Cоциально-экономические эксперименты и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучить методологию, методы и программы социологического исследования, рассмотрев как теоретические аспекты так и провести социологическое исследование образа жизни молодёжи в Брянске.

Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты социологических исследований;
рассмотреть образ жизни как объект социального проектирования;
выявить проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования образа жизни молодёжи;
определить значение методов, методологий и программ в социологическом исследовании;

Содержание

введение 2

1Социологические исследования 4

1.1 Социологическое исследование и его виды 4

1.2 Понятие методологии 8

1.3. Методы социологических исследований 13

1.4 Общая характеристика программы социологического исследования 22

2Социологическое исследование образа жизни молодёжи Брянска 26

2.1 Понятие образа жизни 26

2.2 Анализ исследования образа жизни молодёжи 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

исследования (2).docx

— 82.01 Кб (Скачать документ)

Важное значение социологическое исследование играет и при исследовании и разрешении проблем, возникающих в социальных, производственных и других сферах деятельности человека.

 Образ жизни  – достаточно выразительная характеристика повседневных форм жизнедеятельности личности, групп, общностей, активно влияющая на дееспособность страны. Он может оказывать как стимулирующее, так и сдерживающее влияние на развитие общества. Поэтому внимание к исследованию этого феномена социальной реальности всегда актуально. Во второй главе исследуем образ жизни молодёжи в Брянске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Социологическое исследование образа  жизни молодёжи Брянска

2.1 Понятие образа жизни

Анализ  механизмов функционирования и развития образа жизни приобретает большое  значение для понимания социальных изменений в обществе, в конкретных группах и структурах жизнедеятельности  личностей. Как правило, в исследовательской  практике решение этих задач связывается  с изучением идентичности, ментальности, социального мышления, конструирования  социальных представлений, общественно-политической и социальной активности. Используя богатый познавательный потенциал «образа жизни», философы, экономисты, социологи, историки пытались преодолеть господствовавшие в советской науке стереотипы объяснения механизмов социального воспроизводства. Идея целостности жизнедеятельности и ее целостного анализа тут просто-напросто «растворялась», поскольку изучались отдельные элементы образа жизни. Образ жизни – общесоциологическая категория, применяемая для характеристики:

1) совокупности  конкретных форм жизнедеятельности  людей во всех сферах общественной  жизни, складывающейся в качественно  определённый, упорядоченный способ  жизни; 

2) совокупности  социальных условий и способов  реализации потребностей людей.   

Данное понятие  отражает идею детерминации поведения  людей особенностями их среды  обитания: от географических – до ментальных характеристик.

Образ жизни  можно анализировать с количественной и качественной сторон. Первая сторона описывается понятиями и характеристиками «уклад жизни» и «уровень жизни»; вторая – понятиями «качество жизни» и «стиль жизни».

Уклад жизни – социально-экономическая категория, используемая для характеристики основных черт труда, быта представителей определенной социальной группы, общества или этногеографической группы. Это понятие фиксирует, прежде всего, производственные характеристики жизнедеятельности. Городской образ жизни в этом плане характеризуется как промышленный.

Уровень жизни – совокупность количественно измеряемых параметров образа жизни. Анализируя уровень жизни, можно выделить два аспекта:           

1) психофизиологический  – темп, ритм, интенсивность и  т.п.;

2) экономический  – стандарт жизни, выражающий  степень удовлетворения материальных  и культурных потребностей людей  в смысле обеспеченности потребительскими  благами: размер оплаты труда, доход, объём потребления благ и услуг, уровень потребления товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения и др. Существуют различные показатели уровня жизни и методики их расчёта.

Качество жизни – это мера взаимодействия между средой и её использованием, мера оценки степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, не поддающихся прямому количественному измерению (содержательность труда, досуга, уровень рекреации, уровень социального комфорта, уровень личностной самореализации и др.). Ряд авторов относят сюда и качество жилищ, качество функционирования социальных институтов, личную физическую безопасность, социальное обеспечение и т.п. Перечень огромен, вплоть до эстетики среды. Практически это перечисление всего, что нужно. Понятие используется для сравнительного анализа образов жизни.

 

Стиль жизни – социально-психологическая категория для характеристики повседневного поведения людей и социальных групп. Данное понятие фиксирует внимание на субъективной стороне повседневной жизни: специфике мотивации, способах и формах обоснования поступков, привычных для отдельных групп форм поведения, способах самореализации и самопрезентации. Стилевые особенности жизнедеятельности носят локальный и индивидуальный характер.[5, 60с.]

