Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа
В этой работе рассмотрена политика регулирования цен. В этом аспекте хочется заранее отметить тот факт, что анализ покажет и отрицательные стороны ценовой политики правительства, ведь правительству так часто не удается предусмотреть неожиданные или нежелательные последствия его экономической политики. Еще одна сторона регулирования цен – регулирование цен на продукцию монополиста. На конкурентом рынке госудаственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..…………5
1.1. Сущность государственного регулирования цен……………………………..…………5
1.2. Механизм установления верхнего предела цены………………………..………………5
1.3. Механизм установления нижнего предела цены……………………………………...…7
1.4. Оценка государственного регулирования рыночных цен………….……………….…..8
1.5. Установление предельных цен……………………………………...…...………..……..10
1.6. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов………...……………11
1.6.1. Цены Рамсея………………………………………………………………..………….13
1.6.2. Ценообразование при пиковом спросе……………………………………………15
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….………………19
2.1. Контроль цен налоговыми органами: отечественный и зарубежный опыт………..…19
2.2. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий…….…24
2.2.1. Рыночный и традиционный подходы к регулированию цен…………….………25
III. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….….28
3.1. Две концепции-две практики регулирования цен методом нормирования прибыли..28
3.2. Тарифное регулирование естественных монополий…………………………..……..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………43
1.6.2. Ценообразование при пиковом спросе
В этой части курсовой мы рассмотрим еще один аспект задачи регулирования цен на продукцию естественных монополий.
Вследствие того, что продукцию невозможно запасать, а спрос на нее колеблется во времени, производственные мощности естественной монополии загружаются неравномерно. Готовность предприятий удовлетворять спрос в периоды его пикового подъема обеспечивается ценою содержания производственных мощностей, которые не используются в другое время.
Какой должна быть политика ценообразования в подобных обстоятельствах? Применение «пилообразного» ценообразования, при котором относительно более высокие цены на продукцию в периоды пикового спроса (англ. peak-load pricing) чередуются с низкими ценами в прочие периоды, позволяет уменьшить привлекательность потребления в пиковые периоды и поощрить потребление во внепиковые, что значительно улучшает использование производственных мощностей во времени.
Общепринятые
методы калькулирования
Затраты производства дополнительного киловатт-часа электроэнергии, скажем, на тепловой электростанции в период низкого спроса и неполной загрузки существующих мощностей включают в себя только дополнительный расход топлива и другие переменные затраты производства одного киловатт- часа электроэнергии. Другое дело — затраты в период пикового спроса и максимально возможной загрузки существующих производственных мощностей. В этом случае затраты включают в себя помимо названных элементов также затраты, требующиеся для создания дополнительной производственной мощности в 1 кВт.
Следовательно, затраты на производство единицы электроэнергии в пиковом периоде значительно выше, чем во внепиковом. То же самое относится и к затратам транспортировки и распределения электроэнергии.
Формирование цен (тарифов), дифференцированных по периодам в зависимости от того, являются ли производственные мощности лимитирующим фактором, основывается на обычной концепции максимизации благосостояния. Мы рассмотрим простую модель, в которой спрос хотя и колеблется, но известен с полной определенностью.
Предположим,
что типичный отрезок времени,
Будем
предполагать, что вторая кривая
спроса лежит всюду выше
Затраты предполагаются линейными. Пусть b обозначает переменные (эксплуатационные) затраты на единицу продукции в период, а ? — затраты в день, обеспечивающие единицу производственной мощности. Таким образом, требующаяся (в период) единица продукции будет стоить b, если производственная мощность, необходимая для ее производства, уже существует, и b+?, если дополнительную мощность необходимо установить. Раз уж производственная мощность установлена, она может использоваться для удовлетворения спроса в обоих периодах дня.
Чтобы продемонстрировать, что указанные цены оптимальны, рассмотрим цены Р2 и Р1, которые немного выше, чем заданные нами Р2 и P1. Просуммируем и сравним площади фигур, измеряющих чистую выручку продавца и излишек потребителей, для каждого случая. Для пикового периода чистая выручка, соответствующая Р2, увеличится на Р2Р2ВЕ, но излишек потребителей уменьшится на Р2Р2ВС, поэтому чистые потери в эффективности составят ЕВС. Аналогично при Р1 потери в эффективности равны KHJ. При иных отклонениях цен от Р2 и P1 будут иметь место похожие потери в эффективности. Оптимальная производственная мощность будет М = max(X1,X2), потому что при оптимальных ценах объем спроса в каждом периоде не может превысить производственной мощности.
Обратим внимание на то, что в случае несмещающегося пика выручка в пиковый период (Р2Х1) покрывает затраты пикового периода: и затраты на мощность (М), и текущие затраты (P2Х2); а во внепиковый период выручка (P1X1) покрывает только текущие затраты.
В результатеприменения цен, установленных в соответствии с описанным выше правилом, пик спроса переместится из периода высокого спроса в период низкого спроса, так что X2 < Х1. Подобный результат кажется необычным и на самом деле не обеспечивает максимизации благосостояния.
Правильное
решение получим,
Заметим, что в случае смещающегося пика потребители пикового периода оплачивают более высокую цену, чем потребители внепикового, хотя объемы поставок одинаковы в обоих периодах. Это дает основание для утверждения, что оптимизирующая благосостояние дифференциация цен по периодам может повлечь ценовую дискриминацию.
В случае
смещающегося пика потребители
Когда затраты на мощность относительно велики, неполное использование производственной мощности (как в случае несмещающегося пика) стоит дорого, что поощряет смещение пика.
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Контроль цен налоговыми органами: отечественный и зарубежный
опыт
Проблема
использования льготного
Российское налоговое законодательство до 1.01.1999 г. Обязывало налогоплательщиков корректировать налогооблагаемую базу для реализации продукции по ценам не выше фактической себестоимости. При такой реализации в исчислении налога на прибыль, НДС, а также отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы использовались рыночные цены на аналогичную продукцию. Кроме того, для исчисления НДС в случае реализации аналогичной продукции в течение предшествующих 30 дней по ценам выше себестоимости требовалось применять максимальную цену реализации за этот период.
Эти положения законодательства вызывали многочисленные нарекания налогоплательщиков, не соответствовали принципам налогового законодательства развитых стран и с введением в действие первой части Налогового кодекса РФ были отменены. Их заменили нормы, позволяющие налоговым органам в определенных случаях корректировать цены для целей налогообложения. Они в целом соответствуют законодательству США и Европы о трансфертном ценообразовании.
Ст. 40 Налогового кодекса РФ позволяет налоговым органам корректировать цены сделок в следующих случаях: при сделках между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при отклонении цен сделок более чем на 20% (до 18.08.1999 г. - 30%) в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по однородным товарам в течение непродолжительного периода времени и совершения внешнеторговых сделок (с 18.08.1999 г.).
Если
в этих случаях цены товаров,
примененные сторонами
Для
определения рыночной цены
Решение
налоговых органов о
Рассмотрим отличия ст. 40 Налогового кодекса РФ от соответствующих норм зарубежного законодательства. Законодательство, позволяющее налоговым органам корректировать в определенных случаях цены сделок при их отклонении от рыночных, возникло в США. Затем подобные нормы были введены в странах Европы. Впервые Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обобщила международный опыт в этой области в своем отчете в 1979 г. В 1995 г. она издала документ «Принципы трансфертного ценообразования для транснациональных предприятий и налоговых администраций». Его положения используются налоговыми органами стран - членов ОЭСР.
Основная
область регулирования
Зарубежное
законодательство о
При
сделках между