Цели налоговой политики и методы их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить цели налоговой политики и рассмотреть на практике методы их реализации.
Объект исследования данной работы – различные методы, с помощью которых могут реализовываться цели налоговой политики государства.
Предмет исследования в данной работе – особенности и методы реализации налоговой политики.
При написании курсовой работы были поставлены следующие основные задачи:
1) изучить значение и принципы налоговой политики;
2) изучить методы реализации налоговой политики государства;
3) рассмотреть направления совершенствования реализации налоговой политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

1 Значение и принципы налоговой политики……………………………...7
Сущность налоговой политики……..…………………..….…………...7
Принципы налоговой политики…………………………….…….……11

1.3 Налоги в системе государственного регулирования экономики……15
2 Процесс реализации налоговой политики государства…….……….....19

2.1 Инструменты реализации налоговой политики………………………19

2.2 Современные проблемы реализации налоговой политики………….25
3 Направления совершенствования реализации налоговой политики.…29
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………...39
…………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

       Необходимо  отметить, что формирование и реализация налоговой политики тесно взаимосвязаны  и находятся в постоянном развитии в соответствии с изменяющимися приоритетами экономической стратегии государства.

       К инструментам по реализации налоговой  политики можно отнести: изменение  элементов налогообложения (введение или отмена налоговых льгот и  преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок и т.п.); замену одних способов или форм налогообложения другими; изменение сферы распространения тех или иных налогов; изменение прав и обязанностей различных участников налоговых отношений; изменение элементов налогового администрирования.

       Алгоритм  деятельности, связанной с организацией налоговой политики, можно представить  в виде следующих блоков.

       1) анализ текущего состояния налогового  потенциала страны или региона  и возможных перспектив его  развития.

       2) составление планов, т.е. принятие  решений о будущих социально-экономических целях государства и способах их достижения, в том числе налоговыми методами.

       3) осуществление плановых решений.  Результатом этой деятельности  являются экономические показатели: повышение благосостояния, увеличение  инвестиционной активности, улучшение собираемости налогов, снижение уровня налоговых изъятий и т.д.

       4) сравнение реальных результатов  с плановыми показателями, а также  создание предпосылок для корректировки  действий государства в нужном  направлении.

       5) контроль является последним блоком налоговой политики, и именно он позволяет оценить эффективность планового процесса в стране.

       На  основе системы перечисленных мероприятий, по налоговой политике осуществляется организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей./11/

       Налоговая политика состоит из таких этапов, как:

       - определение и постановка главных  ее целей, конкретизация перспективных  и ближайших задач но определенном историческом этапе развития государства;

       - поиск необходимой величины соответствующих  ресурсов;

       - обеспечение оптимальных путей  достижения выбранных целей и  решения поставленных задач, разработка  конкретных форм, методов и средств  организации налоговых отношений на кратко- и долгосрочную перспективу;

       - подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные  задачи, организовывать их практическое  выполнение;

       - осуществление анализа и контроля  результатов налоговой политики  для внесения коррективов и изменений в существующую налоговую систему и курс налоговых реформ.

       Содержание  налоговой политики охватывает целый  комплекс мероприятий: - разработку общей концепции налоговой политики, определение ее целей, задач и направлений;

       - создание адекватного налогового механизма и налогообложения;

       - организацию управления налоговой  деятельностью государства и  других субъектов экономики.

       Важными элементами в процессе налоговой  политики являются:

       - финансово-кредитное обеспечение  налоговой политики;

       - материально-техническое обеспечение налоговой политики;

       - организационно-правовое и нормативное  обеспечение налоговой политики (законы, указы, постановления, методические  рекомендации и т.п.);

       - кадровое обеспечение налоговой  политики;

       - информационное обеспечение налоговой политики.

       Составными  частями налоговой политики как  управления налогами, базируясь на постулатах науки менеджмента, следует  считать:

       - планирование и прогнозирование;

       - регулирование;

       - стимулирование;

       - контроль.

       Область действия налоговой политики можно разделить на следующие укрупненные блоки: налоговое законодательство, элементы налогов, участники налоговых правоотношений (их права и обязанности), налоговое администрирование (Приложение В).

       При формировании и реализации налоговой  политики существует ряд ограничений: законодательные, экономические, количественные и временные.

       К числу законодательных ограничений  налоговой политики следует отнести, во-первых, требования соответствующих  международных организаций, определяющих отдельные налоговые параметры для стран, желающих в них вступить или участвовать в совместных проектах и инвестициях: ВТО, ЕС и др. Во-вторых, ограничения для налоговой политики, установленные в основном законе страны, а также в Налоговом кодексе, закрепляющем общие основные принципы налогообложения.

       Экономическая реальность также определенным образом  ограничивает налоговую политику. Так, невозможно безмерно увеличивать уровень  налоговых изъятий, поскольку в  противном случае большинство хозяйствующих  субъектов предпочтет уйти в теневую экономику; в то же время слишком низкая доля налоговых доходов в валовом внутреннем продукте не позволит государству качественно решать стоящие перед ним задачи, в том числе социальные. Кроме того, неопределенность внешней среды создает реальные ограничения для налоговой политики. Например, работа по взысканию недоимки невозможна по следующим предприятиям: не осуществляющим хозяйственную деятельность; не отчитывающимся и находящимся в розыске; по ликвидированным предприятиям; по имеющим неисполненные налоговые обязательства по вине проблемных банков. Таким образом, при осуществлении налоговой политики необходимо учитывать объективные экономические законы и особенности экономической ситуации в современной России.

       К разряду количественных ограничений налоговой политики следует отнести величину издержек, затрачиваемых на ее внедрение, организацию и осуществление, а также масштабы многоотраслевой деятельности федерального государства, которые в настоящее время расширяются в условиях происходящей глобализации мировой экономики.

