Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является обобщение и углубление теории цен и ценообразования, обоснование путей совершенствования системы ценообразования, форм государственного и внутрифирменного регулирования цен в АПК.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1.Экономическая сущность и функции цен
1.1.Понятие и роль цены в продукции отрасли. …………………….5
1.2.Функции цены. …………………………………………………….9
1.3.Виды цен. ………………………………………………………….14
Глава 2.Понятие ценообразования в рыночной экономике
2.1.Задачи и принципы ценообразования. …………………………23
2.2.Методы ценообразования. ……………………………………....26
2.3.Механизм ценообразования в продукции отрасли. ……………30
Глава 3.Цена и ценообразование в АПК
3.1.Развитие АПК. ……………………………………………………36
3.2.Цены на агропродовольственную продукцию 2008года. ………39
3.3.Ценообразование сельского хозяйства в Свердловской области. ..48
Заключение ……………………………………………………………………54
Список использованной литературы …………………………………….55
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВННАЯ АКАДЕМИЯ.
Финансовый факультет
Кафедра Финансы и Кредит
по дисциплине: «Ценообразование»
тема: «Ценообразование».
г.Екатеринбург,2009г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1.Экономическая сущность и функции цен
1.1.Понятие и роль цены в продукции отрасли. …………………….5
1.2.Функции цены. …………………………………………………….9
1.3.Виды цен. ………………………………………………………….14
Глава 2.Понятие ценообразования в рыночной экономике
2.1.Задачи и принципы ценообразования. …………………………23
2.2.Методы ценообразования. ……………………………………....26
2.3.Механизм ценообразования в продукции отрасли. ……………30
Глава 3.Цена и ценообразование в АПК
3.1.Развитие АПК. ……………………………………………………36
3.2.Цены на агропродовольственную продукцию 2008года. ………39
3.3.Ценообразование сельского хозяйства в Свердловской области. ..48
Заключение ……………………………………………………………………54
Список использованной литературы …………………………………….55
Приложение
Введение
Ценовые отношения - составная часть рыночного механизма, регулирующая развитие общественного производства, предприятий и отраслей. Ценообразование оказывает огромное влияние на результаты финансово-экономической деятельности предприятий агропромышленного комплекса. Мировой опыт ценообразования и ценовых взаимоотношений в России плохо освоен и применяется недостаточно эффективно. Необходимо более глубокое изучение теоретических вопросов ценового механизма, требуются конкретные меры по его совершенствованию. Необоснованное использование ценового механизма, отказ от управления и планирования цен, ошибки в ценовой политике отрицательно повлияли на российскую агроэкономику в переходный период. Ухудшение материально-технической и кормовой базы, рост долгов хозяйств явились следствием низкого уровня доходности. В связи с этим произошло падение темпов экономического роста, снижение некоторых производственных показателей, в результате неэквивалентного обмена сельского хозяйства с другими отраслями экономики ухудшились финансово-экономические величины.
Системный кризис наблюдается не только в сельском хозяйстве, но и в смежных отраслях первой и третьей сфер АПК. Высокие цены на продукцию сельскохозяйственного машиностроения снизили платежеспособный спрос хозяйств на эту продукцию. Разорванные связи между отраслями АПК за годы реформ привели к ущемлению интересов сельского хозяйства со стороны переработчиков. В результате перерабатывающий сектор народного хозяйства потерял свои сырьевые базы и не имеет возможности полностью загрузить производственные мощности.
Для успешного развития АПК целесообразно усиление государственного регулирования экономических взаимоотношений между смежными отраслями. Действующие в России на современном этапе меры поддержки аграрного сектора недостаточны и малоэффективны. Для разработки антикризисных мер нужен всесторонний анализ практики использования системы ценообразования.
Таким образом, развитие теории и практики ценообразования и регулирования цен в АПК, направленное на повышение эффективности аграрного сектора экономики, является весьма актуальной проблемой.
В рыночных условиях хозяйствования проблемы формирования цен являются весьма важными и сложными. Сложность обусловлена многообразием теоретических подходов к ценообразованию в методологическом ракурсе. Однако, формирование, регулирование цен и ценовые взаимоотношения в АПК представляют собой еще недостаточно изученную отрасль экономической науки, что и послужило поводом к разработке рыночных подходов к ценообразованию.
Целью курсовой работы является обобщение и углубление теории цен и ценообразования, обоснование путей совершенствования системы ценообразования, форм государственного и внутрифирменного регулирования цен в АПК. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- обобщить и углубить основы теории цен и ценообразования;
- исследовать механизм ценообразования и обобщить мировой
опыт ценового регулирования в АПК;
- проанализировать тенденции развития АПК на современном этапе и влияние на них цен;
- изучить сложившиеся ценовые соотношения в системе экономических связей АПК Свердловской области;
-изучить практику регулирования ценообразования в АПК.
В заключении представлены соответствующие выводы о проделанной работе, тем самым получены ответы на поставленные вопросы.
1. Экономическая сущность и функции цен
1.1. Понятие цены.
Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей. Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм. Эта функция цен и их взаимодействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю. Далеко не все знают, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других. Будучи широко употребительными, в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а, следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют часть системы саморегулирования. В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения. И, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм. Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящий в единую синтетическую систему. Реально под одним наименованием «цена» существует, как упоминалось выше, множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования. Дать общее, единое определение понятия «цена» столь же сложно, как найти всеобщую дефиницию термина «деньги». Тем более что эти понятия тесно связаны между собой и что термин «цена» производен от слова «деньги». Для потребителя, покупателя такое утверждение может показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирические определения вполне корректны. Однако подобные простейшие определения не дают ключ к пониманию, каковой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.
Простое наблюдение отдельных цен и даже покупки по этим ценам рождают скорее эмоциональное, чем объективно-научное восприятие. В обыденном сознании чаще всего рождается не только частное, узкое, но и искаженное видение цены. Поэтому нам предстоит глубже вникнуть в сущность понятия «цена», рассмотреть разнообразные виды и функции цен, изучить механизм формирования цен, способы их определения. Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний каменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах. Появление товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец, и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара. Денежная цена расставляет, казалось бы, все по своим местам. Но возникает новая, на этот раз, видимо, вечная проблема: «Сколько же денежных единиц того или иного вида следует платить за единицу того или другого товара?» Короче говоря, пришлось задуматься о способе определения цены. И само понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее установления, то есть механизм.
О ценах стали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначения, сколько с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими это слово: «государственная», «рыночная», «твердая», «договорная» и тому подобными. Смысл цены, так или иначе, связывается с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину. Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара. В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение. Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок. Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами – производства в целом и с главным фактором – трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка. Цена – есть денежное выражение стоимости. В таком определении центр тяжести перенесен на понятие «стоимость». Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Риккардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее трудовом восприятии, К. Маркс вынужден был ввести понятие «абстрактный и конкретный труд», «общественно необходимые затраты труда», но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией. Практическая связь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.
Приходится отмечать, что «стоимостный» подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.