Цели налоговой политики и методы их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить цели налоговой политики и рассмотреть на практике методы их реализации.
Объект исследования данной работы – различные методы, с помощью которых могут реализовываться цели налоговой политики государства.
Предмет исследования в данной работе – особенности и методы реализации налоговой политики.
При написании курсовой работы были поставлены следующие основные задачи:
1) изучить значение и принципы налоговой политики;
2) изучить методы реализации налоговой политики государства;
3) рассмотреть направления совершенствования реализации налоговой политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

1 Значение и принципы налоговой политики……………………………...7
Сущность налоговой политики……..…………………..….…………...7
Принципы налоговой политики…………………………….…….……11

1.3 Налоги в системе государственного регулирования экономики……15
2 Процесс реализации налоговой политики государства…….……….....19

2.1 Инструменты реализации налоговой политики………………………19

2.2 Современные проблемы реализации налоговой политики………….25
3 Направления совершенствования реализации налоговой политики.…29
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………...39
…………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

       Центральный вопрос налоговой политики – это  необходимость научного обоснования  предела налоговых изъятий, т.е. величины ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика. Второй – с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

       Выделяют  следующие цели налоговой политики:

       - фискальная – основная, которая  выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

       - экономическая – целенаправленное  воздействие на экономику через  налогообложение для регулирования  спроса и предложения, проведения  структурных изменений общественного воспроизводства;

       - социальная – сглаживание неравенства  в уровнях доходов населения  путем перераспределения национального  дохода и валового внутреннего  продукта;

       - стимулирующая – предполагает  активизацию инвестиционной и  инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

       - экологическая – охрана окружающей  среды и рациональное природопользование  за счет введения экологических  налогов и штрафных санкций;

       - контрольная – используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

       - международная – введение налогов  в соответствии с требованиями  международных соглашений для  укрепления экономических связей с другими странами./3/

       Методы  осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые  стремится достичь государство. В современной практике широкое  распространение получили такие  методы, как изменение налоговой  нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот и др.

       Субъект управления – государство.

       Объект  управления – налогообложение.

       Содержание  налоговой политики многогранно  и включает в себя:

       - выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;

       - определение основных направлений  и принципов налогообложения;

       - разработку мер, направленных  на достижение поставленных целей  в области социально-экономического  развития общества, увеличения доходной  части бюджета и т.д.

       В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач налоговая  политика подразделяется на налоговую  стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

       Налоговая тактика предусматривает решение  задач конкретного периода путем  своевременного изменения налоговой  системы.

       Стратегические  направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти государства.

       Можно выделить следующие стратегические направления налоговой политики:

       - построение стабильной налоговой  системы;

       - облегчение налогового бремени  товаропроизводителей;

       - сокращение налоговых льгот;

       - развитие налогового федерализма.

       В зависимости от масштаба и сферы  влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя  налоговая политика направлена на избежание  двойного налогообложения, сближение  налоговых систем различных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций. Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

       Существует  три типа налоговой политики:

       1) политика максимальных налогов;

       2) политика разумных налогов;

       3) политика высоких налогов с  одновременно высоким уровнем  социальных гарантий.

       В первом случае государство устанавливает  высокие ставки налогов, сокращает  налоговые льготы, преследуя только фискальную цель. Такая политика проводится государством в определенные моменты развития. Подобная политика была в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям.

       Во  втором случае государство учитывает  не только фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики и предпринимательской деятельности. Данная политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и, следовательно, к свертыванию социальных программ.

       Третий  тип налоговой политики представляет собой нечто среднее между второй и первой. Ее суть в установлении высокого налогообложения и значительного числа государственных программ.

       Для осуществления налоговой политики государство использует всю совокупность элементов налогового механизма./4/ 

       1.2 Принципы налоговой  политики 

       Для выработки эффективной налоговой  политики необходимо сформулировать ее принципы  как основные, исходные положения, которыми необходимо руководствоваться  субъектам данной политики./5/

       К общенаучным, фундаментальным принципам отнесем положения, обусловленные диалектическим методом познания (отражения явлений в динамике, взаимосвязи и взаимозависимости).

       В качестве методологических принципов  налоговой политики примем те, которые  органически следуют из принципов налогообложения.

