Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:23, дипломная работа
ВВЕДЕНИЕ
За последние несколько десятилетий новые коммуникационные технологии стали причиной многочисленных изменений в повседневной жизни. Уже, начиная с 1980-х годов, в нашу жизнь прочно вошли электронная почта, видеоконференции, голосовые сообщения, голосовая почта и другие современные коммуникационные технологии. В 1990-е годы мы в полной мере ощутили на себе воздействие Internet, предоставившего новые возможности для связи и общения людей как между собой, так и со всемирной базой данных, и в результате коренным образом изменившего нашу жизнь.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕДИЙНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ
1.1. Возникновение и характеристика «новых» медиа: медиа в эпоху постиндустриализма
1.2. «Новые» медиа как фактор модернизации СМИ
1.3. Влияние СМИ на формирование ценностной ориентации общества
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ
2.1. Социальные сети как феномен общества: теоретический аспект
2.2. Социальная сеть как социологическое и web-понятие
2.3. История развития социальных сервисов Интернета
2.4. Социальные сети: достоинства и недостатки (краткое сравнение основных социальных сетей Рунета)
2.5. Реклама в социальных сетях
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА СУЩЕСТВОВАНИЯ БЕЛОРУССКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
3.1. Специфика существования сети Интернет в Беларуси
3.2. Обзор белорусских социальных сетей
3.3. Сравнительный анализ белорусских блоггинговых сетей – Inf.by и Ludi.by
3.4. Реклама в белорусских социальных сетях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для формирования принципов этой грамотности и ее распространения ЮНЕСКО берет на себя миссию организации «свободного обмена идеями и знаниями» и «интеркультурного диалога», поскольку «именно образование, знания, культура и коммуникации являются сердцевиной информационного общества, будучи теми сферами, где влияние информационно-коммуникационных технологий на деятельность и плоды человеческого разума ощутимо наиболее сильно» [37, c. 3]. И это закономерно, потому что «в XXI в. информация и знания все в большей степени будут становиться главными силами социальных преобразований», которым суждено осуществляться в условиях возрастающей глобализации, ставящей ряд важных социально-культурных проблем перед всеми участниками этих процессов.
На первое место выдвигается задача преодоления «цифрового раскола» между странами индустриально развитыми и слаборазвитыми, а также и внутри стран между имеющими доступ к новой технике и не имеющими его. Такой разрыв создает обстановку, когда информации и знаний лишаются именно те страны и слои населения, которые в них более всего нуждаются для своего образования, развития и вхождения в информационное общество. Второй серьезной задачей является обеспечение свободного информационного потока во все нуждающиеся регионы и секторы, наполненного необходимым содержанием знаний. Третья задача – достижение «международного согласия относительно норм и принципов, требуемых в ответ на возникающие этические, культурные и социальные скрытые подтексты и дилеммы информационного общества» [37, c. 4-5], когда одна явная тенденция влечет за собой другую, не всегда ожидаемую, например, гомогенизацию в области образования, культуры и науки с риском униформированности содержания в ущерб творческому разнообразию. К этим задачам добавляется объединение деятельности существующих медиа с новыми коммуникационными системами и подключение к благам информационного общества женщин и молодежи – те слои населения, которые более других нуждаются в повышении уровня своих знаний путем участия в процессах создания и потребления информации.
Из всех революций, которые случились в Беларуси за последние десятилетия, наиболее успешными, пожалуй, были информационная революция и революция в сфере СМИ. Белорусские СМИ, которые были в начале перестройки в процессе изменения социальных, общественных, экономических и культурных структур, сами преобразовались совершенно особым образом, хотя, может быть, по многим пониманиям ролей они сохранили прежнее значение. Тем не менее, белорусские СМИ стали реальным достижением последних двадцати лет. Важнейшим фактором трансформации, важнейшим агентом влияния были новые информационные технологии и информационная революция.
Сегодня можно говорить о том, что в медиаструктуре сложился очень мощный и влиятельный сегмент, в котором мы твердо можем выделить такой сектор, как СМИ в Интернете, а также: газеты, журналы, телевидение, телеканалы, радиостанции, которые действуют в сфере традиционных старых медиа, не цифровых. В Интернет переходят для того, чтобы сохранить старую и создать новую аудиторию.
В Беларуси мы видим достаточно уникальный для медиасистем мира процесс появления Интернет-СМИ. Как показывают развитые медиарынки во многих странах мира, версии традиционных СМИ в Интернете являются дополнительным присутствием в новой сфере. В Беларуси же мы можем назвать довольно большое число средств массовой информации, которые не существуют в офлайне, а живут только в онлайне. На это есть свои причины, и это одна из особенностей белорусской медиасистемы. Довольно часто белорусские онлайновые и Интернет-СМИ оказывают более существенное значение, чем аналогичные СМИ в других странах мира.
