Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить цели налоговой политики и рассмотреть на практике методы их реализации.
Объект исследования данной работы – различные методы, с помощью которых могут реализовываться цели налоговой политики государства.
Предмет исследования в данной работе – особенности и методы реализации налоговой политики.
При написании курсовой работы были поставлены следующие основные задачи:
1) изучить значение и принципы налоговой политики;
2) изучить методы реализации налоговой политики государства;
3) рассмотреть направления совершенствования реализации налоговой политики.
Введение………………………………………………………………………4
1 Значение и принципы налоговой политики……………………………...7
Сущность налоговой политики……..…………………..….…………...7
Принципы налоговой политики…………………………….…….……11
1.3 Налоги в системе государственного регулирования экономики……15
2 Процесс реализации налоговой политики государства…….……….....19
2.1 Инструменты реализации налоговой политики………………………19
2.2 Современные проблемы реализации налоговой политики………….25
3 Направления совершенствования реализации налоговой политики.…29
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………...39
…………
Необходимо отметить, что формирование и реализация налоговой политики тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии в соответствии с изменяющимися приоритетами экономической стратегии государства.
К инструментам по реализации налоговой политики можно отнести: изменение элементов налогообложения (введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок и т.п.); замену одних способов или форм налогообложения другими; изменение сферы распространения тех или иных налогов; изменение прав и обязанностей различных участников налоговых отношений; изменение элементов налогового администрирования.
Алгоритм деятельности, связанной с организацией налоговой политики, можно представить в виде следующих блоков.
1)
анализ текущего состояния
2) составление планов, т.е. принятие решений о будущих социально-экономических целях государства и способах их достижения, в том числе налоговыми методами.
3)
осуществление плановых
4)
сравнение реальных
5) контроль является последним блоком налоговой политики, и именно он позволяет оценить эффективность планового процесса в стране.
На
основе системы перечисленных
Налоговая политика состоит из таких этапов, как:
-
определение и постановка
-
поиск необходимой величины
-
обеспечение оптимальных путей
достижения выбранных целей и
решения поставленных задач,
-
подбор и расстановка кадров,
способных решать поставленные
задачи, организовывать их
-
осуществление анализа и
Содержание налоговой политики охватывает целый комплекс мероприятий: - разработку общей концепции налоговой политики, определение ее целей, задач и направлений;
- создание адекватного налогового механизма и налогообложения;
-
организацию управления
Важными элементами в процессе налоговой политики являются:
-
финансово-кредитное
- материально-техническое обеспечение налоговой политики;
-
организационно-правовое и
-
кадровое обеспечение
- информационное обеспечение налоговой политики.
Составными частями налоговой политики как управления налогами, базируясь на постулатах науки менеджмента, следует считать:
-
планирование и
- регулирование;
- стимулирование;
- контроль.
Область действия налоговой политики можно разделить на следующие укрупненные блоки: налоговое законодательство, элементы налогов, участники налоговых правоотношений (их права и обязанности), налоговое администрирование (Приложение В).
При формировании и реализации налоговой политики существует ряд ограничений: законодательные, экономические, количественные и временные.
К
числу законодательных
Экономическая реальность также определенным образом ограничивает налоговую политику. Так, невозможно безмерно увеличивать уровень налоговых изъятий, поскольку в противном случае большинство хозяйствующих субъектов предпочтет уйти в теневую экономику; в то же время слишком низкая доля налоговых доходов в валовом внутреннем продукте не позволит государству качественно решать стоящие перед ним задачи, в том числе социальные. Кроме того, неопределенность внешней среды создает реальные ограничения для налоговой политики. Например, работа по взысканию недоимки невозможна по следующим предприятиям: не осуществляющим хозяйственную деятельность; не отчитывающимся и находящимся в розыске; по ликвидированным предприятиям; по имеющим неисполненные налоговые обязательства по вине проблемных банков. Таким образом, при осуществлении налоговой политики необходимо учитывать объективные экономические законы и особенности экономической ситуации в современной России.
К разряду количественных ограничений налоговой политики следует отнести величину издержек, затрачиваемых на ее внедрение, организацию и осуществление, а также масштабы многоотраслевой деятельности федерального государства, которые в настоящее время расширяются в условиях происходящей глобализации мировой экономики.
