Социальные сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:23, дипломная работа

Описание

ВВЕДЕНИЕ
За последние несколько десятилетий новые коммуникационные технологии стали причиной многочисленных изменений в повседневной жизни. Уже, начиная с 1980-х годов, в нашу жизнь прочно вошли электронная почта, видеоконференции, голосовые сообщения, голосовая почта и другие современные коммуникационные технологии. В 1990-е годы мы в полной мере ощутили на себе воздействие Internet, предоставившего новые возможности для связи и общения людей как между собой, так и со всемирной базой данных, и в результате коренным образом изменившего нашу жизнь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕДИЙНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ
1.1. Возникновение и характеристика «новых» медиа: медиа в эпоху постиндустриализма
1.2. «Новые» медиа как фактор модернизации СМИ
1.3. Влияние СМИ на формирование ценностной ориентации общества
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ
2.1. Социальные сети как феномен общества: теоретический аспект
2.2. Социальная сеть как социологическое и web-понятие
2.3. История развития социальных сервисов Интернета
2.4. Социальные сети: достоинства и недостатки (краткое сравнение основных социальных сетей Рунета)
2.5. Реклама в социальных сетях
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА СУЩЕСТВОВАНИЯ БЕЛОРУССКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
3.1. Специфика существования сети Интернет в Беларуси
3.2. Обзор белорусских социальных сетей
3.3. Сравнительный анализ белорусских блоггинговых сетей – Inf.by и Ludi.by
3.4. Реклама в белорусских социальных сетях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

социальные сети.doc

— 1.73 Мб (Скачать документ)

Формальное различие и разведение этих составляющих одного процесса культуронаследования отнюдь не означает, что в реальной практике они не связаны диалектическим взаимодействием. Совокупность всех перечисленных методов трансляции образует единую культурно-коммуникативную систему, которая влияет на ценностную ориентацию общества при помощи различных типов культурных сообщений: печатных, телевизионных, радиотрансляционных, включающих ценности разнообразных порядков – экономические, социальные, моральные, эстетические и т.д., и разнообразных культурных жанров – публицистики, беллетристики, фотографии, музыки, изобразительного искусства, кино, театра.

Исследуя функции и методы образования ценностей и трансляции их через СМИ, нельзя не учитывать характер общения их с аудиторией читателей, слушателей, зрителей. Для любой формы СМИ реципиенты являются анонимными, безличными, опосредованными в общении и потому статистически усредненными индивидами, которые не являются конечным адресатом ценностной информации, ибо она предназначена им в равной степени настолько, насколько они сами являются участниками агрегатного объединения, именуемого читателем, зрителем, слушателем. Поэтому на стадии приема реципиентом ценностной информации необходимо учитывать этот фактор и предвидеть возможные моменты неопределенности и непредсказуемости реакции на ту или иную ценностную установку.

Исследование адресата СМИ надо проводить с учетом его отрыва от коммуникатора, особенно, если это касается телевизионных и радиопрограмм. Ведь лицо, непосредственно обращающееся с экрана телевизора или по радио, не всегда является автором сообщения и, как правило, не является творцом транслируемых ценностей. Однако, наиболее важным и существенным в процессе распространения культурной информации и утверждения ценностей является не столько сама структура коммуникатора, сколько направленность ее деятельности, цели, стремления к определенным идеям.

Эффективность информации, зачастую, обусловлена верой реципиента в определенные идеи и его ориентацией в той или иной системе ценностей. Согласно теории английского психолога Дж. Янга вера является одной ни центральных программ мозга индивидуума [29, с.802]. Следует иметь в виду то существенное обстоятельство, согласно которому взаимосвязь веры с системой ценностей неоспорима. С разрушением веры уничтожается и соответствующая ей система ценностей. Так произошло с заменой религии как формы мировоззрения на атеизм, когда была разрушена программная установка на веру в бога и ее ценностная система. Веру попытались заменить иным феноменом, в том числе и искусством, однако высокое искусство оказалось доступным лишь определенным социальным слоям, а отнюдь не широким массам. Для них же «свободное» место веры или высокого искусства заняла массовая культура с только ей присущими ценностями. И наиболее доступным, распространенным и популярным транслятором этих ценностей, а также координатором личности в новой системе ценностей, стали именно СМИ.

В достижении же высокой эффективности внедрения новой системы ценностей в общественное сознание огромное значение имеет фактор социального единства реципиента и политического, культурного, общественного опыта и уровня коммуникатора. Интеграционный социальный опыт и привлекает индивидов к потокам средств массовой информации, а, следовательно, и приобщает к определенным, пропагандируемым ими ценностям. Не следует забывать при анализе ценностной ориентации и о соотношении практики общественного бытия и содержания ценностной информации, которую получают реципиенты в процессе направленного влияния СМИ. В случае целенаправленной организации культуронаследования, подбора определенных ценностных ориентиров можно добиться положительных результатов в процессе инклюзии.

