Система плановых норм и нормативов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:12, лекция

Описание

Понятие, классификация плановых норм и нормативов.
Нормы и нормативы – это исходная, научно обоснованная информация для разработки планов, устанавливаемая предприятием, исходя из требований законодательства, нормативно методических материалов ведомственных, региональных и местных органов управления, надзора и контроля, а также разработанная на основе показателей производственных заданий рабочих проектов, технологических регламентов и других документов по обеспечению непрерывности производственного цикла, охраны труда, безопасности производства, социальных условий труда.

Работа состоит из  1 файл

Планирование на предприятии.docx

— 117.42 Кб (Скачать документ)

 

Перед специалистами  по ценообразованию при использовании  ценностного подхода ставятся следующие  вопросы:

  1. Насколько необходимо увеличить объем продаж, чтобы по более низкой цене предприятие получило больше прибыли.
  2. Каким количеством товара можно пожертвовать (сократить производство продукта/товара), чтобы получить больше прибыли по более высокой цене.

 

Распространенным методом  является метод текущей цены.

 

Параметрические методы ценообразования применяются в тех случаях, когда предприятия осваивают производство такой продукции, которая не заменяет, а дополняет и расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.

 

Параметрический ряд – это группа конструктивно или технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико – экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями

 

К параметрическим  методам относят:

  1. Метод удельных показателей.
  2. Агрегатный метод.
  3. Балловый метод.

 

Для установления цены на товары в зависимости от степени их новизны, выделяют две группы методов:

  1. Методы установления цен на новые товары, как правило на товары, которые обладают абсолютной новизной:
    1. Метод снятия сливок – это установление максимально возможной цены. Цена снижается по мере удовлетворения спроса.
    2. Цена за внедрение товара на рынок – данная методика предполагает установление значительно более низкой цены, чем имеется на рынке на аналогичные товары.
    3. Психологические цены – это когда установление цены чуть ниже какой-нибудь круглой суммы, что создает у покупателя чисто психологическое впечатление более низкой цены.
    4. Цена лидера на рынке или в отрасли – это цена, которая устанавливается в соответствии с ценой, предлагаемой главным конкурентами на рынке.
    5. Престижная цена – это цена, которая устанавливается на изделия очень высокого качества, обладающие (возможно) какими-либо непревзойденными (уникальными характеристиками) свойствами, эксклюзивные марки и/или модели.
    6. Цена с возмещением издержек производства – это установление цены при издержках + прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы установления цен на товары, длительное время реализуемые на рынке:
    1. Скользящая или падающая цена – это цена на товары и услуги, которая устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка.
    2. Долговременная цена – это цена, которая слабо подвержена изменениям в течение длительного промежутка времени. Эти изменения могут вноситься в само изделие.
    3. Цена потребительского сегмента рынка – это цена на примерно одни и те же виды товаров и услуг, реализуемые разным (группам) потребителям по разным ценам (люди с разными денежным доходами – разные цены).
    4. Эластичная или гибкая цена – это цена, быстрореагирующая на изменение соотношения спроса и предложения (как в сторону увеличения, так и в сторону снижения).
    5. Преимущественная цена – это цена, которая устанавливается предприятиями, которые занимают преимущественное положение на рынке (доля на рынке которых составляет 70 – 80%).
    6. Цена на изделие, уже снятого с производства, выпуск которого прекращен – данная цена ориентирована на весьма ограниченный круг покупателей (потребителей), нуждающихся именно в этих изделиях. Как правило, цена устанавливается выше, чем на обычные изделия.
    7. Цена устанавливается ниже, чем у большинства фирм на рынке – при незначительных уровнях колебания спроса.
    8. Договорная цена – это цена, устанавливаемая на специально выделенные виды изделий или на определенные группы изделий одной или нескольких фирм, гарантирующие значительную скидку по сравнению с обычной ценой на те же самые изделия при выполнении покупателем ряда условий при покупке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

03.10.2012г.

 

Тема: Планирование потребности в материально – технических ресурсов (МТР).

 

План лекции:

 

    1. Задачи и содержание планирования потребности в материально – технических ресурсах (МТР).
    2. Определение потребности в материально – технических ресурсах.
    3. Изучение рынка сырья и планирование закупок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  лекции:

 

    1. Задачи и содержание планирования потребности в материально – технических ресурсах (МТР).

 

Расчеты потребности в  материально – технических ресурсах осуществляются в плане материально  – технического обеспечения (планы  МТО).

 

Целью разработки плана МТО  является оптимизация потребности  предприятия в МТР, так как экономия на ресурсах может привести к ухудшению качества и конкурентоспособности продукции, а стремление к сверхнормативным запасам – к омертвлению оборотных средств и снижению эффективности их использования.

 

Основными задачами плана МТО являются:

  1. Своевременнее и полное удовлетворение потребности предприятия в МТР.
  2. Обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов.
  3. Минимизация затрат на приобретение, доставку и хранение ТМЦ.
  4. Определение оптимальных сроков поставки и размеров партий, приобретаемых материальных ресурсов.
  5. Определение оптимального уровня запасов материально – технических ресурсов.
  6. Разработка политики экономии материальных ресурсов, максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья. Например, структура ТНК – bp – снабжение.

 

План МТО состоит из расчетов потребности в МТР и плана закупок.

