Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить методологию, методы и программы социологического исследования, рассмотрев как теоретические аспекты так и провести социологическое исследование образа жизни молодёжи в Брянске.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты социологических исследований;
рассмотреть образ жизни как объект социального проектирования;
выявить проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования образа жизни молодёжи;
определить значение методов, методологий и программ в социологическом исследовании;
введение 2
1Социологические исследования 4
1.1 Социологическое исследование и его виды 4
1.2 Понятие методологии 8
1.3. Методы социологических исследований 13
1.4 Общая характеристика программы социологического исследования 22
2Социологическое исследование образа жизни молодёжи Брянска 26
2.1 Понятие образа жизни 26
2.2 Анализ исследования образа жизни молодёжи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Использовать контент-анализ можно основного как основный метод, так и вспомогательный для иного.В качестве анализируемых документов используются: документальная официальная информация (правительственные материалы, заявления, данные статистики, текущие документы различных организаций, деловая корреспонденция, протоколы, финансовая отчетность и т.п.); данные из архива, публикации в СМИ, протоколы собраний и т.п.
Качественные методы в социологии:
1.Метод фокус-группы.
Фокус-группы - это другой полезный метод получения идей и предложений. В случае фокус-группы небольшая группа людей собирается вместе в помеще-нии, чтобы выяснить некоторые интересующие заказчика исследования вопросы. Дискуссия направляется модератором, который старается следовать примерному направлению вопроса, одновременно отмечая комментарии, сделанные каждым участником в ходе обсуждения. Таким образом, каждый собеседник остается открытым для мыслей другого и предо- ставляет свои соображения на суд остальных.
Фокус-группы являются одним из наиболее часто используемых методов маркетинговых исследований; они могут оказаться продуктивными в достижении многих целей, включая следующие: выдвижение гипотез, которые в дальнейшем могут быть проверены количественно, предоставление информации, которая может оказаться полезной при создании опросной анкеты, предоставление дополнительной базовой информации по товарным категориям, высказывание впечатлений по концепциям нового продукта.
Хотя фокус-группы различаются по размеру, большинство их составляет от 8 до 12 человек. Меньшие группы легко подчиняются мнению одного или двух человек; в больших по размеру могут установиться беспорядок и путаница, в связи с тем что люди должны будут долго ждать возможности ответить или поучаствовать в обсуждении. Респонденты обычно отбираются таким образом, чтобы группы были однородными, с минимальной возможностью конфликтов между членами группы по вопросам, не относящимся к предмету исследования, различиям в восприятии, опыте и способности к разговору.
2.Интервью. Глубинное интервью является методом сбора информации, который представляет собой неструктурированную беседу респондента и интервьюера.
Нарративное интервью - свободное повествование рассказчика (респондента) без всякого вмешательства со стороны интервьюера.
Полуструктурированное интервью предусматривает составление общего плана разговора с перечислением тематических блоков.
Биографическое - тематические блоки соответствуют жизненным циклам индивида;
Лейтмотивное
- отслеживание динамики какого-
Фокусированное
- получение более подробной
Экспертная оценка - это компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо проблеме, находящихся в сфере его компетенции. Собираются они обычно в ходе экспертных интервью, то есть опросов лиц, профессионально разбирающихся в обсуждаемой проблеме.
Вопрос отбора экспертов - это вопрос о том, кого можно считать экс-пертом в данной области - связан с обоснованием применения данного ме-тода и решается каждой раз в соответствии с целями и задачами исследова-ния, сформулированными в программе.
Среди несомненных плюсов этого метода - тот, что экспертный опрос не требует большого количества участников.
Еще одним
его плюсом является то, что
организация экспертного
3.Тестирование. В некоторых социологических исследованиях сведения о социальной совокупности приходится получать путем анализа данных об индивидах, составляющих данную общность. И в этом социологам помогает процедура тестирования. Тестом называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятие) групп и общностей.
Непременная
особенность тестовой методики -
многократный контроль
Обоснование
надежности теста можно искать
в корреляции с другими
Следует также помнить, что обычно тест имеет так называемый "ключ", т.е. сопровождается инструкцией, в которой указаны правила итогового шкалирования по oтесту. Неопытный исследователь может принять за "ключ" весовые характеристики шкальных пунктов, часто указываемые в литературе. Но работа с тестом предполагает определенный порядок соотнесения пунктов по их "весам", причем в разных тестах - разный. Не зная "ключа", пользоваться тестом нельзя.
Особенно
полезны в социологии
4. Измерение социальных установок. В последнее время в связи с бурным всплеском социальной, в том числе и политической, активности населения особую актуальность приобрели исследования взаимоотношений различных групп общества (национальных, политических и т.д.), а также отношений между этими группами и социальными институтами (органами власти, ассоциациями, средствами массовой информации и др.).
Часто в основе
таких, порой конфликтных
Учитывая назревшую актуальность использования точных и эффективных методик для изучения новых социальных явлений и процессов, порождённых перестройкой общественной жизни страны, в настоящем разделе расскажем о правилах конструирования наиболее эффективных шкал для измерения установок.
5. Шкала самооценок - это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями.
При конструировании
шкалы самооценки в форме "
6.Шкала ранжирования отличается той особенностью, что результаты измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал.
Наиболее
простой приём измерения
Более сложный
вариант измерения установок
при помощи ранговой шкалы - метод
парных сравнений. Суть его заключается
в том, что обозначенные на карточках
объекты (их наименования) для оценки
парами поочерёдно показывают респондентам,
предлагая указать более
Сложность
применения метода парных
1.4 Общая характеристика программы социологического исследования
Как уже отмечалось, социологическое исследование — это сложный процесс познавательной деятельности, в ходе которого социолог (субъект познания) последовательно осуществляет переход от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика конкретного социологического исследования, оно всегда проходит определенные этапы. В социологии выделяют, как правило, четыре основных этапа социологического исследования. Анализ показывает, что любое социологическое исследование начинается с разработки его программы, которую можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы, собственно, и начинается социологическое исследование, то она представляет собой результат его первоначального этапа.
Таким образом, в
процессе разработки программы социологического
исследования создается гносеологическая
модель исследования, а также решаются
вопросы его методологии, методики
и техники. Любая программа
Исходя из того
что программа играет центральную
роль в социологическом
1. Методологическая
функция заключается в том,
что из имеющегося
2. Методическая
функция предполагает
3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.
4. Моделирующая
функция состоит в
5. Программирующая
функция заключается в
6. Нормативная
функция указывает на наличие
программы, построенной в
7. Организационная
функция предполагает
8. Эвристическая
функция обеспечивает поиск и
получение нового знания, процесс
проникновения в сущность
Отсутствие
или неполная разработанность
программы отличает
Информация о работе Cоциально-экономические эксперименты и их виды