Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 00:43, реферат
Лекарственное обеспечение является основополагающей частью системы традиционного здравоохранения. В то же время, лекарственное обеспечение может рассматриваться как самостоятельная отрасль со всеми особенностями, характерными для процессов производства и реализации продукции.
Введение…3
1. Статус и номенклатура аптечных организаций…4
2. Торговые функции аптечных организаций…8
3.Провизор…24
4. Организация работы аптечного пункта…51
4.1 Характеристика базы исследования…51
4.2 Анализ ассортиментных групп…53
4.3 Ценообразование на лекарственные средства, реализуемые через аптечный пункт…57
4.4 Анализ валового дохода. Прогноз валового дохода на ближайший период…57
4.5 Учёт в аптечном пункте…58
Выводы, предложения…61
Список использованной литературы…64
Точку зрения персонажа романа можно назвать ошибочной или радикальной; однако она, к сожалению, высвечивает тот весьма распространенный взгляд на профессию аптечного работника, который является следствием упрощенного и однобокого понимания функций, возложенных на аптечные учреждения, и роли аптечных, а в более широком плане, фармацевтических работников в системе здравоохранения. Но одно дело, когда посетители аптек, говоря о работниках «первого стола» (или обращаясь к ним), употребляют слово «продавец», и другое, когда отношение к провизорам и фармацевтам как торговым работникам (или к аптекам как исключительно торговым учреждениям) проявляется в профессиональной среде и даже находит отражение в нормах законодательства.
С точки зрения законодательства.
Базовый для
фармацевтической отрасли Федеральный
Закон «О лекарственных средствах»
дает следующее определение
С ФЗ «О лекарственных средствах» созвучен и введенный в действие 1 января 2003 г. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Деятельность аптечных организаций отражена ОКВЭД в разделе G под красноречивым названием «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» и обозначена как «розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами» (код 52.3). В то же время в разделе N, где классифицирована деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, отсутствует даже упоминание о фармацевтической деятельности или деятельности аптечных организаций, фармацевтических и аптечных услугах.
По-видимому, иной точки зрения придерживаются разработчики Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), в котором аптечные услуги, обозначенные, правда, как «услуги аптечных подразделений» (код 081706 6) отнесены к подгруппе «Медицинские услуги». И в статьях 12, 13 и 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» однозначно определено, что аптечные учреждения, фармацевтические предприятия и организации разных форм собственности являются частью государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения. ОСТ «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» характеризует деятельность аптечных учреждений следующим образом. В пункте 2.5 Отраслевого стандарта перечислены функции, которые могут осуществляться аптечными организациями.
Их можно условно разделить на несколько групп:
- торговые функции (реализация готовых лекарственных препаратов по рецептам и без рецептов; реализация других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных учреждений (лекарственного растительного сырья, изделий медицинского назначения, предметов личной гигиены, оптики, минеральных вод и др.);
- производственные функции (изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения);
- социальные функции (отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения).
В определенной степени к социальным могут быть отнесены и производственные (так как внутриаптечное производство лекарств является, как правило, низкорентабельным либо убыточным), а также частично торговые функции аптечных предприятий (такие, например, как реализация лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛС в рамках обеспечения государственного регулирования цен на лекарственные средства);
- консультативно-
- сервисные функции (отпуск предметов через пункт проката);
- оказание первой медицинской помощи.
Далеко не каждое аптечное учреждение обременено производственными функциями или имеет пункт проката, а оказание первой медицинской помощи является, безусловно, важной, но не основной функцией аптеки. Поэтому, для того чтобы расставить приоритеты в деятельности аптечных работников, понять роль и место профессии в обществе, системе здравоохранения, необходимо в первую очередь дать ответ на вопрос, кем является провизор (или фармацевт) - дипломированным продавцом лекарств и сопутствующей продукции или все же сертифицированным специалистом (лицензированного учреждения), оказывающим профессиональные консультации по применению лекарственных препаратов и других аптечных товаров, в том числе и при их отпуске (продаже, реализации). Другими словами, важно понять, в какой степени работник аптеки консультант, и в какой степени продавец, и что стоит на первом месте с точки зрения профессиональных обязанностей и той общественной миссии, которая возложена на аптечные учреждения в современных условиях. Это поможет прояснить, каковым должно быть восприятие аптечных организаций - как торговых предприятий по продаже лекарственных препаратов, либо как учреждений системы здравоохранения, выполняющих наряду с другими и торговые функции в целях лекарственного обеспечения населения.
Роль аптечного работника как консультанта по рациональному, эффективному и безопасному применению лекарственных препаратов и одного из участников процесса лечения (треугольник «врач - провизор / фармацевт - пациент»), к сожалению, также не в полной мере отражена в нормативных документах. В частности, в Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) указано, что обязанности фармацевтов включают «консультирование пациентов по вопросам дозировки, порядка приема и совместимости отдельных лекарств», но такую формулировку, конечно, трудно назвать исчерпывающей и емкой. Действующая на сегодняшний день номенклатура фармацевтических должностей и специальностей «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР), «Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» (приложение 3 к приказу №377 МЗ РФ от 15.10.99 г.), «Номенклатура (классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (приказ МЗ РФ №337 от 27.08.99 г.) также не отражает основное предназначение работников «первого стола» - профессиональное консультирование при отпуске лекарственных препаратов. Например, должность работника аптечного учреждения, специалиста с высшим фармацевтическим образованием, осуществляющего отпуск лекарственных препаратов и консультирующего по вопросам их применения, обозначается в действующей номенклатуре устаревшим определением «провизор-технолог», хотя, наверное, правильнее (и ближе к существу исполняемых функций) было бы назвать ее «провизор-консультант».