Роль средств массовой информации в формировании ценностной ориентации общества и личности определяется тремя взаимосвязанными компонентами. Аккумулятивная способность СМИ впитывать в себя лучшие и высшие достижения мировой культуры делает их жизнестойкими и жизнеутверждающими. Поэтому в вопросе приобщения масс к вершинам культуры, а вместе с этим и основополагающим ценностям культуры, ничто с ними не может соперничать.

Но трансляция социальных ценностей миллионным аудиториям – только одна из форм влияния на социум и на культуру. Второй формой после репродуктивных компонентов являются творческие аспекты СМИ. И,третьим, наверное, самым фундаментальным моментом, который определяет влияние СМИ на формирование ценностной ориентации общества и личности, выступает то, что благодаря своей технической природе средства массовой информации не только обеспечивают возможность массового охвата больших аудиторий, документальной фиксации ценностей и демонстрации их влияния, но и привносят в общество целый ряд новых эстетических качеств, которые влияют на формирование ценностей.

Этот процесс обогащения культуры за счет освоения новых эстетических качеств средств массовой информации, открытых и внедренных в практику благодаря их технизации, существенно влияет не только на аксиологически-креативную область их деятельности, но и раздвигает горизонты духовного обогащения личности, что в свою очередь влияет на ускорение процессов инклюзии ценностей. В повседневное мышление людей внедряются образы, символы, знаки художественных форм, созданных на базе средств массовой информации, что содействует углублению и расширению мировоззрения, выработке новых образов и способов мышления, приближающих человечество к общепланетарной концепции ценностной ориентации.

Осмысление взаимоотношения и взаимозависимости средств массовой информации с другими культуронаследовательными и аксиологическими методами и способами общества не является только теоретической проблемой. Пребывая на стыке многих отраслей знаний, теория средств массовой информации способна выдвинуть ряд положений, важных для различных наук, и в первую очередь для философии, в частности аксиологии. Ее развитие сегодня немыслимо без знания о путях и способах формирования с помощью СМИ ценностей, о процессах их инклюзии, трансляции как в актуальном, так и в историческом аспектах.

Широкое приобщение средствами массовой информации миллионов людей к экономическим, социальным, политическим, эстетическим, моральным и другим ценностям накладывает отпечаток на всю ценностную ориентацию общества, а, следовательно, определяет пути развития культуры. Эффективная, творческая деятельность в современных условиях уже немыслима без СМИ, поскольку вне их невозможны ни согласованность действий масс, ни формирование единых идеологических и мировоззренческих установок. Иными словами, средства массовой информации являются не только результатом грандиозного скачка в развитии технических способов передачи информации и трансляции культурных ценностей, но и феноменом культуры, отвечающим на определенный социально-исторический запрос эпохи. Этот феномен в высшей степени сложен и мозаичен, потому что в его производстве принимают участие наука, культура, эстетика, этика. Область его отображения – вся наша действительность. И сегодня уже судьбы мира – культурные, экономические, политические, социальные – неотделимы от СМИ, поскольку они обеспечивают приобщение личности к экономическим, культурным, политическим, социальным ценностям.


ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ

2.1. Социальные сети как феномен общества: теоретический аспект

Массированное распространение сервисов социальных сетей с неизбежностью требует переосмысления этого феномена XXI века, особенно с появлением унифицированных мобильных устройств.

До сих пор об опасности компьютерных технологий для общества никто не думал – люди как-то приспособились к тому, что есть опасные технологии (оружие во всех его формах), есть технологии, чреватые косвенной опасностью (транспорт, химическая промышленность, энергетика) и выработали соответствующие меры обеспечения безопасности. Информационные технологии до сих пор относились к числу безопасных. Хотя компьютеры и использовались для разработки оружия, но максимальный приносимый ими самими вред ограничивался незначительным загрязнением окружающей среды. Так было на протяжении шести десятилетий всей компьютерной истории, до тех пока применение компьютеров всерьез не затрагивало существенных сторон в жизни общества. Однако массовое распространение коммуникаций на основе компьютерных технологий и, как следствие, взрывное развитие социальных сетей потенциально может привести к непредсказуемым последствиям в социуме. Количество и разнообразие негативных последствий необычайно велико, спектр угроз может распространяться от различных видов электронной слежки до прямого воздействия на психику. Например, в персональных обращениях от имени кандидатов на какие-нибудь избираемые посты в фотографические портреты этих кандидатов в микроскопических количествах могут быть «подмешаны» личные черты получателя, и такое изображение скорее воспримется человеком позитивно, чем исходное, и может стать источником навязанного выбора. Следовательно, уже сейчас пора начать думать не только о положительных, но и об отрицательных последствиях дальнейшего развития новых коммуникационных технологий.