Категория "образ жизни" широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей: экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории культуры и т.п. Актуальность изучения образа жизни людей в современных условиях связана прежде всего с практикой целенаправленных социокультурных изменений. В настоящее время стало очевидным, что ускорение общественных процессов, изменение структурных компонент экономики во многом обусловили динамику качественных, содержательных характеристик жизнедеятельности людей, массовые личностные сдвиги. Такие изменения в социокультурной среде, как появление новых технических средств для удовлетворения множащегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию, жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вызвали изменения в оценочных критериях.

Обращение к теме "образ жизни" имеет и "внутринаучные" истоки. Дело в том, что в течение последних двух десятилетий в рамках различных общественных и гуманитарных наук (социологии, социальной психологии, психологии, лингвистики, истории, этнографии, искусствоведения и т.п.) накоплен значительный объем эмпирических данных и теоретических обобщений, касающихся жизнедеятельности людей в их социальном, культурном и природном окружении. В частности, разрабатывались и продолжают разрабатываться такие понятия и категории, относящиеся к активным сторонам связи человека с окружением, как "личность", "деятельность", "потребности", "интересы", "ценностные ориентации", "общение" и т.п. Вместе с тем, при изучении общественной жизни были развиты и уточнены некоторые специальные понятия и категории, характеризующие свойства условий социокультурной жизни. Среди них такие, как "социальная структура", "социальные институты", "социокультурная и предметно-пространственная среда", "социализация", "смыслы" и "значения культурных объектов". В науках об обществе и культуре сейчас не только многое стало известно о субъективных и объективных условиях жизнедеятельности людей и ее результатах, но и есть достаточные теоретические основания для изучения содержания, структур, форм, динамики процессов этой жизнедеятельности, механизмов взаимодействия человеческих побуждений и объективированных феноменов культуры. Иными словами, исследовательское внимание сейчас привлекает вопрос о том, что в определенных исторических условиях, в частности, в настоящее время, происходят процессы порождения, поддержания и изменения социокультурных норм, ценностей, образцов деятельности и взаимодействия людей в различных областях культуры, с их помощью люди организуют свою жизнедеятельность в неоднородном и динамичном окружении.  
           Как известно, вплоть до недавнего времени в социальных науках сравнительно мало внимания уделялось систематическому теоретическому анализу микросоциальных и культурных процессов повседневной жизнедеятельности людей. Исследовательские усилия концентрировались в основном на выявлении закономерностей движения общественно-исторического процесса в целом либо поддержания социокультурной системы как таковой. Вопросы микродинамики социокультурной жизни затрагивались лишь от случая к случаю. Тем не менее, можно выделить некоторыеобщие теоретические принципы изучения повседневной реальности, аналитические границы этого подхода, хотя и без внутренней его детализации. В самом общем виде эти принципы могут быть сформулированы следующим образом:  
 
