Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа
В этой работе рассмотрена политика регулирования цен. В этом аспекте хочется заранее отметить тот факт, что анализ покажет и отрицательные стороны ценовой политики правительства, ведь правительству так часто не удается предусмотреть неожиданные или нежелательные последствия его экономической политики. Еще одна сторона регулирования цен – регулирование цен на продукцию монополиста. На конкурентом рынке госудаственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..…………5
1.1. Сущность государственного регулирования цен……………………………..…………5
1.2. Механизм установления верхнего предела цены………………………..………………5
1.3. Механизм установления нижнего предела цены……………………………………...…7
1.4. Оценка государственного регулирования рыночных цен………….……………….…..8
1.5. Установление предельных цен……………………………………...…...………..……..10
1.6. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов………...……………11
1.6.1. Цены Рамсея………………………………………………………………..………….13
1.6.2. Ценообразование при пиковом спросе……………………………………………15
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….………………19
2.1. Контроль цен налоговыми органами: отечественный и зарубежный опыт………..…19
2.2. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий…….…24
2.2.1. Рыночный и традиционный подходы к регулированию цен…………….………25
III. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….….28
3.1. Две концепции-две практики регулирования цен методом нормирования прибыли..28
3.2. Тарифное регулирование естественных монополий…………………………..……..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………43
Эта
российская особенность
Как видно из данных таблицы, в 1999 г. связь - единственная отрасль, в которой среди источников финансирования капиталовложений используется эмиссия акций (0,3%). Она характеризуется существенной долей кредитов банков в общем объеме фондов, направляемых на инвестиции (12,3%), а также самой высокой долей прибыли в финансировании капиталовложений (28,2%).
Таким образом, связь как отрасль в наибольшей степени ориентирована на внешние рыночные источники финансирования капиталовложений, поскольку больше других отраслей естественных монополий подчинена стимулам рынка. Объясняется это тем, что часть ее тарифов не регулируется, а те, которые регулируются, привлекают меньше внимания правительства и населения, поскольку услуги связи занимают относительно скромное место в расходах большинства потребителей.
В газовой промышленности в 1999 г. доля прибыли в источниках финансирования капиталовложений составила всего лишь 0,6%, что существенно меньше, чем в электроэнергетике, на железнодорожном и трубопроводном транспорте (15-17%). Зато доля "заемных средств других организаций" на два порядка больше (30,6%), чем в электроэнергетике (0,4%) и на железнодорожном транспорте (0,1%). В целом в 1999 г. электроэнергетика, железнодорожный транспорт, газовая промышленность и трубопроводный транспорт опирались в первую очередь на нерыночные формы привлечения средств для капиталовложений в основные фонды.
В 2000 г. на первый взгляд ситуация в анализируемых отраслях заметно изменилась по сравнению с 1999 г. В среднем по пяти отраслям доля собственных средств в источниках финансирования капиталовложений упала до 38%, а доля привлеченных средств выросла до 62%. Однако более пристальное рассмотрение данных приводит к выводу, что ситуация в обращении предприятий этих отраслей на рынок капитала практически не изменилась.
Объем
привлеченных средств
Источники финансирования инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям отраслей естественных монополий в России в 1999—2000 гг. электроэнергетике финансовая политика предприятий становится все более рыночно ориентированной, если судить по структуре источников финансирования капиталовложений.
На основе анализа приведенных выше данных, экспертных оценок и сведений о выпуске корпоративных облигаций крупнейшими компаниями можно сделать общий вывод. В газовой промышленности и на трубопроводном транспорте доля внешних рыночных источников финансирования капитальных вложений составляет 3-4%, а по более реалистичной оценке - 1-2%. На железнодорожном транспорте их доля еще меньше. В электроэнергетике и отрасли связи доля рыночных источников - 10 и 15% соответственно или, скорее всего, - 8 и 13%. Для сравнения заметим, что в США средства, привлеченные с рынков капитала, составляют в среднем около 1/3 всех источников финансирования капитальных вложений субъектов естественных монополий (остальные 2/3 - амортизация и нераспределенная прибыль).
Структура источников финансирования капиталовложений естественных монополий в России мало чем отличается от структуры, присущей нерегулируемому сектору экономики. Это можно объяснить особенностями российского капитализма. В 1999 г. все хозяйственные организации России направили на выплату дивидендов и процентов всего 2,4% по отношению к прибыли рентабельных организаций. В промышленности этот показатель составил 1,4%, на транспорте в целом - 1%, в отрасли связи - 4,3%.
Следует отметить, что политика регулирования цен на продукцию естественных монополий косвенно препятствует формированию рынка капитала в России. Такое воздействие нельзя упускать из виду, поскольку инвестиции естественных монополий составляют значительную часть (около 30%) всех инвестиций в экономику России.
Нужно ли доказывать, что применяемый ныне порядок финансирования капиталовложений не заинтересовывает в эффективном их использовании. "Целевые инвестиционные средства" (как и бюджетные ассигнования) ничего не стоят предприятию в отличие от других источников финансирования капиталовложений. Неудивительно, что история естественных монополий в России - это череда примеров неэффективности их капиталовложений.
