Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:52, реферат
Социальная ответственность бизнеса в России традиционно складывалась на основе государственного патернализма. Подобные принципы были обозначены и в старом КЗоТе, и в социальном законодательстве, где основополагающую функцию социальной ответственности выполняло государство.
Весьма любопытным является опыт проведения социальной политики компанией «Татнефть». Благодаря определённой форме сотрудничества компании с вузами, ведётся отбор старшекурсников с хорошими показателями успеваемости для дальнейшей работы в акционерном обществе. Таким образом, учащийся может уже в стенах учебного заведения определиться со своими жизненными планами, реально оценить себя как будущего специалиста.
Активным вкладом компании «Бэ-Эм-Вэ» в развитие социально значимых проектов выступает её финансовая помощь в проведении уличных фестивалей. Кроме того, группа издала множество материалов по индивидуальному подходу работы с талантливыми детьми. А в компании «Оракл» развитие социально ориентированных программ образовательного и культурного развития общества видят через организацию интеллектуальных соревнований. В числе проводимых акций — привлечение студентов для участия в интеллектуальном соревновании по разработке образовательных вебсайтов. Кроме того, компания ведёт разработку целого семейства образовательных программ, задача которых — повышать компетентность участников развития через использование информационных технологий интернета. Российским примером работы с молодыми талантами выступила компания ОАО «Сургутнефтегаз». Построенная при помощи компании детская музыкальная школа в г. Сургуте позволила собрать сотни одарённых детей. Многие из них уже стали лауреатами региональных и российских конкурсов юных музыкантов. В числе общероссийских социально значимых проектов компании выступают оказываемая помощь в сохранении и пополнении шедевров государственной Третьяковской галереи, благотворительное сотрудничество с театром им. Вахтангова. А в компании «Татнефть» в числе социально значимых мероприятий — поддержка и развитие местных религиозных традиций, укрепление культурного наследия. За последние годы нефтяники построили и отреставрировали более 30 мечетей и православных храмов. Кроме того, компания «Татнефть» финансирует различные благотворительные программы. В качестве примера могут выступить созданный компанией фонд духовного возрождения «Рухият» и фонд «Милосердие».
Пропаганда патриотизма, дружбы между народами, ответственности граждан перед обществом и средой обитания
В числе результатов социально ориентированной работы компании «Мак-Дональдс» — гватемальский опыт поддержки специализированных программ по укреплению дружбы между детьми, независимо от национальной принадлежности, развитию патриотизма. А в компании «Хонда» дополнительное развитие учащихся школ видят в учреждённом корпорацией профессиональном центре развития. Здесь, по мнению разработчиков, дети могут совместить обычную школьную программу с изучением и обслуживанием сообщества с учётом уникальности жилой окружающей среды. При этом центр также даёт возможность преподавателям школ развивать собственные творческие учебные планы с учётом потребностей отдельно взятых школ.
Особенностью компании «Меррил Линч» выступила организация специализированного центра по дополнительному образованию детей. При этом специфика дополнительного образования состоит в обучении детей принципам ответственности перед обществом (личная заинтересованность школьника в посещении центра достигается через учёт получаемых в центре баллов в общем школьном рейтинге учащегося).
А в компании «Сони» активно развивается программа по обмену студентами различных стран. В качестве примера может выступить десятилетняя программа, предусматривающая обмен детьми из средних школ Японии и США.
Социально направленные маркетинговые программы
По договоренности с рядом компаний, «Ситибанк» успешно реализует программы дебетовых скидок владельцам пластиковых карт банка. В частности, при покупке продукции «Л’Этуаль» владелец дебетовой карты «Ситибанка» может рассчитывать на 25%-ые скидки. А в компании «Америкэн Экспресс» изучают особенности семейных закупок с целью последующего предложения системы скидок именно на выявленную категорию товаров.
Особенностью социально ориентированных программ развития компании «Моргэн Стэнли» выступило организация сети инвестиционных банков для поддержки развития среднего и малого бизнеса.
А в компании «Самсунг» одним из подходов социально ответственного бизнеса видят через организацию рабочих мест для инвалидов. Одним из примеров выступило строительство компанией специализированного завода для данной категории граждан.
