Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:52, реферат
Социальная ответственность бизнеса в России традиционно складывалась на основе государственного патернализма. Подобные принципы были обозначены и в старом КЗоТе, и в социальном законодательстве, где основополагающую функцию социальной ответственности выполняло государство.
С одной стороны, организация рассматривается как экономическая целостность, которая обязана заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной зкономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.
Согласно этой точке зрения, истинная роль бизнеса состоит в использовании энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается установленных правил игры, участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману.
С другой стороны, существует мнение, согласно которому организация — это нечто большее, чем просто экономическая целостность. Согласно этой точке зрения, современная организация является сложной частью окружения, включающую множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим, иногда называемыми «посредниками» (между организацией и обществом в целом), относятся местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная общественная сила может сильно влиять на достижение организацией её целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих страт.
Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и соблюдения закона. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий на социальное развитие общества, обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились определённые преставления и стереотипы того, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом общества.
Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Кит Дэвис указывает, что бизнес обязан быть активно и социально ответственным по причине «железного закона ответственности» и утверждает, что «в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть теряет».
В то же время, сейчас уже существуют различные определения социальной ответственности, сформулированные различными общественными и государственными организациями.
Например, в документах Европейской комиссии мы находим следующее определение корпоративной социальной ответственности: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды». Это одно из множества определений социальной ответственности бизнеса, существующих в Европе, США, Японии, а сегодня широко обсуждаемых и в нашей стране.
Кроме этого, существуют следующие определения:
«Корпоративная социальная ответственность означает такое ведение бизнеса, которое соответствует этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям, или даже превосходит их». «Бизнес за социальную ответственность», США — (Business for Social Responsibility).
«Социально ответственный бизнес берёт на себя обязательства вести деятельность в соответствии с этическими нормами и вносить вклад в экономическое развитие за счёт улучшения качества жизни как собственных сотрудников и их семей, так и всего местного населения и общества в целом». 1998, Первый диалог «Всемирного делового совета за всемерное развитие» в рамках инициативы «Корпоративной социальной ответственности», Швейцария, (1st WBCSD CSR dialogue).
«Корпоративная ответственность бизнеса есть общественное движение граждан, требующих от компаний принятия на себя полной ответственности за то, как их деятельность влияет на окружающий мир. Потребители, инвесторы и сотрудники компаний начинают осознавать всю мощь современных корпораций и предпринимают попытки использовать эту силу для того, чтобы планета стала лучшим местом для всех и каждого». «Корпоративная социальная ответственность», телетайп новостей, США (CSRwire).
«Корпоративная социальная ответственность по своей сути связана с концепцией устойчивого развития; компаниям необходимо интегрировать экономические, социальные и экологические параметры в свою деятельность; корпоративная социальная ответственность не является произвольным дополнением к основной деятельности компании; она представляет собой метод, используемый в управлении компаниями».
Компания «ПрайсуотерсхаусКуперс» (PricewaterhouseCoopers).
«Социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определённого законодательного минимума». Ассоциация российских менеджеров, Россия.
«Социальная ответственность бизнеса определяется нами как широкое понятие, включающее комплексную ответственность делового партнёра, работодателя, гражданина и участника социальных отношений». Фонд «Институт экономики города», Россия.
Важно отметить, что практически все приведённые определения указывают на два главных момента: первое — это добровольная деятельность компании и, второе — такая деятельность компании зачастую превосходит установленные законодательством нормативы.
«Социальная ответственность отличается от юридической и рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны, мира».
Фонд «Институт экономики города» выделяет следующие составляющие социальной ответственности бизнеса:
Ответственный деловой партнёр. Социально ответственная компания работает согласно правовым и этическим нормам ведения бизнеса, строя свои отношения с партнёрами на принципах соблюдения профессиональных стандартов деятельности, финансовой ответственности и т.д. Другими словами, социально ответственной может называться только та компания, которая ведёт честную игру по правилам цивилизованного бизнеса. Если собственники компании неизвестны, а финансовая отчётность непрозрачна, благотворительность вряд ли улучшит её репутацию.
Ответственный работодатель. Социально ответственная компания действует в соответствии с нормами трудового права (а зачастую и превосходит их, предоставляя сотрудникам дополнительное социальное обеспечение), заботится об условиях труда и социальном благополучии своих работников.
Ответственный гражданин. Социально ответственная компания, как всякий ответственный гражданин, обязана платить установленные налоги и вести свою деятельность в соответствии с нормами установленного законодательства, как на местном, так и на международном уровне. Однако юридической ответственности бизнеса недостаточно для того, чтобы он мог называться социально ответственным. Как и частное лицо с активной гражданской позицией, компания может не только выполнять обязательства, возложенные на неё в законодательном порядке, но и брать на себя определённую дополнительную ответственность.
Участник социальных отношений. Традиционной формой участия компании в поддержании благополучия общества является благотворительность в отношении сирот, инвалидов и других социально уязвимых групп населения.
В последнее время социальная ответственность бизнеса рассматривается с позиции корпоративного гражданства, то есть корпорация рассматривается как гражданин определенной территории, местного сообщества, при этом компания стремится улучшить территорию, на которой она расположена. Речь может идти не только об охране окружающей среды в местах работы компании, но и развитии социальной инфраструктуры, ведении совместных с местной администрацией проектов и т. д.
