Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:52, реферат
Социальная ответственность бизнеса в России традиционно складывалась на основе государственного патернализма. Подобные принципы были обозначены и в старом КЗоТе, и в социальном законодательстве, где основополагающую функцию социальной ответственности выполняло государство.
В этой связи полезно вспомнить о существовании до-рациональной, религиозной социальной ответственности, которая до cих пор сохранилась в некоторых компаниях, основанных когда-то чрезвычайно религиозными бизнесменами. Для них действия во славу Божию, как они их понимали и понимают, имеют однозначно более высокий приоритет по сравнению с действиями, направленными на собственную выгоду — собственно, именно поэтому столь немногие из этих компаний уцелели до сих пор.
Такие известные компании, как «Квакер оутс» или «Кларкс», уже более 100 лет строят свою деятельность в полном соответствии с жизненными установками квакеров, представителей религиозного течения, отделившегося от англиканской церкви в XVII в. Квакеры исповедуют предельную честность, строгую простоту в быту и нравах, и отвергают всякое насилие. Не сказать, что следование этим принципам облегчает им ведение дел. Но, с другой стороны, в современном бизнесе вопросы доверия, доброго имени и надёжности выходят на первый план. А именно этими свойствами квакерские компании обладали всегда.
«Если хорошо обращаться с сотрудниками, есть все основания, что они будут работать лучше. Мы устанавливаем более продолжительную гарантию на нашу обувь, поскольку это укрепляет доверие к нам со стороны покупателей», — говорит Роджер Педдер, генеральный директор компании «Кларкс Ингланд» . «Обеспеченные квакеры говорят про себя, что они лишь хранители богатства. Однако при ближайшем рассмотрении становится видно, что некое противоречие между социальными обязательствами и коммерческой целесообразностью все-таки существует», — говорит Роджер Педдер.
И всё же число квакерских компаний в Великобритании стремительно сокращается. В 1969 г. «Кэдбери» провела слияние со «Швепс»; в 1988 г. компанию «Раунтриз» поглотила швейцарская «Нестле». Всё это приводит к тому, что квакерская культура производства, с заботой о сотрудниках и обширной благотворительной деятельностью, уходит в небытие.
То же самое относится и к социально ответственному инвестированию. Ещё в 18 веке некоторые религиозные организации запрещали своим членам давать займы компаниям, производящим и продающим алкоголь, табак, а также вовлечённым в индустрию азартных игр. В 60-х и 70-х годах двадцатого века в США прокатилось две волны «морального инвестирования» — первая была связана с вьетнамской войной, когда активисты боролись против компаний, производящих вооружения, а вторая — с бойкотом режима апартеида в Южной Африке.
Критика социальной ответственности
Не должно создаваться впечатления, что социальная ответственность — нечто принимаемое «на ура» всеми без исключения идеологами, не говоря уж о бизнесменах. Концепции социальной ответственности подвергаются жёсткой — и, порой, весьма справедливой критике, причём как справа, так и слева. Либеральные экономисты критикуют социальную ответственность за глубоко антирыночный подход к управлению компанией. Как писал нобелевский лауреат в области экономики Милтон Фридман: «Есть только одна ответственность бизнеса — использовать свои ресурсы и заниматься тем, что увеличивает прибыль, до тех пор, пока эти занятия находятся в рамках правил игры». Или, цитируя статью, вышедшую в «Файнэншл Таймс» в 2001 году: «Роль компаний — зарабатывать деньги, а не спасать планету. И пусть они не путают эти две вещи». Экономисты чикагской и особенно австрийской школ считают концепции социальной ответственности и устойчивого развития искусственными выдумками, противопоставляя им естественную «невидимую руку рынка», которая лучше всего остального способна справиться с социальными проблемами. Кроме того, существует ещё один аспект: в акционерных компаниях менеджеры, как правило, не являются владельцами — а, следовательно, их право тратить деньги акционеров на социальные программы весьма сомнительно. Нет проблем с тем, если бы они тратили собственные деньги, жертвовали бы свободным временем, зарплатой или бонусами — это было бы, по крайней мере, благородно, но тратить средства, которые в противном случае были бы выплачены акционерам — это куда более спорная идея. Подробнее с аргументами этой стороны можно ознакомиться, например, в отчёте Дэвида Хендерсона «Дело против корпоративной ответственности».