Далеко нецелевое использование "целевых инвестиционных средств" долгое время демонстрировал Единый фонд стабилизации и развития ОАО "Газпром", просуществовавший до 1997 г. По данным Счетной палаты РФ, в 1995 г. расходы из этого фонда на финансирование капитальных вложений составили около 70% всех его расходов, а в 1996 г. - уже менее 30% (остальное - расходы на пополнение оборотных средств, подготовку кадров, выставки, командировочные расходы и т.п.). По ее оценке, нормативы образования фонда были явно завышены и не отвечали реальным потребностям "Газпрома". Неиспользованный остаток фонда на 1 января 1995 г. составил 3,6 трлн. руб., на 1 января 1996 г. - почти 19 трлн. руб.
Бесплатность инвестиций порождает распыление средств по многим стройкам, долгострой, в энергетике строительство дорогих новых станций вместо более дешевой реконструкции действующих, использование услуг посредников, бартерных операций. Все это приводит к удорожанию единицы производственной мощности. Например, по данным Института энергетических исследований РАН, в электроэнергетике в 1986-1990 гг. на 1 кВт введенной мощности было затрачено в среднем 750 долл., а в 1991-1995 гг. - уже 1750 долл.
Финансирование капиталовложений за счет "инвестиционной надбавки" угнетает и разрушает частную собственность как общественный институт. Активы, созданные за счет "целевых инвестиционных средств", оказываются в собственности акционеров, которые не были инвесторами (в данном случае вообще нет инвесторов - лиц, добровольно предоставляющих свои средства в расчете на заработок). С другой стороны, акционеры как инвесторы не получают должного вознаграждения (дивиденды не выплачиваются или их размер носит чисто символический характер).
3.2. Тарифное регулирование
Никакое,
даже самое совершенное
В соответствии с указом президента от 28.02 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" для наведения порядка созданы коллегии представителей государства в естественных монополиях, которые должны содействовать росту курсовой стоимости акций этих компаний, контролировать своевременность внесения в госбюджет всех положенных платежей, следить за соблюдением антимонопольного законодательства и созданием элементов конкурентной среды. Президентский указ носит концептуальный характер и не содержит конкретного плана реорганизации, хотя выделение внутри естественных монополистов структурных подразделений прописано достаточно четко.
Не забыты естественные монополисты и в коммунальной сфере. Так, наведение порядка в локальных естественных монополиях (коммунальных предприятиях) предполагает внедрение энергосберегающих технологий начиная с установки счетчиков и водомеров в квартирах российских граждан, что, по словам Б. Немцова, может дать до 30 % экономии издержек.
Больше вопросов возникает с ценовым регулированием естественных монополий. Ценовое пространство России в настоящее время включает в себя две сферы. Первая - сфера свободных рыночных цен, которые устанавливаются самими хозяйствующими субъектами на основе баланса спроса и предложения. Причем цены на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, но не относящихся к естественным монополиям, также формируются свободно и входят в данную сферу, хотя и контролируются антимонопольными органами России. Вторая - сфера прямого государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий и так называемые социально значимые товары.
Периодически проводимые ГАК РФ проверки практики установления тарифов из года в год показывают одно и то же: систематические нарушения порядка формирования тарифов, свидетельствующие о несовершенстве самих нормативных документов по ценообразованию. Эти документы позволяют наращивать численность промышленно-производственного персонала при сокращении объемов производства, предоставлять многочисленные льготы.
Разработаны они лишь в интересах производителей и не учитывают экономические интересы и возможности потребителей. Такие тарифы обеспечивают: получение необоснованно высокой по сравнению с другими отраслями и регионами заработной платы; выплату дивидендов независимо от того, как работало предприятие; страхование его работников; нецелевое использование части средств, предназначенных на строительство жилья и объектов соцкудьтбыта.
Например, на железнодорожном транспорте широко практикуются: взимание дополнительной оплаты за невыполненные (недовыполненные) работы (услуги) по сопровождению военизированной охраной МП С России вагонов и грузов; завышение тарифов в пригородном пассажирском сообщении; навязывание контрагентам при заключении договоров на перевозку грузов условий, не относящихся к предмету договора; выделение железной дороге продовольственных и промышленных товаров, различных материалов; требование оплаты сверх тарифов за отгрузку экспортных грузов и т.д.
Многочисленные нарушения действующего порядка ценообразования и несовершенство последнего показали проверки и в других отраслях естественных монополий.
Речь
идет о том, чтобы сам
Законом "О естественных монополиях" предусмотрено, что государственными органами в числе методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий может применяться ценовое регулирование посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня. Напомним, что в соответствии с правительственным постановлением, помимо использования предельных коэффициентов изменения цен, которые мы предлагаем применять с учетом индексов инфляции, регулирование цен может осуществляться и другими способами, например, путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен.
Использование для эффективного ценового регулирования в условиях инфляционной переходной экономики фиксированных цен, предельных цен или надбавок, очевидно, нецелесообразно в силу того, что их величины придется постоянно пересматривать. Желательно, чтобы регулирование цен на значительном временном отрезке, по крайней мере в течение года, происходило автоматически.