Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:24, доклад
Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицутовара или услуги.
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены:
Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» — обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования.
Сущность цены
Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицутовара или услуги.
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены:
Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» — обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Так, в условияхадминистративно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли», других природных ресурсов,рабочей силы, не являющихся объектами купли-продажи. В условиях рыночной экономики, когда большая часть товаров и услуг является объектами купли-продажи, значительно большие масштабы имеет и ценообразование.
Применительно
к основному (товарному) рынку чаще
всего употребляется
В силу того, что теоретическое толкование цены в настоящее время остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Единую систему цен образуют все действующие цены, связанные между собой. Систем цен находится в непрерывном движении, обусловленном воздействием множества факторов рыночной экономики. Система цен включает в себя отдельные блоки цен, взаимосвязанные и взаимодействующие.
Основные составляющие блоки системы цен:
Основные составляющие блоки системы цен включают в себя подблоки. В состав блока оптовых цен входят оптовые (отпускные) цены предприятия и промышленные оптовые цены.
Блок транспортных тарифов включает тарифы железнодорожного транспорта, автотранспорта, морского транспорта.
Так как все цены единой системы взаимосвязаны, то изменение цен одного из блоков влечет за собой соответствующее изменение цен во всех остальных блоках.
Главную
роль в системе играют цены, устанавливающиеся
в базовых отраслях промышленности.
К ним принадлежат топливно-
Причины взаимосвязи и взаимодействия цен:
Цена
в рыночной экономике представляет
собой один из основных критериев
оценки конкурентоспособности
Оптовая цена включает:
Отпускная цена включает:
Цены на продукцию, поставляемую посредниками, включают, кроме составных частей отпускной цены:
Закупочная цена включает в себя:
Акцизы и НДС не входят в состав закупочных цен.
Состав цены находится в прямой зависимости от каналов товародвижения. В случае, если в торговую сеть товар от производителя поставляет оптовый посредник,
розничная цена будет включать в себя следующие элементы:
В случае, если товар от производителя непосредственно попадает в торговую сеть, розничная цена будет включать:
Если
товар поступает в торговую сеть
через несколько оптовых
На основе
того, какую долю в составе цены
составляют прибыль, затраты и косвенные
налоги, определяются резервы понижения
себестоимости, ценовая стратегия
предприятия и метод
Любая цена включает в себя определенные элементы.
Состав цены — значения элементов цены в абсолютном выражении.
Структура цены — удельный вес отдельных элементов в составе цены, выраженный в процентах или в долях единицы.
Например, розничная цена составляет 14,3 руб., себестоимость — 1 руб., что составляет 35% от розничной цены, прибыль предприятия 1,5 руб. и соответственно 10% от розничной цены, акциз — 2 руб. или 14%, НДС — 1,8 руб. или 13%, наценка посредника — 1 руб. или 7%, торговая наценка — 3 руб. или 21% от розничной цены.
Полная себестоимость продукции определяется затратами на ее производство и реализацию. При определении состава затрат, включаемых в себестоимость, руководствуются положениями, ут-вержденными 5.08.92 г. № 552 и дополнениями 1995 г.
Калькуляция — исчисление себестоимости на единицу продукции, необходима для целей ценообразования.
Прибыль — обязательный элемент цены, рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости; за счет нее предприятие расширяет и модернизирует производство, осуществляет подготовку кадров, расходы на социальную сферу и т. п.
Налоги — форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических и физических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Все налоги устанавливаются централизованно в виде процентных ставок. Однако методика их расчета различна, в связи с чем процесс определения цены и ее структура усложняются.
Часть налогов входит в состав себестоимости, это такие налоги, как: отчисления в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования, налог на пользователей автомобильных дорог.
Налоги государственные (федеральные) направляются в федеральный бюджет (НДС, акциз, налог на прибыль предприятий).
Налоги местные взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты (земельный налог, налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, целевые сборы с предприятий на благоустройство территории, налог на прибыль предприятий и т. п.).
Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль. Во-первых, налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению. В-третьих, могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их рост, инфляцию или снижение. В-четвертых, налоги выполняют активные социальные действия — определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.
В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и не имеющий значения как самостоятельный элемент цены налог на прибыль.
Социальные налоги — это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат — отчисления на социальные нужды.
Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называют специальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды.
По объекту
налогообложения различают
Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т. д.
К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, в бюджет. Косвенные налоги — это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.
Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен с 01.01.92r.
По своей экономической сути — это форма изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости. На каждой стадии производства и реализации товаров создается новая добавленная стоимость. На практике определяется как разница между суммой НДС, полученного по реализованным товарам, и НДС, уплаченным предприятием за сырье и материалы.
Акциз введен на товары, не являющиеся предметами первоочередного потребления
Торговая надбавка
представляет собой затраты торговых
организаций по реализации продукции
(издержки обращения) и их прибыль. В
настоящее время
Соотношение цен.
В целях анализа цен и
• на технологически взаимосвязанные товары (соотношение ценового и технологического эквивалента);
• на продовольственные и промышленные товары; соотношение стоимости сырья и стоимости вырабатываемой из него продукции;
• на материально-технические ресурсы и цены готовой продукции в промышленности;
• на взаимозаменяемые продукты;
• на один и тот же продукт в государственных, акционерных, частных магазинах и на колхозном рынке;
• покупок различными социальными и экономическими категориями населения (в частности, группами по доходу);
• по различным территориям: регионам, городской и сельской местности, в крупных и мелких городах и даже в разных районах крупного города;
• на основную экспортируемую и импортируемую продукцию;