Коммуникации на шкале времени

Своей предысторией нынешняя популяция человечества явно неподготовлена к грядущим переменам, ее расцвет занимает слишком малое место на известной временной шкале ее становления. События настолько стремительны, что буквально на глазах сбываются самые невероятные, как казалось ранее, прогнозы. Вот что писал известный изобретатель и футуролог Рэймонд Курцвейл в прогнозе на 2009 год десять лет назад: «Персональные компьютеры с экранами, обеспечивающими высокое разрешение, станут размером не больше чем тонкая книга, кабели исчезнут, для коммуникаций будут использоваться беспроводные технологии, они обеспечат доступ в Web». Единственная неточность в этом тексте относится к кабелям, скорее всего, в 2009 году они еще не исчезнут полностью, это произойдет чуть позже. А что касается собственно устройств и беспроводного доступа, то здесь прогноз автора точен. Скорость передачи данных по беспроводным каналам может достичь величины 20 Гбит/с, это показали эксперименты, проведенные в лаборатории Мемориального института Беттелли. В реальных условиях скорость составила 10,6 Гбит/с (расстояние между антеннами 800 метров, частота 60 ГГц). Не стоит сомневаться, что стремительное развитие новых коммуникационных технологий с неизбежностью породит какие-то неведомые еще нам перемены в жизни общества.

Коммуникационное устройство и социальные сети

Идея использования компьютера в роли универсального устройства для связи отнюдь не нова. Еще в 1968 году была опубликована удивительная статья «Компьютер как коммуникационное устройство» (The Computer as a Communication Device), написанная Джозефом Ликлайдером и Робертом Тейлором, двумя замечательными людьми, которые, хотя и не были творцами чего-то конкретного, но тем не менее своей деятельностью немало поспособствовали созданию Internet, благодаря чему и вошли в историю. В 60-е годы прошлого века и тот, и другой последовательно выступали в роли администраторов агентства ARPA. Загруженность организационными функциями не мешала им осмысливать происходящее, и для фиксации своих мыслей они использовали эпистолярную форму. Находясь в разных городах, они вели активную переписку, и после литературной обработки эти письма стали основой для статьи, где было представлено их видение сетевого будущего. В этой статье прекрасно предугаданы специфические черты компьютера в роли коммуникатора: «Со временем в компьютерной сети будут созданы необходимые функции и сервисы, к которым можно будет обращаться по необходимости. По сети можно будет получать рекомендации по оплате налогов и инвестициям, информацию по нужной тематике, анонсы культурных и спортивных событий, получать доступ к словарям, энциклопедиям, каталогам, к программным приложениям Но самое главное, что компьютерные консоли можно будет использовать для коммуникаций с другими людьми. Появление таких коммуникаций окажет заметное влияние на рынок и на общество.

Во-первых, для тех, кто будет взаимодействовать в режиме онлайн, жизнь станет счастливее, они смогут стать ближе к тем, кто им интересен.

Во-вторых, новый способ коммуникации эффективнее, пользование им будет доставлять большее удовольствие.

В-третьих, появится возможность взаимодействия с программами и программными моделями, обладающими высокой эффективностью, что будет способствовать развитию человеческих возможностей.

В-четвертых, откроется возможность для доступа к бесконечному объему данных и информации. Станет влияние новых коммуникаций на общество положительным или отрицательным – это будет зависеть от того, насколько доступны новые услуги будут большинству; если усиление интеллекта (intelligence amplification) не станет общедоступным, то возможен раскол общества, но если это условие будет выполнено, то общество ожидают бесчисленные блага» [30, с.104-126].

Потребовалось 40 лет, чтобы технические предсказания Ликлайдера и Тейлора оправдались почти полностью. Что же касается прогнозируемого улучшения жизни, то здесь дело обстоит сложнее. Сети есть, сервисы социальных сетей развиваются, но, как оказалось, коренные проблемы человечества этими средствами не решаются, хотя примеров серьезной трансформации в реальной жизни под влиянием технологий более чем достаточно. Один из самых ярких – использование технологий социальных сетей в предвыборной кампании Барака Обамы, особенно успешным этот опыт оказался в штате Техас. Здесь более 100 тыс. нетизенов (неологизм от net и citizen) объединились на сайте www.my.barackobama.com, более известном как MyBO. Только за один месяц через посредство MyBO удалось собрать 55 млн долл добровольных пожертвований в фонд избирательной кампании. Особенно эффективными оказались призывы к голосованию, адресованные от соседей соседям, до этой акции перевес был на стороне Хилари Клинтон, а после нее преимущество перешло к Обаме. Успех объясняется тем, что избирательный штаб сенатора от штата Иллинойс сделал на агитацию через сеть серьезную ставку.

Для разработки MyBO был привлечен Крис Хьюджес, один из сооснователей социального сервиса Facebook. В сети Обама уложил на лопатки всех, и идея MyBO может продолжить существование, влияя на весь стиль политической жизни США. Американские политологи и социологи сейчас активно обсуждают сетевой феномен Обамы; было бы любопытно узнать, к каким выводам придут белоруские политики и специалисты по выборным технологиям. А потенциал здесь огромен. Элементарный анализ посещаемости сайтов с использованием, например, такого средства, как alexa.com, показывает, что в мире верхние строчки в рейтинге занимают поисковые машины, энциклопедии, почтовые сервисы и сервисы социальных сетей.

Информация о работе Социальные сети