С другой стороны, ультралевые общественные организации, такие, как «Христианская помощь», «Гринпис» или «Рейнфорест экшн нетуорк» — критикуют концепцию социальной ответственности за то, что она на деле является ни чем иным, как капиталистической мимикрией, попыткой защитить себя от нападок со стороны «прогрессивной общественности». Компании обвиняются в двуличности, лицемерии. В этой связи звучат обращения к правительствам не позволять волюнтаризм, попытки бизнеса к саморегулированию, а на государственном уровне запретить компаниям переносить бремя негативных внешних факторов на плечи общества. Подробнее с этой точкой зрения можно ознакомиться, например, в уже упоминавшемся докладе «За маской: реальное лицо корпоративной социальной ответственности».
Социальная ответственность и средние предприятия
В конце 90-х случилось два больших скандала: обнаружилось, что компании «ИКЕА» и «Хеннес энд Мауритц» использовали детский труд, но не напрямую, а через кого-то из своих поставщиков. Это положило начало ещё одному аспекту социальной ответственности — косвенной ответственности, ответственности за своих поставщиков и контракторов. Крупные компании являются наиболее передовыми в смысле внедрения социальных программ — в силу целого ряда причин, описанных выше. Однако это не означает, что средние и малые предприятия могут оставаться в стороне от процесса. С одной стороны, их «крупные» контрагенты создают на них порой весьма существенное давление, с другой стороны, существует много факторов, в силу которых они традиционно являются более социально ответственными — хотя, возможно, не проводят аудитов и не отвечают никаким официальным стандартам:
Средние и малые предприятия (СМП) намного менее мобильны по сравнению с транснациональными компаниями, они не могут «если что» просто уйти из региона на какое-то время — поэтому их подход к инвестированию и эксплуатации оборудования более ответственный, в большей степени учитывает местные особенности;
Некоторые семейные и индивидуальные предприятия являются выразителями религиозных или филантропических ценностей их владельцев, в отличие от акционерных компаний, они тратят свои деньги;
У СМП больше связей с местной гражданской и культурной средой, они в большей степени учитывают местные риски по сравнению с крупными международными компаниями.
Исследования, связанные со средними и малыми предприятиями в Европе демонстрируют, что:
СМП обычно больше внимания уделяют экологическим аспектам своей деятельности, по сравнению с социальными или экономическими аспектами. Это также отражает большую степень обработанности экологических стандартов, процессов экологического аудита и сертификации;
СМП обычно уделяют много внимания какому-то одному аспекту социальной ответственности, в отличие от крупных компаний, которые более склонны делать «всё понемногу»;
СМП больше внимания уделяют социальным программам, если они имеют большую сеть контрагентов, сконцентрированы на качестве продукции, имеют контакты с иностранными клиентами, работают в отраслях с большими потенциальными экологическими опасностями или с большим использованием интеллектуального капитала.
Представляет интерес мнение опрошенных экспертов, которые отмечают, что социальная ответственность зависит в первую очередь от времени существования компании на рынке и только потом от размеров компании.
Обобщая, можно сказать, что чем крупнее компания, тем большие средства она может потратить на социальные программы. Крупные компании могут принимать участие в государственных социальных программах.
Преимуществом же малых и средних предприятий является то, что такие компании существуют в каждом городе или селе, они ближе к людям и позволяют решать конкретные проблемы конкретных людей или городских сообществ.
Российский и зарубежный опыт социальной ответственности
В данном разделе представлены социальные программы российских и зарубежных компаний, сгруппированных по следующим направлениям:
экологическая ответственность;
ответственность перед персоналам;
пропаганда здорового образа жизни, поддержка оздоровительных программ;
развитие образования, культуры и массовых коммуникаций;
социально-направленные маркетинговые программы.
Кроме этого, опрошенным экспертам также задавался вопрос о разнице между отечественными и зарубежными компаниями с точки зрения социальной ответственности.
Часть экспертов считает, что российские компании в большей степени социально ответственны, чем западные, действующие на территории России.
