Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить методологию, методы и программы социологического исследования, рассмотрев как теоретические аспекты так и провести социологическое исследование образа жизни молодёжи в Брянске.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты социологических исследований;
рассмотреть образ жизни как объект социального проектирования;
выявить проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования образа жизни молодёжи;
определить значение методов, методологий и программ в социологическом исследовании;
введение 2
1Социологические исследования 4
1.1 Социологическое исследование и его виды 4
1.2 Понятие методологии 8
1.3. Методы социологических исследований 13
1.4 Общая характеристика программы социологического исследования 22
2Социологическое исследование образа жизни молодёжи Брянска 26
2.1 Понятие образа жизни 26
2.2 Анализ исследования образа жизни молодёжи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Как применяется этот принцип на практике? Например, в исследовании структуры мотивов трудовой деятельности мы должны были выявить некоторое устойчивое мотивационное "ядро" и своего рода "периферию" мотивационной структуры. Для каждой исторической эпохи характерно свое, специфическое ядро мотивов трудовой деятельности. По одной из возможных классификаций выделяем три основных типа стимулов: прямое принуждение (низший уровень стимулирования), экономическое стимулирование (средний), моральное, нравственное, идейное стимулирование (высший). Различные варианты сочетания этих трех типов стимулов в каждую данную эпоху составляют основное мотивационное ядро трудовой деятельности.
Всеобщее диалектическое правило, о котором идет речь, предписывает такой порядок действий, при котором в исследовании должны быть предусмотрены процедуры, позволяющие рассмотреть общую структуру мотивов труда в многообразии ее проявлений.
Можно провести анализ структуры мотивов трудовой деятельности в принципиально разных ситуациях. Мы выделяли в качестве наиболее значимых три типа конкретных ситуаций. Первая - проективная (воображаемая ситуация), в которой находятся выпускники школы, решающие вопрос о выборе первой профессии. Они оценивают различные преимущества и недостатки избираемой специальности. Особенность проективной ситуации в том, что здесь исключается влияние конкретных производственных условий, люди как бы отвлекаются от них. Выявляются не мотивы труда как таковые, но ценностные ориентации, так сказать, личностно-значимые нормативы оценки содержания и условий трудовой деятельности.
Второй тип ситуации - реальная уравновешенная. В ней находятся молодые рабочие, оценивающие положительные и отрицательные стороны своей реальной работы. Здесь мотивационная структура выявляется в оптимальном варианте. На нее влияют и содержание труда, и многообразные конкретные условия его организации, стимулирующие или, напротив, сдерживающие активность рабочего.
Третий тип ситуации — стрессовая или даже конфликтная. В такой ситуации находятся рабочие, меняющие место работы, так как по каким-то мотивам она их не устраивает. В этой ситуации выявляется "порог", предельная граница мотивационного ядра, за которым обнаруживаются такие элементы мотивации, которые составляют "периферию".
Сопоставляя данные, полученные при обследовании достаточно большой совокупности рабочих в трех описанных ситуациях (причем выборочные группы должны быть выровнены по существенным признакам), мы обнаруживаем, что некоторые мотивы трудовой деятельности постоянно присутствуют во всех трех ситуациях (содержание труда, размер заработка, возможности продвижения по работе, престиж профессии), другие - специфичны только для одной или нескольких ситуаций. Первая группа, по-видимому, и составляет мотивационное ядро, т.е. устойчивое сочетание, характеризующее отношение к труду в различных его состояниях и связях в данных социальных условиях (середина 60-х годов).
Диалектический принцип требует, далее, рассматривать социальные процессы в их развитии, изменении. Нельзя абсолютизировать существенные состояния отношения к труду, фиксируемые в определенных общественных условиях, распространять их на иные условия, не выяснив, имеются ли для этого объективные основания. Анализ мотивации отношения рабочих к труду, спустя 15 лет, позволяет обнаружить в ней немаловажные изменения, объясняемые изменениями в целостном образе жизни рабочих.
Этот пример показывает, как в правилах процедуры реализуется общеметодологическое требование: рассматривать явления и процессы в многообразии их связей и в динамике, таким образом выявляя их устойчивые и изменчивые свойства.
Итак, в иерархии
эвристических принципов
Следующий
"этаж" методологической пирамиды
занимают методологии
Рассмотрим, как действует эта функция при разработке специальной социологической теории личности.
Если
личность — результат социального
процесса, то нормы ее поведения
и ее социальные функции рассматриваются
как навязанные извне предписания.
Но откуда "являются" эти предписания?
Почему именно такие, а не иные позиции
и роли навязываются индивидам? Объясняется
это отношениями в сфере
"Выбор"
ролевых предписаний в одних
социальных условиях для одних
социальных групп весьма широк,
Можно, следовательно,
сказать, что общие социальные условия,
определяя некоторые
Выступая в качестве прикладной логики, т.е. методологии социологического исследования, общая социологическая теория помогает нащупать принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте.
Специальная (частная)
методология есть выражение поисковой
функции специальной
Подведем итог. Понятие "методология" — собирательный термин, имеющий различные аспекты. Всеобщая научная методология как выражение эвристической функции марксистской философии является методом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Общесоциологическая методология, функцию которой выполняет философско-социологическая теория исторического материализма, дает указания относительно принципиальных основ разработки частных социологических теорий в соотнесении с их фактуальным базисом. Последние же, в свою очередь, содержат особые методологические функции, выступая в качестве прикладной логики исследования данной предметной области.
Понятие "методология" сохраняет также и более узкий смысл, нередко употребляется в нашей литературе в значении конкретно-научной системы приемов исследования, в частности измерения социальных характеристик, и в значении "металогики науки". Основная проблема, которая здесь ставится, — вопрос о соотношении между теорией и эмпирическими данными, между различными уровнями научного обобщения, о теории и эксперименте.
1.3.
Методы социологических
В отличие от методологии методы - это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации. Но и здесь методологические посылки играют важнейшую роль, прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Затем обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон вопроса так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом и отсюда - способов, с помощью которых мы должны извлечь необходимые сведения.
Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных.
Методы социологических исследований:
1.Метод опроса в социологическом исследовании.
Опрос - метод
сбора информации посредством
обращения с вопросами к
Особенности
метода опроса заключаются в
том, что информация отражает
социальную реальность с точки
зрения ее преломления в
При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим парамет-рам для фиксированного момента времени. Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени. Выделяют качественные и количественные методы. Количественные методы:
2. Один из методов социологического исследования - наблюдение, под которым понимается сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации, лежащей в основе других методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение - не одно и то же. Научное наблюдение отличается планомерностью, систематичностью, последующей проверкой полученного результата.
В специальной
литературе можно встретить
Наблюдения бывают
систематическими, проводимыми по заранее
жестко разработанному плану изучения
объекта в течение
Каждый вид
(тип) наблюдения имеет свои
положительные и отрицательные
стороны. Положительной
Невключенное наблюдение значительно проще, но оно дает поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднено выявление мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.
При всей
привлекательности наблюдения
3.Метод анализа документов. Контент-анализ - метод анализа содержания текста документов. Контент-анализ используется:
Информация о работе Cоциально-экономические эксперименты и их виды