1. Воспроизведение жизни - общая предпосылка существования человеческой культуры. Эта необходимость реализуется при меняющихся исторических условиях в различных социальных и культурных формах, зависящих от содержания общественной практики и выражающих способы реализации людьми своей жизнедеятельности в этих условиях.  
2. Социальные структуры, культурная и природная среда есть условия жизнедеятельности, в которых люди реализуют свои потребности и интересы определенным образом. Иными словами, существует прямая и обратная связь между условиями жизнедеятельности людей, их потребностями и интересами и формами реализации последней. Поскольку активным началом здесь является человек, изучение его жизнедеятельности -необходимое звено исследования общества и культуры.  
3. Исторический процесс в современных теориях отнюдь не сводится к макропроцессам смены цивилизаций или общественно-экономических формаций. Он трактуется и как история поступков, решений, жизненного выбора представителей различных классов, групп, партий, т.е. речь идет о выявлении их влияния на взаимоотношения и взаимодействие людей.  
4. В определенных исторических условиях формы социокультурной жизнедеятельности людей обусловлены некоторыми всеобщими, универсальными антропологическими характеристиками. В то же время эмпирические данные свидетельствуют о многообразии групповых и индивидуальных проявлений социокультурной жизни в каждый исторический промежуток времени. При изучении культуры следует подвергать анализу и интерпретировать как общие, так и специфичные черты в пределах изучаемой культуры.  
5. Культурные и социальные значения и смысл того, что делает человек, как он живет и т.п. (т.е. социокультурная определенность способов его жизнедеятельности) обусловливаются тремя видами факторов. Во-первых, это фундаментальные материальные условия, определяющие, что и каким образом могут делать люди для реализации своих потребностей, целей, интересов, т.е. устанавливающие границы и формы самореализации людей в определенный исторический период. Во-вторых, это выработанные и закрепленные в ходе общественной практики - и потому объективные -способы организации и регуляции социокультурной жизни людей: институты, нормы, ценности, образцы действий, поведения, взаимодействия. Без этих установленных (объективированных) социокультурных образований не может держаться и функционировать ни одна культура. В-третьих, это индивидуальные характеристики личности, определяющие ее склонности и возможности при построении своего жизненного пути в названных условиях. Все три группы факторов оказывают формообразующее влияние на способы организации людьми своей жизнедеятельности, на их образ жизни  
6. Согласно современным знаниям о культуре социокультурная жизнедеятельность людей в каждый исторический период реализуется в различных формах. Эти различия определяются социальной дифференциацией общества, демографическими, региональными и др. различиями людей. Поскольку такого рода различия и обусловливающие их факторы имеют весьма важное значение для направления культурной динамики, вполне правомерно их выделение в качестве особого предмета исследования.  
           В динамичных условиях необходимо более детальное исследование того их уровня, на котором прослеживаются конкретные формы взаимодействия людей с их социокультурным окружением, соотношение субъективного и объективного факторов в этих процессах Особенно важно такое знание для прогнозирования изменений форм и направленности социокультурных процессов. В этой ситуации понятие "образ жизни" позволяет выделить совокупность социально значимых условий и процессов жизнедеятельности людей и оценить реальную картину социокультурной динамики в сопоставлении с прошлым и возможным будущим состояниями общества и культуры Это важно также в связи с построением соответствующих современности критериев оценки качества жизни членов общества. 

Понятие (категория) "образ жизни" обозначает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе. Способы организации этих процессов и явлений определяются естественно-географическими, социальными и культурными условиями их реализации, с одной стороны, и личностными характеристиками представителей различных социокультурных групп - с другой. Понятие отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры. Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, те. организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах культуры. Следовательно, образ жизни - это динамический социокультурный "портрет" членов общества, представленный через процессы их жизнедеятельности в определенных условиях, целостность, обладающая культурным смыслом и обусловленная способностью человека к результативной активности  
            Понятие "образ жизни" подразумевает внимание не только к способам организации людьми своей повседневной жизни. Оно связано также и с выявлением социокультурной значимости оценок представителями различных социокультурных групп своего собственного образа жизни, образа жизни других людей, а также текущего состояния общественной и культурной жизни.

При определении категории "образ жизни" важно подчеркнуть ее интегративный характер по отношению к таким понятиям, как "уклад жизни", "уровень жизни", "качество жизни", "стиль жизни", "стандарт жизни". Эти понятия раскрывают и конкретизируют содержание категории "образ жизни" при различных уровнях анализа социокультурной динамики.  
           Понятие "уклад жизни" характеризует конкретные исторические социально-экономические и политические аспекты культуры, в рамках которой разворачивается образ жизни ее носителей. В качестве показателей уклада жизни выступают характер собственности на средства производства, характер экономики, социальных отношений, ведущих идеологий, политической системы и т.п. Важнейшее значение имеет здесь также показатель урбанизации (соотношение городского и сельского населения). 

Понятие "качество жизни" подразумевает степень удовлетворения потребностей и запросов более сложного характера, не поддающихся прямому количественному измерению, и выполняет социально-оценочную функцию по отношению к категории "образ жизни". К показателям качества жизни относятся характер и содержание труда и досуга, " удовлетворенность ими, степень комфорта в труде и быту (включая качество жилых, производственных помещений и окружающей предметной среды); степень удовлетворенности личности знаниями, общественной активностью и саморазвитием, степенью реализации существующих в обществе моральных и нравственных ценностей. Сюда можно отнести также показатели средней продолжительности жизни, заболеваемости, естественного прироста населения, его демографической и социальной структуры. 