       В заключение необходимо отметить, что  при осуществлении налоговой  политики имеются временные ограничения  для налоговой политики, так как  на определенном историческом этапе  объективно требуется изменение  курса налоговых реформ, чтобы развитие теории и практики налогообложения не тормозило экономический рост, а способствовало ему./9/ 

       2.2 Современные проблемы  реализации налоговой политики 

    Одним из ключевых вопросов современной финансовой политики является проблема оптимального (допустимого, целесообразного) уровня налогообложения или масштабов налогового бремени в экономике. Сегодня налоговая реформа в РФ не решила всех проблем и главной проблемой остается уровень налогового бремени в экономике. Традиционным его показателем является отношение налоговых доходов к валовому внутреннему продукту. Выделяются следующие направления решения данной проблемы.

    Первое  направление представляет собой попытки нащупать оптимальный уровень налогообложения исходя из теоретических конструкций с использованием разнообразного (зачастую весьма сложного) математического аппарата. Второе направление представлено также довольно широким кругом исследований, в рамках которых делается попытка определить этот уровень исходя из имеющейся практики налогообложения и налоговых систем различных стран. Первое направление в значительной мере представлено широким кругом научных исследований по вопросам оптимального налогообложения, использующих, как правило, мощный математический аппарат. К числу ключевых вопросов, вокруг которых развертывается дискуссия, можно отнести следующие вопросы:

    -доля налоговых доходов в ВВП;

    -применяемые критерии оптимизации;

    -соотношение налогообложения доходов и налогообложения расходов;

    -различные аспекты оптимизации налогообложения доходов, модели оптимального и справедливого налогообложения и др.

    Под принципом справедливости обычно понимается соразмерность распределения налогов между налогоплательщиками, отдельными людьми и фирмами — экономическими агентами. Принцип эффективности предполагает минимизацию искажающего воздействия, которое оказывает тот или иной налог на размещение ресурсов в частном секторе. В реальной действительности всегда приходится чем-то жертвовать — справедливостью ради эффективности, эффективностью ради справедливости или и тем, и другим ради администрируемости. Один из таких примеров — налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в России, когда ради эффективности (сокращение дестимулирующего эффекта налогообложения доходов от инвестирования) и повышения качества администрируемости (сокращение уклонения от уплаты налога и прямых издержек его взимания) в значительной мере произошел отказ от реализации принципа справедливости.

    Налоговая система Российской Федерации более эластична по ценам на энергоносители, чем экономика в целом в силу большей инерционности последней. Зависимость налоговых доходов российского бюджета от конъюнктуры мировых рынков нефти носит критический характер. По мере роста цен на нефть, наблюдается и рост налогового бремени.

    Ключевыми в этой системе предпосылок являются развитая инфраструктура финансовых рынков, обеспечивающая эффективный межотраслевой перелив капитала, необходимые объемы банковского и страхового капитала в стране, наличие эффективного и эластичного рынка труда на территории всей страны, а не только в масштабах одного отдельно взятого региона. Отсутствие этих и еще целого ряда предпосылок приводят к тому, что налоговая система, строящаяся на принципах универсализации и либерализма, по-разному «срабатывает» в разных отраслях экономики и разных регионах страны

    Процессы  глобализации оказывают существенное влияние на характер и последствия  действия традиционных налоговых механизмов. Проигрыш в налоговой конкуренции  может иметь крайне тяжелые последствия  для любой страны в силу постоянно  возрастающей мобильности капитала и опережающего развития информационных технологий.

    Фактически  сложившееся распределение налоговых  доходов между бюджетами различных  уровней носит, с одной стороны, логичный, а с другой — в известной мере противоречивый характер. Так, за федерацией в значительной части закреплены высокодоходные и довольно рисковые источники финансирования — таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и т.д., с одной стороны, и почти безрисковый актив — с другой (НДС).

    В отличие от федерального бюджета, за субфедеральным уровнем закреплены достаточно рисковые, но менее доходные «активы» (НДФЛ и прибыль). Общее налоговое бремя (оцененное как доля налоговых доходов в ВВП) в России несколько ниже, чем в большинстве стран ЕС. Однако тяжесть этого бремени в России ощущается в значительно большей степени. Доля налога на прибыль в ВВП в России устойчиво превышает данный показатель по странам ЕС, что является следствием специфики формирования и структуры добавленной стоимости в экономике страны.

    Несмотря  на то, что ставка НДФЛ в России одна из самых низких, практически отсутствует  прогрессия в обложении, доля этого  налога в ВВП и налоговых доходах  бюджетной системы самая низкая из числа европейских стран. Основное бремя индивидуального подоходного налога в России несут низкодоходные категории населения, те, кто получает доходы на уровне, среднем по стране, в отличие от названных выше стран, где бремя смещено в сторону групп населения с более высокими, чем средние, доходами. Это обстоятельство усугубляется тем, что в России даже при наличии двух ставок НДС просматривается выраженно регрессивный характер данного налога в отношении доходов населения, причем налоговая база по НДС шире, чем во многих странах ЕС.

    Хотя  суммарное бремя социальных платежей в России (ЕСН и страховых платежей) на фоне европейских стран также не выглядит чрезмерно значительным, однако структура этих платежей усугубляет их обременительность. Это относится, во-первых, к распределению бремени платежей между работниками и работодателями, а, во-вторых, к соотношению социальных платежей и подоходного налога. В результате формируется существенный перекос в сторону работодателя. Действующая модель НДПИ вообще не привязывается к наличию рентных доходов, за исключением последних изменений. В самой конструкции данного налога не учитываются обстоятельства, которые однозначно влияют на процесс формирования, получения и присвоения ренты. 

Информация о работе Цели налоговой политики и методы их реализации