Компания может рассматривать себя и как гражданина в масштабах страны или нации, тогда она выступает уже в роли общественного деятеля (это характерно, прежде всего, для крупных компаний).
Корпоративная социальная ответственность распространяется на следующие направления, тесно взаимосвязанные между собой:
корпоративное развитие — проведение реструктуризаций и организационных изменений с участием представителей высшего менеджмента компаний, их персонала и общественных организаций;
экологическая политика и использование природных ресурсов;
управление развитием персонала;
здоровье и безопасность на рабочем месте;
взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;
социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг;
PR-обеспечение всех вышеперечисленных направлений.
Для официального подтверждения того факта, что социальная ответственность является важной составляющей в деятельности компании, был разработан стандарт сертификации СО 8000 (SA 8000). СО 8000 (SA 8000) предполагает прохождение компанией процесса сертификации, который организуется внешней аудиторской компанией, которая в свою очередь должна быть сертифицирована Международной организацией социальной отчётности (Social Accountability International), организацией — разработчиком СО 8000 (SA 8000).
СО 8000 (SA 8000), в отличие от ГИО (GRI) и АА1000, охватывает узкий аспект социальной ответственности, а именно — соблюдение компанией прав трудящихся. СО 8000 (SA 8000) основано на международных нормах Международной организации труда, Декларации ООН о правах человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Кратко основные требования СО 8000 (SA 8000) можно изложить следующим образом:
Детский труд: компания не должна использовать труд рабочих моложе 15 лет.
Принудительный труд: компания не должна использовать принудительный труд, включая труд заключённых; не должна применять практику принуждения на основе выдачи/удержания удостоверяющих личность документов.
Здоровье и безопасность: компания должна обеспечивать безопасные и здоровые условия работы, принимать меры по предотвращению увечий, проводить регулярно тренинги по технике безопасности и здоровья, иметь систему по определению опасностей для безопасности и здоровья, обеспечивать рабочим доступ к ванным комнатам и годной для питья воде.
Свобода объединений и право на коллективный договор: компания должна уважать право трудящихся на создание и вступление в профсоюзы или на участие в коллективных переговорах; там, где закон запрещает эти свободы, содействовать аналогичным видам союзов и переговорам.
Дискриминация: в компании не должно быть расовой, кастовой, религиозной, половой дискриминации, а также дискриминации по происхождению, инвалидности, сексуальной ориентации, политической принадлежности и возрасту; не должно быть сексуальных домогательств.
Дисциплина: не должно быть телесных наказаний, психологического или физического принуждения, а также словесных оскорблений.
Рабочее время: компания должна выполнять требования соответствующего закона, но, в любом случае, рабочее время должно составлять не более 48 часов в неделю, при этом должен быть хотя бы один выходной день в каждый семидневный период; сверхурочное время должно оплачиваться по премиальной ставке и не превышать 12 часов в неделю; сверхурочное время может быть обязательным как часть коллективного соглашения.
Компенсация: вознаграждение за стандартную рабочую неделю должно соответствовать узаконенным стандартам и стандартам данной индустрии, оно должно быть достаточным для удовлетворения основных нужд трудящихся и их семей; не должно быть дисциплинарных вычетов.
Системы управления: компании, желающие получить сертификацию и сохранить её должны интегрировать перечисленные требования стандарта в систему управления и управленческую практику.
Практическое применение стандарта СО 8000 (SA 8000) предполагает сертификацию соответствия компании перечисленным требованиям. На данный момент в России нет ни одной аудиторской компании, обладающей аудиторским сертификатом Со 8000 (SA 8000) и, как следствие, способной провести сертификацию.
Кроме этого, процесс подготовки компании к сертификации предполагает непосредственное участие организации-разработчика — Международной организацией социальной отчётности (Social Accountability International). Поэтому для СО 8000 (SA 8000) не существует единых детализированных руководств, на основе которых компания может в индивидуальном порядке подготовиться к сертификации.
Таким образом, применение в России стандарта СО 8000 является достаточно сложным. СО 8000 также, из-за узости охвата социальных вопросов, не сопоставим со стандартами АА1000 и ГИО, и не может являться полноценным индикатором социальной ответственности компании.
Социальный учёт, аудит и отчёт в компании в соответствии со стандартом АА1000
Стандарт AA1000 не является сводом норм, в соответствии с которым компании должны создавать отчёт, вести социальную отчётность. AA1000 — это набор рекомендаций, которым компании должны следовать как при составлении отчёта, так и при учёте и аудите.
Принципы AA1000
Для соответствия AA1000 компания должна вести свои учёт, проводить аудит и создавать отчёты, основываясь на следующих принципах:
Неисключаемость — на всех стадиях учёта компании, аудита и создания отчётов должны быть отражены все желания и потребности тех групп, в первую очередь акционеров, которые влияют или на которых влияет компания и её деятельность.
Полнота — в учёте должны быть отражены все сферы деятельности компании, относящиеся к социальным и этическим характеристикам. Кроме этого, внешним аудитом должны раскрываться вопросы, которые были отражены в учёте и которые — не были, с указанием причин их отсутствия в учёте. Компания должна гарантировать, что неблагоприятные эффекты её деятельности не искажаются при учёте, а также неопределённые эффекты не отражаются преждевременно — как определённые.