Это объясняется несколькими причинами:
1. Историческими особенностями развития производства. Это касается, прежде всего, градообразующих предприятий, на балансе которых осталась вся социальная инфраструктура, которую они вынуждены содержать, зачастую себе в убыток. Эксперты подчёркивают, что это вынужденная социальная ответственность.
2. Деятельность большинства западных компаний направлена в большей степени на пиар-обеспечение своих акций, их деятельность разбита на отдельные акции: «Они участвуют в вечерах-юбилеях различных артистов или деятелей искусства, в то время как их участие в действительно значимых социальных проектах могло бы быть более значительным».
«Иностранные компании преследуют в России узкие прагматические цели. Они финансируют социальные программы только в том случае, если их убедят в этом».
3. Слабость российского законодательства позволяет западным компаниям отходить от принятых стандартов социальной ответственности: «Тот же западный бизнес, который приходит к нам, оставляет «за бугром» половину своей социальной ответственности».
Другие полагают, что западные компании социально-ответственнее российских, так как «отечественные компании вынуждены считаться с нормами социальной среды нашей страны, а западные — с нормами штаб-квартиры. Западным сложнее, так как приходится отвечать более высоким стандартам».
«Отечественные так называемые социальные отчёты публикуются только тогда, когда это выгодно, в то время как на Западе это поставлено на постоянную основу».
В тоже время все эксперты подчёркивают существенное влияние опыта западных компаний, прежде всего, в области социальной ответственности по отношению к собственному персоналу.
Экологическая ответственность
Ежегодно компанией «Кока-Кола» отчисляется 2 млрд. долларов на сохранение водных ресурсов и обеспечение экологической безопасности.
В компании «Нокиа» серьёзно подошли к поддержке программ по сокращению выпуска товаров с высокой долей компонентов, подлежащих утилизации. В качестве первоочередных мер компании выступили как выпуск изделий с малой долей ограниченных по срокам службы элементов, так и увеличение срока годности ограниченных по времени службы комплектующих.
По-своему оригинальный подход по обеспечению экологической ответственности демонстрирует компания «Мак-Дональдс». В числе предметных акций компании выступают показательные уборки школьных помещений.
Система управления окружающей средой Северо-западной лесопромышленной компании строится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001-98 и с учётом требований ГИО (GRI). В компании ведётся целенаправленная работа по снижению сбросов, выбросов в окружающую среду и уменьшению количества отходов производства.
Природоохранная деятельность компании «ЛУКОЙЛ» и обеспечение в ней промышленной безопасности осуществляются в соответствии с «Системой управления охраной окружающей среды ОАО «ЛУКОЙЛ»» и «Системой управления промышленной безопасностью и охраной труда». В январе 2002 года был проведён первый надзорный аудит указанных систем. По его результатам подтверждено действие сертификатов на соответствие стандартам ISO14001 и OHSAS 18001.
На природоохранные мероприятия в 2002 году было направлено около 170 млн. долларов, в том числе капитальные вложения в природоохранные объекты составили более 40 млн. долларов.
Ответственность перед персоналом
Главным принципом организации работы в компании «Нокиа» является открытость перед своими сотрудниками. То есть каждый служащий компании может в той или иной форме влиять на работу фирмы, как по части проблем экономической безопасности, так и соблюдения общего гражданского и человеческих прав. Стремление компании достичь положительного образа предпринимателя не ограничивается только внешним спросом. Стратегия социально ориентированного развития компании включает также понимание и учёт ожиданий самих служащих компании, как на уровне продвижения продукции, так и в плане предпочтений персонала относительно их занятости. Одним из шагов компании «Нокиа» навстречу своим служащим выступает предоставление им гибкого графика труда, в том числе возможности работать на дому. Уделяется внимание также мерам по обеспечению здоровья сотрудников. Для этого регулярно предлагаются медицинские проверки, рекомендуются различные программы страхования.
Особенностью внутренней социальной политики компании «Хьюлетт-Паккард»выступает организация специальных благотворительных фондов поддержки персонала. К примеру, ежегодно служащему компании «Хьюлетт-Паккард»предоставляет