В числе российских примеров социально ответственного взаимодействия бизнеса с местным сообществом выступил опыт компании «Норильский Никель». Регулярно оказываемая материальная помощь ветеранам Великой Отечественной и афганской войн, отделениям Всероссийского общества инвалидов способствует формированию позитивного социального климата в регионе. Кроме того, компания оказывает регулярную материальную помощь посёлкам, в которых проживают представители коренных народов Севера. Подобную же политику адресной помощи жителям тех регионов, где расположены подразделения компании, проводит и Тюменская нефтяная компания. Кроме того, силами компании постоянно оказывается помощь некоммерческим организациям. В их числе пансионат ветеранов войны и труда администрации Курской области «Сосновый бор», Курская областная организация ветеранов Великой отечественной войны, Комитет солдатских матерей г. Нижневартовска и т.д.
Особенностью участия компании «Славнефть» в социальном развитии общества выступает активное жилищное строительство силами предприятия в регионах, где расположены подразделения акционерного общества. Таким образом, компания «Славнефть» совместно с администрацией участвует в совместном решении насущных проблем региона.
В числе социально ориентированных программ компании «Северсталь» стоят строительство дорог, мостов, школ и больниц в местах размещения подразделений компании. Всё это позволяет стабилизировать социальную ситуацию в регионе, закладывая основу для новых рабочих мест, достойного уровня образования и здравоохранения. Кроме того, компания уделяет большое внимание улучшению системы общественного питания. И, наконец, совместно с государством компания «Северсталь» занимается реализацией ряда программ в области возрождения российского флота.
Заключение
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
1. Де-факто российский бизнес уже проявляет существенную социальную активность, которая во многом носит закрытый для общественности характер. Социальная активность российского бизнеса носит скрытый характер по причинам неразвитой налоговой системы в стране и негативным отношением к бизнес-сообществу в целом.
2. Российский бизнес в целом готов двигаться в сторону большей социальной ответственности и социальной отчётности в случае её легитимации и определения рамок со стороны государства.
3. Вне зависимости от позиции государства российский бизнес, продающий свои товары и услуги за рубежом, а также заинтересованный в увеличении своей капитализации на мировом рынке, будет активизировать свои социальные программы, вводить социальную отчётность.
4. Вмешательство государства в область социальной ответственности бизнеса должно носить рекомендательный, рамочный характер. Государство должно и может стимулировать развитие социальной ответственности бизнеса, причём не столько материально, сколько с моральной стороны. Иначе говоря, особенно важным для развития социальной ответственности в стране является моральная поддержка данных процессов со стороны государства — учреждение званий, медалей, премии и грамот.
5. Социальная ответственность бизнеса с точки зрения российских экспертов включает в себя три основные составляющие:
законопослушность бизнеса, то есть добросовестную уплату налогов;
ответственность за развитие своих сотрудников;
ответственность перед социальным окружением, которое включает в себя не только непосредственных партнёров по бизнесу, но и местное сообщество.
6. Со стороны делового сообщества целесообразна разработка либо собственного российского общественного стандарта в области социальной ответственности и отчётности, либо присоединение к какому-либо из существующих западных стандартов в данной области с адаптацией его к российским условиям. Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы. Например, российский стандарт будет в меньшей мере способствовать увеличению капитализации компаний на западе, а по западным стандартам российские компании могут оказаться на достаточно низком уровне. Введение западных стандартов также потребует существенно большей доли открытости.
Введение в российских компаниях социальной отчётности на основе основных международных стандартов (ГИО (GRI) и AA1000) может потребовать от многих компаний определённых изменений:
1. Деятельность компании во многом должна быть перестроена в соответствии с западной традицией стратегического менеджмента (формулирование видения, миссии, заинтересованных сторон).
2. Отчётность компаний должна стать более открытой, что предполагает раскрытие информации о балансе компании заинтересованным группам, о процедурах и структурах управления, а также о собственно социальной составляющей деятельности компании.
Эти проблемы в той или иной мере сохраняются и при условии ведения отчётности по упрощённым процедурам, возможность которых предусмотрена руководством по ГИО. Тем не менее, если AA1000 является системой, которую можно применять только целиком, ГИО предполагает определённую гибкость. В частности, компания может использовать в своих отчётах предлагаемые ГИО индикаторы отношения компании к обществу и окружающей среде и не изменять обычную практику ведения финансовой отчётности и стратегического планирования.