 

План МТО  предприятия составляется в 4 этапа:

    1. Разработка проекта плана в форме заявок, содержащих расчеты потребности в отдельных видах материальных ресурсов.
    2. Анализ эффективности использования ресурсов, корректировка плана МТО на основе уточненной производственной программы, уточненных заданий по внедрению новой техники и проведению экспериментальных работ, скорректированных норм расхода материалов и производственных запасов.
    3. Анализ рынка сырья и материалов, оценка целесообразности приобретения того или иного ресурса или изготовление его новыми силами и принятия решения о (его) закупке.
    4. Разработка балансов материально – технических ресурсов и планов закупок.

 

 

 

 

 

    1. Определение потребности в материально – технических ресурсах.

 

Потребность в материально  – технических ресурсах определяется с учетом отраслевых особенностей функционирования предприятия в виде отдельных расчетных таблиц, классифицируемых по характеру применяемых материалов:

  • Потребность в сырье и материалах;
  • Потребность в топливе и энергии;
  • Потребность в оборудовании.

 

1 направление: Планирование потребности в сырье и материалах.

 

Потребность производства в основных материалах на производственную программу определятся с учетом нормы расхода (НР) данного вида материала на единицу продукции и планируемого объема его выпуска в данном периоде.

 

 

 

В зависимости  от того, какие нормы применяют  для расчета, различают следующие методы расчета плановой потребности в ресурсах:

 

  1. При подетальном (или поиздельном) методе применяют нормы расхода на производство единицы изделия.
  2. Метод определения потребности по аналогии заключается в том, что изделия, на которые в период расчета потребности нет норм расхода, приравниваются и аналогичным изделием, на которые имеются нормы расхода материалов.

При этом должны учитываться  характерные особенности нового изделия, для чего используют поправочные коэффициенты:

 

 

 

Поправочный коэффициент – это коэффициент, учитывающий особенности потребления ресурсов (материалов) для производства данного вида изделия по сравнению с аналогичным.

  1. При большом разнообразии выпускаемой продукции, а также при отсутствии уточненной программы выпуска, по каждой позиции, производится расчет потребности в материалах на (так называемое) типовое изделие (норма расхода материала на которое является средневзвешенной для планируемой группы изделий).

 

Если по отдельным видам  продукции отсутствуют разработанные  нормы расходов в планируемом  периоде, то потребность в материальных ресурсах рассчитывается, сходя из данных о фактическом расходе  материалов в предшествующем периоде, планируемом изменении производственной программы в плановом периоде  и планируемом снижении норм расхода  материала в плановом периоде:

 

 

Где:

МР – это материальные ресурсы;

НРФ – это фактический расход (или норма расхода).

 

Потребность во вспомогательных  материалах может быть определена укрупнено  в случае, если исключена возможность  прямого расчета на основе разработки технически обоснованных норм расхода  по этому виду вспомогательных материалов.

 

Для более точного планирования потребности на предприятиях разрабатываются  нормативы расхода вспомогательных  материалов, которые устанавливаются  на единицу выпускаемой продукции (или на объект расхода).

 

Составной частью годовой  потребности предприятия в материальных ресурсах является потребность на образование производственных запасов, сырья и материалов, которая зависит от:

  • Величины потребностей в различных видах сырья и материалов;
  • Периодичности изготовления продукции предприятиями – поставщиками;
  • Периодичности (цикличности) запуска сырья и материалов в производство;
  • Сезонности поставок материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 направление: Расчет потребности в топливе и энергии.

 

Потребность в топливе и энергии определяется по направлениям его использования:

  1. Основные технологические процессы (нужды).
  2. Жилищно – коммунальные нужды.
  3. Нужды промышленного транспорта.

 

Потребность в топливе  на технологические нужды определяется прямым расчетом исходя из объемов  производства и норм расхода топлива.

 

Аналогичным образом определяется потребность в топливе на нужды  промышленного транспорта.

 

Потребность в электричестве  и тепловой энергии складывается из потребности в энергии на технологические цели для приведения в движение оборудования и инструмента, и потребности в энергии на хозяйственные нужды. 

05.10.2012г.

 

Потребность в электрической  и тепловой энергии на технологические  нужды производится на основе планируемых  объемов производства и прогрессивных  норм расхода энергии.

 

Потребность в электроэнергии для освещения рассчитывается исходя из мощности ламп, числа часов их горения в сутки и продолжительности  работы предприятия в планируемом  периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 направление: Потребность в оборудовании.

 

Расчет потребности  в оборудовании осуществляется по следующим  направлениям:

  1. Для замены физически износившегося и морально устаревшего оборудования – данная потребность определяется с учетом необходимости планомерного обновления действующего парка машин с целью значительного увеличения объема выпуска продукции, повышения интенсивности производства, роста производительности труда и улучшения качества продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.
  2. Для увеличения производственной мощности (в связи с увеличением производственной программы) – обосновывается данная потребность технико – экономическими расчетами, доказывающими недостаточность имеющегося парка оборудования для выполнения заданной производственной программы.
  3. Для научно – исследовательских работ по механизации (автоматизации) производственных процессов, внедрению новой техники и технологии – данная потребность определяется на основе планов НИОКР (научно – исследовательских и опытно) с учетом внедрения достижений науки и техники.
  4. На ремонтно – эксплуатационные нужды – данная потребность определяется с учетом наличия и намечаемого роста эксплуатационного парка, его возрастного состава, норм расхода запасных частей, сроков службы.

Информация о работе Система плановых норм и нормативов