В
заключение необходимо отметить, что
при осуществлении налоговой
политики имеются временные ограничения
для налоговой политики, так как
на определенном историческом этапе
объективно требуется изменение
курса налоговых реформ, чтобы развитие
теории и практики налогообложения не
тормозило экономический рост, а способствовало
ему./9/
2.2
Современные проблемы
реализации налоговой
политики
Одним из ключевых вопросов современной финансовой политики является проблема оптимального (допустимого, целесообразного) уровня налогообложения или масштабов налогового бремени в экономике. Сегодня налоговая реформа в РФ не решила всех проблем и главной проблемой остается уровень налогового бремени в экономике. Традиционным его показателем является отношение налоговых доходов к валовому внутреннему продукту. Выделяются следующие направления решения данной проблемы.
Первое направление представляет собой попытки нащупать оптимальный уровень налогообложения исходя из теоретических конструкций с использованием разнообразного (зачастую весьма сложного) математического аппарата. Второе направление представлено также довольно широким кругом исследований, в рамках которых делается попытка определить этот уровень исходя из имеющейся практики налогообложения и налоговых систем различных стран. Первое направление в значительной мере представлено широким кругом научных исследований по вопросам оптимального налогообложения, использующих, как правило, мощный математический аппарат. К числу ключевых вопросов, вокруг которых развертывается дискуссия, можно отнести следующие вопросы:
-доля налоговых доходов в ВВП;
-применяемые критерии оптимизации;
-соотношение налогообложения доходов и налогообложения расходов;
-различные аспекты оптимизации налогообложения доходов, модели оптимального и справедливого налогообложения и др.
Под принципом справедливости обычно понимается соразмерность распределения налогов между налогоплательщиками, отдельными людьми и фирмами — экономическими агентами. Принцип эффективности предполагает минимизацию искажающего воздействия, которое оказывает тот или иной налог на размещение ресурсов в частном секторе. В реальной действительности всегда приходится чем-то жертвовать — справедливостью ради эффективности, эффективностью ради справедливости или и тем, и другим ради администрируемости. Один из таких примеров — налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в России, когда ради эффективности (сокращение дестимулирующего эффекта налогообложения доходов от инвестирования) и повышения качества администрируемости (сокращение уклонения от уплаты налога и прямых издержек его взимания) в значительной мере произошел отказ от реализации принципа справедливости.
Налоговая система Российской Федерации более эластична по ценам на энергоносители, чем экономика в целом в силу большей инерционности последней. Зависимость налоговых доходов российского бюджета от конъюнктуры мировых рынков нефти носит критический характер. По мере роста цен на нефть, наблюдается и рост налогового бремени.
Ключевыми в этой системе предпосылок являются развитая инфраструктура финансовых рынков, обеспечивающая эффективный межотраслевой перелив капитала, необходимые объемы банковского и страхового капитала в стране, наличие эффективного и эластичного рынка труда на территории всей страны, а не только в масштабах одного отдельно взятого региона. Отсутствие этих и еще целого ряда предпосылок приводят к тому, что налоговая система, строящаяся на принципах универсализации и либерализма, по-разному «срабатывает» в разных отраслях экономики и разных регионах страны
Процессы глобализации оказывают существенное влияние на характер и последствия действия традиционных налоговых механизмов. Проигрыш в налоговой конкуренции может иметь крайне тяжелые последствия для любой страны в силу постоянно возрастающей мобильности капитала и опережающего развития информационных технологий.
Фактически
сложившееся распределение
В отличие от федерального бюджета, за субфедеральным уровнем закреплены достаточно рисковые, но менее доходные «активы» (НДФЛ и прибыль). Общее налоговое бремя (оцененное как доля налоговых доходов в ВВП) в России несколько ниже, чем в большинстве стран ЕС. Однако тяжесть этого бремени в России ощущается в значительно большей степени. Доля налога на прибыль в ВВП в России устойчиво превышает данный показатель по странам ЕС, что является следствием специфики формирования и структуры добавленной стоимости в экономике страны.
Несмотря
на то, что ставка НДФЛ в России одна
из самых низких, практически отсутствует
прогрессия в обложении, доля этого
налога в ВВП и налоговых доходах
бюджетной системы самая низкая
из числа европейских стран. Основное
бремя индивидуального
Хотя
суммарное бремя социальных платежей
в России (ЕСН и страховых платежей) на
фоне европейских стран также не выглядит
чрезмерно значительным, однако структура
этих платежей усугубляет их обременительность.
Это относится, во-первых, к распределению
бремени платежей между работниками и
работодателями, а, во-вторых, к соотношению
социальных платежей и подоходного налога.
В результате формируется существенный
перекос в сторону работодателя. Действующая
модель НДПИ вообще не привязывается к
наличию рентных доходов, за исключением
последних изменений. В самой конструкции
данного налога не учитываются обстоятельства,
которые однозначно влияют на процесс
формирования, получения и присвоения
ренты.
Информация о работе Цели налоговой политики и методы их реализации