Понятие "стиль жизни" применяется для обозначения характерных специфичных способов самовыражения представителей различных ' социокультурных групп, проявляющихся в их повседневной жизни: в деятельности, поведении, отношениях. Показателями стиля жизни являются особенности индивидуальной организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способы самовыражения (включая демонстративные черты поведения), специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организация непосредственной социокультурной среды и свободного времени.

"Стандарт жизни" - это теоретическое аналитическое понятие, сконструированное для того, чтобы обеспечить точку отсчета при сравнении уклада, уровня и качества жизни представителей различных социокультурных групп. Оно строится как статистическая "мода" этих параметров образа жизни, в этом смысле можно говорить о стандартах уклада, уровня, качества жизни, характерных для общества в целом или отдельных социальных групп в рассматриваемый период времени. 

Говоря о структуре и содержании образа жизни людей, важно помнить, что они не остаются неизменными во времени, их изменения на протяжении жизни человека также происходят под влиянием объективных и субъективных факторов. Объективными факторами являются некоторые обязательные или же доступные для всех членов общества виды деятельности, в которых они принимают участие и которые на определенный период жизненного цикла являются устойчивыми компонентами их образа жизни (например, обучение в средней школе, трудовая деятельность и т.п.). Субъективные факторы связаны с изменением значимости для индивида того или иного вида деятельности (например, по мере включения в работу человек начинает испытывать больший интерес к своей профессии, чем во время обучения) или, наоборот, с отказом принимать участие в каком-либо из доступных ему видов деятельности (например, после нескольких лет обучения в высшем учебном заведении человек решает оставить его и пойти работать), а также со сменой предпочтений в предметном мире. Индивидуальный выбор людьми из "заданных", имеющихся в обществе к моменту их рождения культурно установленных видов деятельности, их предметных условий, средств и результатов и способы организации этих видов и элементов окружения в различные периоды жизненного цикла определяют не только структуру их образа жизни, но и промежуток времени.       

Образ жизни  – это не внешние условия, находящиеся вне субъектов, допустим, жилищные условия или покупаемые продукты питания и т.п., а активность индивидов по приобретению тех или иных условий.

Образ жизни  – это характеристика не среды, а населения как такового, отвечающая на вопрос, какой характер активности людей, как оно ведет себя в тех или иных условиях, на что направляет свои жизненные силы.

2.2 Анализ исследования образа жизни молодёжи

Методом сбора  эмпирических данных в нашем исследовании является анкетный опрос. Анкетный опрос  даёт массовую представительную картину  об изучаемом предмете, а при изучении общественного мнения как раз  и надо учитывать все точки  зрения исследовательской совокупности. При заполнении анкет респондент подбирает для себя подходящее время  и скорость заполнения анкеты. Полученные результаты можно распространить на общество или большие социальные группы (молодежь города Брянска, обучающаяся в 11-х классах общеобразовательных школ, учащиеся первых курсов ВУЗов и колледжей города Брянска), позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов (отношение к здоровому образу жизни среди молодежи) и проблем.

В нашем исследовании опрос будет проводиться в  учебных группах разно-профильных учебных заведений города Брянска.

Численность выборочной совокупности – 30 человек.

На основании  анализа психологических и возрастных особенностей субъектов генеральной  совокупности предположим, что поведение  учащихся школ, колледжей и ВУЗов  будет по отдельным аспектам носить существенные отличия. Для подробного анализа результатов и для  формирования на их основе полноценной политики по профилактике распространения ВИЧ/СПИДа необходимо учитывать особенности поведения молодёжи этих социальных групп. В связи с этим видится целесообразным разбить выборочную совокупность на приблизительно равные группы. Для получения же общей картины особенностей поведения изучаемой нами молодёжи города Брянска результаты будут взвешены по переменной «образовательное учреждение».

Таким образом, в исследовании приняли участие 10 школьников, 10 учащихся колледжей  и 10 студентов ВУЗов.

40,0% опрошенных  – юноши (12 респондентов), 60,0% –  девушки (18 респондентов).

Возрастной  состав респондентов выглядит следующим  образом:

Таблица 1. Возрастной состав респондентов

 

            Возраст

Количество респондентов

        Количество %

                16

                 10

               33,3

                17

                 10

               33,3

                18

                 10

               33,3

             Итого

                 30

              100,0


 

Среди опрошенных православных 60,0%, мусульман –10,0%, иудеев – 0%. Придерживаются другой религии 10,0%. Считают себя атеистами 20,0%.

Информация о работе Cоциально-экономические эксперименты и их виды