Мобильные сервисы, предоставляющие определенные информационные продукты пользователю, входят в качестве отдельной составляющей в нашу медиасистему. Мы будем свидетелями того, как наше телевидение уйдет в цифровое пространство. И, как это всегда случается с цифровым телевидением, здесь мы видим реальную концентрацию и конвергенцию старых и новых СМИ. Но фактически цифровое телевидение сегодня рассматривается всеми теоретиками и практиками медиаиндустрии как реальное СМИ информационного общества. Можно сказать, что для нас очень важно посмотреть на модернизацию белорусских СМИ в общем контексте модернизационных процессов.
У определения модернизации есть очень много дополнительных смыслов и подтекстов, которые в процессе трансформации средств массовой информации очень часто выводят в сферу культурного империализма. Тем не менее, если посмотреть на общий модернизационный проект, то определение, данное Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохловым и С. Б. Шапошником в статье «Информационное общество для всех сегодня и завтра…», на мой взгляд, совершенно адекватно. В этом смысле процесс модернизации белорусских СМИ включает рост Интернета в структуре средств массовой информации, а также рост и значение новых медиа. Довольно условно, конечно, я ставлю знак равенства между понятием «Интернет» и понятием «новые медиа», но для простоты я буду употреблять их как синонимы.
В белорусской системе средств массовой информации Интернет развивается вполне поступательно. Постоянно растет число пользователей, и первоначальный взрывной рост сменяется более плавным. В Беларуси почти 32% взрослого населения имеют возможность выходить в Интернет и рассматривают его в качестве информационного канала [12].
В структуре СМИ роль Интернета возрастает еще и потому, что люди проводят все больше и больше свободного времени, используя Интернет. Мы знаем СМИ как индустрию свободного времени: в основном информация потребляется в то время, когда люди не спят и не работают. Для современного пользователя, для современной аудитории СМИ стали структурообразующим элементом свободного времени. Внутри этого свободного времени в последние 20 лет лидировало телевидение. И только 5 – 6 последних лет показывают, что в развитых странах зритель уходит в Интернет, который начинает теснить телевидение в сфере медиапотребления. То же самое мы видим у нас – не для основной части населения, но все-таки для значительной.
Интернет, конечно, значим в системе средств массовой информации. Статистика показывает, что сегодня только в качестве зарегистрированных электронных периодических изданий себя позиционируют более двух тысяч СМИ [16]. Это те СМИ, у которых есть лицензия и свидетельство о регистрации, выданные властями. Сколько же существует других сайтов, фактически представляющих собой информационные средства массовой информации, но не получивших подобную регистрацию? В этом смысле очень интересно обратить внимание на то, что Интернет в качестве источника общеполитической и даже, может быть, развлекательной информации в Беларуси теснит традиционные СМИ.
Сегодня Интернет – фактически единственный коммуникационный информационный канал, который предоставляет пользователю максимальную свободу выбора контента. Мы знаем, что политические и интеллектуальные пристрастия в Интернете представлены полярными точками зрения. Интернет дает достаточно большую свободу выбора самого разнообразного контента – от информационного до образовательного. Поэтому он становится фактически основой информационного меню. Есть еще один важный элемент, позволяющий включить Интернет в структуру средств массовой информации, – его роль как рекламоносителя. Мы знаем, что традиционные СМИ в условиях рыночной экономики всегда представляют собой, в том числе, и рекламные носители. Это особенность экономики СМИ, и поэтому мы понимаем, что Интернет принимает на себя очень много рекламных объявлений, встраивается в конкурирующую за медиаканалы среду.
Пользователи Интернета сегодня представляют собой молодую, наиболее образованную и наиболее процветающую с точки зрения доходов часть аудитории. Все дискуссии о цифровом неравенстве, с которыми мы знакомы, здесь абсолютно четко присутствуют. Поэтому с одной стороны, существует проблема цифрового неравенства, с другой стороны, есть некая надежда на позитивные изменения. Потому, что сегодняшние группы пользователей – это специалисты, учащаяся молодежь, городские оптимисты, как говорят многие исследователи [20], – это люди, которые действительно смотрят в будущее, это представители современной аудитории, тот самый креативный класс, который сегодня задает тон в глобализирующейся экономике. И, как выразился на встрече со студентами факультета журналистики министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев, это еще и «блогонавты – люди, которые реально живут в этой среде» [4, с. 37-39.].
Такой интересный подход, который озвучил министр РФ, говорит о том, что и государство понимает особую специфику аудитории Интернета. Мы знаем, что государственная политика, о которой много говорилось, с точки зрения средств массовой информации, должна учитывать предоставление универсального доступа к Интернету. Так же, как газеты в конце XIX в., сегодня доступ к Интернету является индикатором грамотности общества. Однако Интернет перетягивает на себя довольно много функций традиционных медиа, потому что, войдя в структуру свободного времени, он сначала был интеллектуальным проектом, а потом взял на себя часть функций СМИ, не присутствующих на рынке массовой культуры.