       Группа  общенаучных принципов включает:

       1 Эволюционность налоговой политики: учет и анализ теоретического  опыта развития налоговых систем  в России и за рубежом, нацеленность  на будущее социально-экономическое  развитие страны, региона, муниципального образования, взвешенной последовательности предпринимаемых шагов по совершенствованию и реформированию налоговой системы.

       2 Теоретическая и методологическая  основательность, научное обоснование  видов и соотношения налогов,  форм их изъятия для достижения нормального развития предприятий (организаций) и воспроизводства рабочей силы.

       Данный  принцип требует увязки принципов  налоговой политики и налогообложения, разработки методологии формирования и оценки результатов реализации политики, ее мониторинга и анализа с позиций достижения эффективности налоговой системы.

       В свою очередь методология должна базироваться на использовании современных  методов и средств, апробированных отечественной и мировой  практикой, отвечающих потребностям перераспределения средств в условиях рыночных отношений и базирующихся на передовых информационных технологиях.

       3  Соответствие социально-экономической  политике государства, субъектов  РФ, муниципальных образований, определяющей  финансовую, экономическую и социальную цели налоговой политики.

       4 Гибкость, быстрая реакция на  изменения экономической и политической  конъюнктуры, смену социальных  приоритетов.

       К группе методологических принципов  отнесем:

       1 Равенство и справедливость. Этот  принцип обусловлен соответствующим  основополагающим положением налогообложения, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в казну государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

       2 Эффективность. Данный принцип определяется сущностью политики как системы мер по достижению эффективности налоговой системы и исходит из экономических принципов налогообложения – эффективности и соразмерности налогов./6/

       Налоговая политика должна способствовать экономическому росту, активности граждан и организаций, с одной стороны, максимальной эффективности каждого налога, с другой. Реализация принципа должна быть направлена на достижение соразмерности налогов, экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и субъектов налоговой политики. Необходимо учитывать экономические последствия и для бюджета, и для развития национальной экономики, и для хозяйственной деятельности налогоплательщиков./5/

       3 Системность. Направления налоговой  политики должны быть взаимоувязаны и взаимообусловлены, подчинены единым целям.

       Принцип базируется на таком принципе налогообложения, как множественность налогов, предполагающая наличие не одного, а совокупности дифференцированных налогов, разумное сочетание в рамках налоговых  системы прямых и косвенных налогов, федеральных, субфедеральных и местных налогов.

       Базовыми  для принципа системности выступают  следующие организационные принципы налогообложения:

       - универсализация налогов вне  зависимости от форм собственности,  субъекта налогообложения, его отраслей принадлежности, источника или места образования дохода или объекта обложения;

       - удобство и время взимания  налогов;

       - определенности налоговой системы;

       - одновременности обложения.

       4 Единство федеральной, региональной  и муниципальной налоговой политики. Данный принцип вытекает из единства финансовой политики, составной частью которой выступает налоговая политика, а также из единства экономического пространства и налоговой системы.

       Региональная  налоговая политика должна разрабатываться  в рамках и общенациональной, а муниципальная – учитывать цели и направления региональной политики.

       5 Гласность. Налоговая политика  любого уровня должна быть  прозрачна, а ее основные направления  доведены до всех заинтересованных  лиц. Налоговые законы и нормативные акты должны быть опубликованы и при необходимости разъяснены.

       6 Юридическая обоснованность. Данное  положение базируется на юридических  принципах налогообложения и  обеспечивает детальную структурированность  и целостность налоговой системы  и политики, централизацию управления налогами со стороны государства на основе налогового законодательства.

       На  рисунке (Приложение А) представлена система  принципов налоговой политики в  их увязке с принципами налогообложения  в части методологических принципов.

       Следует отметить, что в отличие от принципов налогообложения, формировавшихся на протяжении столетий как теоретические, научные, фундаментальные основы теории налогообложения и вследствие этого мало подверженных изменениям, принципы налоговой политики более динамичны, т.к. на них оказывают влияние приоритеты целей налоговой политики, определяемые экономическими возможностями государства, состоянием финансовой системы и направлениями национальной социальной политики на определенный отрезок времени./5/

       Еще раз необходимо подчеркнуть, что принципы налогообложения первичны, политики – вторичны и в части методологических принципов производны от первых.

Информация о работе Цели налоговой политики и методы их реализации