к виновникам демпинга таят большую угрозу, прежде всего введением количественных ограничений в отношении такие экспортеров. Много претензий возникает к России из-за демпинговых обвальных поставок сырьевой продукции. Инициаторами антидемпинговых обвинений, как правило, выступают национальные производители конкретной продукции. Примером служит достигнутый в начале 1999 г. компромисс между США и Россией в отношении демпинга российских черных металлов и стали на американском рынке, объем поставок которых в 1998 г. вырос на 92%, и завершившийся установлением квоты и уровня цены.

       Принудительные  меры конкуренции на мировых рынках также осуждаются и сурово караются во многих странах как «ограничительная деловая практика», нарушающая правила  рынка путем навязывания условий своему партнеру, сговора между поставщиками или покупателями о распределении рынков, установлении цен и т.д.Основными формами борьбы с ограничительной деловой практикой и мерами по защите конкуренции во многих государствах выступают законодательные акты антимонопольного регулирования.

5.2. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций.

       Нетарифные  ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

       В международной практике мероприятия  по нетарифным ограничениям делят на пять групп:

       I – отражает участие государства во внешнеторговых операциях;

       II – объединяет таможенные и административные импортные формальности, включая методы оценки таможенной стоимости и определения страны происхождения товара, формы товаросопроводительных документов и требования к их оформлению, товарную классификацию тарифов;

       III – состоит из стандартов и требований, связанных с нормами безопасности для потребителей и экологии, с санитарно-ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара;

       IV – количественные и валютные ограничения импорта и экспорта;

       V – ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей – импортные депозиты, изменение учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.

       Вышеуказанные мероприятия реализуются путем  финансового воздействия и использования  инструментов административного регламентирования.

       Финансовое  воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин (помимо таможенных), которые взимаются при ввозе товара. Общая сумма таких сборов значительно превосходит размеры установленных таможенных тарифов, они не имеют вид фиксированной ставки, изменяются в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики государства. Все это лишает экспортера возможности прогнозировать предстоящие расходы по оформлению груза в импортирующей стране.

       Меры  финансового воздействия называют паратарифными мерами, которые используются в регулировании внешней торговли, оказывая существенное влияние и создавая препятствия на пути импортных потоков.

       Фиксированные сборы, налоги и пошлины носят  комбинированный характер, повышая  в основном внутреннюю цену импортного товара, при этом индикативная оценка не прогнозируется. К ним относятся внутренние специальные налоги и переменные пошлины на импорт, антидемпинговые и компенсационные пошлины по отношению к товарам конкретных импортеров и для компенсации льгот и субсидий внутренним экспортерам-производителям, а также пограничные налоги и сборы по оформлению и перемещению груза через границу.

       Методы  административного  регламентирования импорта – различные количественные и стоимостные ограничения, направленные на сокращение объемов или уровня импортных поставок отдельных товаров из любого источника или ограничение их поступления от конкретного поставщика. Указанные методы включают разнообразные виды запретов, квотирование, лицензирование, контингентироваение, предписания таможенных органов, технические нормы и правила безопасности, добровольное самоограничение поставок, антидемпинговые меры.

       Административные  инструменты рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности экономических рычагов. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами регулирования внешнеторговых отношений с другими государствами. используемые государствами, очень разнообразны.

       Нормативная база внешней торговли позволяет  использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются в России. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.

       К мерам нетарифного регулирования относятся также экспортный контроль и участие в выполнении международных экономических санкций.

    1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций.

       Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

       Тарифное  регулирование определяет порядок  и методологию таможенного обложения  товаров, виды тарифов и пошлин, причины  установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

       Таможенно-тарифное регулирование рассматривается  ГАТТ в качестве основного механизма  регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. Благодаря деятельности международных организаций и объединений национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.

       В государственном регулировании  внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного  регулирования. Основным элементом  механизма тарифного регулирования  служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Функции таможенного тарифа:

       1) протекционизм – защита отечественных  товаров от иностранной конкуренции;

       2) фиск – пополнение госбюджета.

       Особое  значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в  России составляют одну из важнейших  статей доходной части федерального бюджета.

       С помощью тарифов можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, а также на развитие отдельных регионов страны. Функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.

       Таможенный  тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера.

       В России действуют:

        Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Действующий таможенный тариф утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148 «О таможенном тарифе Российской Федерации – своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (с изм. и доп. от 26 февраля 2002 г.). Размер взимаемой ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования. Россия предоставляет по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере.

        Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

       – пополнением доходной части бюджета;

       – защитой внутреннего рынка, где  рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

       Вывозные  пошлины распространяются на всех партнеров  по внешней торговли.

    1. Меры содействия экспортерам.

       Особое  место в системе регулирования  внешней торговли принадлежит методам  стимулирования национальных экспортеров, направленным на обеспечение приоритетов и различного рода привилегий.

       Особенностью  современного механизма стимулирования экспорта является его комплексный  характер, включающий одновременное  использование мероприятий, направленных на поощрение сбыта товаров и  создание возможности беспрепятственного продвижения на внешние рынки, на разработку новых видов товаров и развитие их экспортного производства.

       Меры  содействия экспортерам:

        субсидирование. Финансовое содействие экспортерам обеспечивается путем предоставления фирмам-экспортерам различных финансовых услуг, а также средств из государственного бюджета. Несмотря на запрет, некоторые страны прибегают к выдаче экспортерам субсидий из госбюджета для покрытия разницы между высокой внутренней ценой и низкой на аналогичную продукцию на мировом рынке. Сдерживают эту практику антидемпинговые конвенции;

        государственное кредитование, в том числе и льготное. Оно обеспечивается предоставлением экспортеру среднесрочных и долгосрочных кредитов через государственные банки и специальные финансовые учреждения, а также путем выдачи государственных гарантий по экспортным кредитам. В России система долгосрочного кредитования экспорта только складывается, создан Российский экспортно-импортный банк, которому предписано предоставлять экспортные кредиты как от имени государства, так и от собственного имени;

        страхование экспортно-импортных операций, связанное не только с длительными сроками поставки, но и с коммерческими и политическими рисками. Роль страхования в последние годы сильно возросла. В большинстве стран страхованием занимаются государственные и полугосударственные организации. В России система страхования внешнеторговых рисков находится в стадии становления, образовано страховое общество, контрольный пакет которого принадлежит Росэксимбанку. Функции общества состоят в страховании рисков по экспортным и импортным операциям, осуществляемым в соответствии с международными соглашениями.;

Информация о работе Регулирование и стимулирование экспортно-импортных операций