«Новые» медиа и Интернет в политической коммуникации принимают на себя чрезвычайно много направлений старых СМИ: вполне успешно осуществляют известные функции агитаторства, пропаганды и организации.
Подводя итог, можно сказать, что сегодня Интернет как коммуникационная площадка и как пространство, где существуют медиапродукты, вполне успешно является заменителем традиционных СМИ. Он осуществляет информационную, мобилизационную, партисипационную, интеграционную и даже рекреационную функцию. Вся теория журналистики и массовых коммуникаций или средств массовой информации говорит о том, что эти функции – важнейшие. Новое же, реально инновационное, что приносит Интернет, – это усиленная коммуникационная функция – то, что отсутствовало в старых медиа. Поэтому можно сказать, что Интернет сегодня выполняет все функции, которые выполняли старые СМИ, успешней, чем они. Интернет фактически и есть прообраз будущей медиасистемы. И все недостатки, которые существуют в Интернете, мы должны рассматривать еще и через призму того, что он в будущем станет глобальным пространством, в которое включатся мобильные телефоны, цифровое телевидение и все остальные каналы. Всё это будет основной структурообразующей системой индустрии свободного времени в информационном обществе.
Проблема ценности явлений окружающего нас мира, человеческой жизни, ее целей и идеалов всегда была составляющей частью философии. В XIX веке эта проблема стала предметом многочисленных социальных исследований, получивших название аксиологических . В конце XIX - начале XX веков проблема ценностей занимает одно из ведущих мест в творчестве русских идеалистических философов Н. Бердяева, С. Франка, Г. Шпета и др. В философии материализма она постепенно оттесняется на второй план и перестает быть актуальной. На XIII Международном конгрессе в 1963г. (Мехико) Ф.К. фон Ринтелен справедливо отметил, что о философском вопросе относительно ценностей можно говорить, имея в виду лишь последние 50 лет, что сегодня этот вопрос занимает философии всех стран Востока и Запада.
Сегодня, когда человечество вырабатывает новое общепланетарное мышление, когда различные общества и культуры обращаются к единым общечеловеческим ценностям, проблема их философского изучения – не преходящее увлечение и не дань моде, а практическая и теоретическая необходимость, обусловленная включением нашей страны в общеевропейскую и общепланетарную системы ценностей. В настоящее время в обществе происходят болезненные процессы отмирания ценностей тоталитарных режимов, возрождения ценностей, связанных с христианскими идеями, инклюзия уже принятых народами Запада ценностей демократических государств. Универсальной лабораторией для философского изучения этих процессов и формирования новых ценностей являются средства массовой информации, развитие которых в нынешнем столетии поставило их вровень с такими общепринятыми коммуникативными факторами культуры, непосредственно синтезирующими социальные ценности, как религия, литература, искусство.
Масс-медиа стали одним из компонентов психосоциальной среды обитания человечества, они претендуют, и не без основания, на роль очень мощного фактора формирования мировоззрения личности и ценностной ориентации общества. Им принадлежит лидерство в области идеологического воздействия на общество и личность. Они стали трансляторами культурных достижений и, бесспорно, активно влияют на принятие, либо отрицание обществом тех или иных ценностей культуры. Но средства массовой информации и сами принимают участие в формировании этих ценностей, причем эти процессы часто остаются бесконтрольными и мало изученными. Отчасти это обусловлено традиционными функциональными характеристиками СМИ, определяющими сферу их влияния.
До 40-х годов XX столетия при изучении СМИ, как правило, выделялись три основные функции: информирования, пропаганды, организации. О культуронаследовательной, а тем более аксиологически-креативной функциях и речи не шло. Однако во второй половине этого столетия, когда средства массовой информации трансформировались в аудиовизуальную форму искусства, науки, образования, возникла необходимость изучения и осмысления их как транслятора культурных ценностей общества. Первым это делает в 1948г. Лассуэл, выделяя три новые основные базовые функции: общественный контроль за средой обитания человечества и информирование отдельных общественных структур о том, какие деструктивные проблемы возникают в обществе и цивилизации и каковы их возможные последствия, стимуляция дискуссий о способах решения этих проблем; координация действия подсистем общества для реализации общих целей и воплощения идеалов; носитель, транслятор культурного наследия поколений.
Со второй половины 60-х годов вопрос о социальных и культуронаследовательных функциях СМИ интенсивно дискутировался советскими социологами и философами. Некоторые итоги этих дискуссий в определенной степени обобщены в фундаментальном комплексном исследовании «Общественное мнение», которое проводилось в 1967-1974 гг. под руководством известного социолога Б.А.Грушина [9].