Cоциально-экономические эксперименты и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучить методологию, методы и программы социологического исследования, рассмотрев как теоретические аспекты так и провести социологическое исследование образа жизни молодёжи в Брянске.

Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты социологических исследований;
рассмотреть образ жизни как объект социального проектирования;
выявить проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования образа жизни молодёжи;
определить значение методов, методологий и программ в социологическом исследовании;

Содержание

введение 2

1Социологические исследования 4

1.1 Социологическое исследование и его виды 4

1.2 Понятие методологии 8

1.3. Методы социологических исследований 13

1.4 Общая характеристика программы социологического исследования 22

2Социологическое исследование образа жизни молодёжи Брянска 26

2.1 Понятие образа жизни 26

2.2 Анализ исследования образа жизни молодёжи 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

исследования (2).docx

— 82.01 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

введение 2

1Социологические исследования 4

1.1 Социологическое исследование и его виды 4

1.2 Понятие методологии 8

1.3. Методы социологических исследований 13

1.4 Общая характеристика программы социологического исследования 22

2Социологическое исследование образа  жизни молодёжи Брянска 26

2.1 Понятие образа жизни 26

2.2 Анализ исследования образа жизни молодёжи 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

Общественная  жизнь постоянно ставит перед  человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью  научного исследования, в частности  социологического. Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Их важно различать  потому, что сегодня часто приходится встречаться с произвольным толкованием  такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой  проблемы (особенно если при этом используются опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием.

Актуальность  данной  курсовой работы направлена на выявление необходимости изучения социологических исследований с помощью грамотно подобранных методов и программ.

Объектом изучения является сам процесс социологического исследования: формы и методы проведения исследования, формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение целей и задач исследования, интерпретация и операционализация основных понятий, выдвижение рабочих гипотез, разработка рабочего плана исследования, обоснование выборки, разработка схемы сбора и анализа исходных данных.          Предметом - методология социологического исследования (техники, методы, процедуры).

Цель данной курсовой работы - изучить методологию, методы и программы социологического исследования, рассмотрев как теоретические аспекты  так и провести социологическое исследование образа жизни молодёжи в Брянске.

Задачи курсовой работы:

    • изучить теоретические аспекты социологических исследований;
    • рассмотреть образ жизни как объект социального проектирования;
    • выявить проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования образа жизни молодёжи;
    • определить значение методов, методологий и программ в социологическом исследовании;

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет

исследователю двигаться  вперёд в его исследованиях, подтверждая  или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

Социологическое исследование служит как бы связующим  звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает

устанавливать новые закономерности развития общества в целом или  каких-либо его структурных элементов в частности. С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.

Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества, а конкретно образа жизни молодёжи, трудно переоценить, поэтому именно оно и будет рассмотрено в данной курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Социологические исследования

1.1 Социологическое исследование и его виды

Как известно, типология  — это научный метод, основу которого составляет расчленение объектов, явлений  или процессов и их группирование  по общности каких-либо признаков. Необходимость  определения типов социологического исследования диктуется, прежде всего, тем, что уже в самом начале его проведения перед социологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного или  неповторимого в исследовании социальных объектов, явлений или процессов  общественной жизни. Если ему удается  обоснованно идентифицировать свое исследование с имеющимися видами, то это позволяет более эффективно использовать уже накопленный другими  исследователями опыт при организации  и проведении конкретно-социологического исследования.

В широком смысле социологическое исследование - это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

 В более  узком смысле социологическое  исследование представляет собой  систему логически последовательных  методологических, методических и  организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить  точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

Иными словами, социологическое  исследование — это специфическая  разновидность социальных исследований, рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

При этом любое  социологическое исследование предполагает несколько этапов. Первый, или этап подготовки, состоит в обдумывании  целей, составлении программы и  плана, определении средств и  сроков проведения исследования, а  также в выборе способов анализа  и обработки социологической  информации. Второй этап предусматривает  сбор первичной социологической  информации — собранных необобщенных сведений в различных формах (записей  исследователей, выписок из документов, отдельных ответов опрашиваемых, и т. д.). Третий этап заключается  в подготовке собранной в ходе социологического исследования (анкетного  опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа и других способов) информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработке полученной информации на ЭВМ.Четвертый, или заключительный этап — это анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов и выработка рекомендаций и предложений для заказчика или иного субъекта управления, выступившего инициатором проведения социологического исследования.

Социологические исследования подразделяются по многим основаниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии  и классификации. Так, по характеру  добываемого социологического знания различают исследования теоретические  и эмпирические (конкретные). Для  теоретических социологических  исследований решающее значение имеет  глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и других способов получения информации) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Однако было бы ошибкой разрывать, а тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Это две стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие друг друга и взаимообогащающиеся.