Что касается повседневной практики, то необходимость уделять особое внимание профессиональному консультированию как одной из основных функций (и, в то же время, услуг) аптечного предприятия, осознается все большим количеством руководителей аптек и аптечных сетей. В рекламных текстах, на «аптечных» web-сайтах (в том числе, и интернет-аптек), на информационных стендах и табличках в самих аптеках, все чаще можно встретить словосочетания «провизор-консультант», «врач-консультант», «продавец-консультант». Конечно, подобная рекламная стратегия является, в первую очередь, маркетинговым ходом, позволяющим привлечь дополнительное количество посетителей за счет повышения качества консультационных услуг, придания им современной и более удобной для покупателей формы. Кроме того, многие аптечные предприятия работают в очень интенсивном ритме, и необходимость оперативно обслуживать покупателей нередко приводит к снижению качества консультационных услуг.
В условиях большого наплыва посетителей провизору (фармацевту) за кассовым аппаратом («за первым столом») бывает трудно спокойно и доверительно побеседовать с покупателем, грамотно и квалифицированно проконсультировать его. Поэтому наличие в штате аптечного предприятия «освобожденного» провизора-консультанта позволяет оптимизировать работу с населением. В то время, как консультант, проводит конфиденциальную беседу с обратившимся к нему посетителем, выслушивает его, задает необходимые вопросы, решает, не нужно ли порекомендовать человеку обратиться к врачу, помогает в случае необходимости осуществить выбор конкретных лекарственных препаратов, предоставляет необходимую информацию по их надлежащему применению и хранению (словом, обслуживает посетителя в рамках концепции ответственного самолечения) - другой провизор (или фармацевт) берет на себя выполнение торговых функций за кассовым аппаратом. Однако отдельные формы и методы оказания консультационных услуг, как это ни парадоксально, способствуют снижению профессионального статуса провизоров и фармацевтов, ограничению их деятельности рамками торговых функций. В этом плане стоит упомянуть появившуюся сравнительно недавно в некоторых аптечных предприятиях должность «врач-консультант».С одной стороны, грамотный и квалифицированный врач (терапевт, педиатр и т.д.), умеющий найти подход к посетителям и использующий в процессе консультирования накопленный багаж знаний и опыт медицинской практики, безусловно, является для аптеки ценным приобретением, и появление такого специалиста в аптечном коллективе можно приветствовать.
Известно, что многие покупатели с большим доверием относятся к советам врачей, чем рекомендациям аптечных работников. В то же время, по хорошо известным причинам, большинство людей обращаются в лечебные учреждения только при серьезной необходимости, в остальных случаях предпочитая решать свои проблемы со здоровьем самостоятельно или при помощи рекомендаций аптечных работников. Придти в аптеку, как правило, легче (в том числе, и психологически), чем на прием в поликлинику. Поэтому многие предпочитают получить консультацию именно в аптеке (это более доступно, удобно, и что немаловажно, бесплатно), чем в государственном или частном лечебном учреждении. Так что появление в некоторых аптеках и аптечных сетях должности «врач-консультант» - процесс, в определенной степени, закономерный - врач приходит в аптеку и становится, в некотором роде, ближе к людям. В той его части, которая касается ответственного самолечения, плодотворное и эффективное взаимодействие в системе «врач - провизор / фармацевт - пациент» реализуется в пределах аптечного учреждения, что создает дополнительное поле возможностей для повышения качества консультационных услуг.
Однако проблема
в том, что согласно действующему
законодательству, врач, работающий в
аптечной организации, имеет право
консультировать посетителей то
Консультирование и информирование в аптечных учреждениях, кем бы оно ни исполнялось - провизором или врачом, осуществляется на основании одних и тех же нормативных документов, в частности, на основании пункта 2.5 вышеупомянутого Отраслевого стандарта, где в числе прочих определены следующие функции аптечных организаций:
- оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения (аптеки, аптечные пункты);
- предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины);
- предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах (аптеки, аптечные пункты).
В то же время врач-консультант, работая с посетителями аптечного предприятия, не имеет право на профессиональные действия, которые могут квалифицироваться как «медицинская деятельность» (осмотр пациента, измерение давления, температуры, использование других диагностических приборов и т.д.), так как для этого требуется соответствующая лицензия. Получается, что приход в аптеку врача не приводит к реальному расширению спектра аптечных услуг, хотя и является удачным маркетинговым ходом и способствует привлечению дополнительного количества покупателей. Врач-консультант выполняет (или, по крайней мере, должен выполнять с точки зрения законодательства) в аптеке ту же работу, которую выполнял бы на его месте провизор-консультант, возможно, немного по-другому, учитывая его профессиональный опыт и знания. Выделение в штате аптечного учреждения отдельной должности «врач-консультант» с одной стороны помогает разгрузить провизоров и фармацевтов, но с другой - «освобождает» их от тех самых функций, которые «облагораживают» профессию и делают их не только продавцами лекарств и иной аптечной продукции, а специалистами по рациональному, эффективному и безопасному применению лекарственных препаратов.
Что же касается самой возможности поступления врачей на работу в аптечные учреждения, то пункт 8.3 Отраслевого стандарта (глава VIII - «Требования к персоналу аптечных организаций») допускает привлечение лиц с высшим и средним медицинским образованием в качестве консультантов «в отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров»; поэтому на сегодняшний день врачей-консультантов чаще можно встретить в сетевых аптеках.
Информация о работе Роль провизора в работе аптечного учреждения