 В зависимости  от того, проводятся они однократно  или многократно, социологические  исследования подразделяются на разовые и повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого- либо социального объекта, явления или процесса в данный момент. Вторые используются для выявления динамики, изменений в их развитии. Количество повторных социологических исследований и временные интервалы между ними определяются их целями и содержанием. Разновидностью повторного социологического исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наиболее наглядный пример панельного социологического исследования — периодические переписи населения.

 По характеру  поставленных целей и задач,  а также по широте и глубине  анализа социального явления  или процесса социологические  исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические.

 Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование наиболее простое; с его помощью можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария, т. е. методических документов: анкет, бланков- интервью, опросных листов, карточек наблюдения или карточек изучения документов. Программа такого исследования, как и сам инструментарий, упрощена. Обследуемые совокупности сравнительно невелики: от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение той или иной проблемы. В ходе его проведения уточняются цели и задачи, гипотезы и предметная сфера, вопросы и их формулировка. Особенно важно такое исследование проводить тогда, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. С помощью разведывательного исследования получают оперативную социологическую информацию об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

 Описательное  исследование — более сложный  социологический анализ. С его  помощью получают эмпирическую  информацию, дающую относительно  целостное представление об изучаемом  социальном объекте, явлении или  процессе. Обычно это исследование  проводится тогда, когда объектом  анализа является сравнительно  большая совокупность, отличающаяся  различными свойствами и характеристиками (например, трудовой коллектив крупного  предприятия, где работают люди  разных профессий, пола, возраста, имеющие различный стаж работы, и т. д.). Выделение в структуре  объекта изучения относительно  однородных групп (например, по  уровню образования, возрасту, профессии)  позволяет оценить и сравнить  интересующие социолога характеристики, выявить наличие или отсутствие  связей между ними. В описательном  исследовании могут быть применены  один или несколько методов  сбора эмпирических данных.

 Сочетание  различных методов повышает достоверность  и полноту социологической информации, позволяет сделать более глубокие  выводы и более обоснованные  рекомендации.

 Аналитическое  исследование — наиболее сложный  социологический анализ, позволяющий  не только описывать элементы  изучаемого объекта, явления или  процесса, но и выявлять их  причины. Поиск причинно-следственных  связей — основное назначение  данного исследования. Если описательным исследованием устанавливается лишь связь между характеристиками изучаемого явления, то аналитическим выясняется, носит ли эта связь причинный характер, и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. С помощью аналитического исследования изучается совокупность факторов, обусловливающих данное явление. Обычно их классифицируют как основные и не основные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.

 Аналитическое  исследование невозможно без  детально разработанной программы  и четко отшлифованного инструментария. Обычно такое исследование проводят после разведывательного и описательного, в ходе которых собирают сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального объекта, явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно намного разнообразнее, чем разведывательное и описательное.[7, 126с.]

 Как показывает  проведенный анализ, в основу  классификации социологических  исследований можно положить  концепцию структуры социологического  исследования. При таком подходе  основаниями для классификации  социологических исследований являются  структурные элементы социального  познания: предмет исследования, его  метод, тип субъекта исследования, условия и предпосылки исследования, получаемое знание. Каждое из  этих оснований, в свою очередь,  подразделяется на ряд подоснований и т. д.

1.2 Понятие методологии

Методология является основным критерием отбора наукой фактов и знаний об окружающем мире, поэтому  изучение методологии актуально  в наше время. С формальной точки  зрения, методология не связана с  сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Эмпирические социологические  исследования являются важным уровнем  социологического познания. Конкретные методологические части программы  исследований и методические приемы с одной стороны, должны отвечать необходимым требованиям, а с  другой - отвечать реальным возможностям их выполнения

Методологией  называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты  могут служить реальным и надежным основанием объективного знания.

Если методология  содержательна, если она неотъемлемая функция теории, то соответственно в структуре самой теории можно  выделить несколько методологических уровней.

Наиболее высокий  уровень — всеобщая научная методология — выражение эвристической функции диалектико-материалистической философии, т.е. диалектический метод. Диалектический подход не привесок к конкретному социологическому исследованию. Это система принципов, которыми руководствуется социолог при разработке программы и процедур исследования. Так, диалектика утверждает, что качества или устойчивые свойства предмета (социального объекта в нашем случае) обнаруживаются как нечто сохраняющееся в многообразных отношениях этого предмета с другими. Отсюда вытекает методологический принцип, согласно которому следует предусмотреть определенные исследовательские процедуры, чтобы "схватить" именно устойчивые свойства объекта.

Информация о работе Cоциально-экономические эксперименты и их виды