Cоциально-экономические эксперименты и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучить методологию, методы и программы социологического исследования, рассмотрев как теоретические аспекты так и провести социологическое исследование образа жизни молодёжи в Брянске.

Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты социологических исследований;
рассмотреть образ жизни как объект социального проектирования;
выявить проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования образа жизни молодёжи;
определить значение методов, методологий и программ в социологическом исследовании;

Содержание

введение 2

1Социологические исследования 4

1.1 Социологическое исследование и его виды 4

1.2 Понятие методологии 8

1.3. Методы социологических исследований 13

1.4 Общая характеристика программы социологического исследования 22

2Социологическое исследование образа жизни молодёжи Брянска 26

2.1 Понятие образа жизни 26

2.2 Анализ исследования образа жизни молодёжи 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

исследования (2).docx

— 82.01 Кб (Скачать документ)
    • Для изучения общественного мнения читателей;
    • Для описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе;
    • Для интерпретации ответов на открытые вопросы анкет читателей
    • анализ программ TV, радио;
    • изучение имиджа лидера;
    • изучение аудитории прессы, телеаудитории в том числе новых социальных явлений, формирующихся в обществе.

 Использовать  контент-анализ можно основного как основный метод, так и вспомогательный для иного.В качестве анализируемых документов используются: документальная официальная информация (правительственные материалы, заявления, данные статистики, текущие документы различных организаций, деловая корреспонденция, протоколы, финансовая отчетность и т.п.); данные из архива, публикации в СМИ, протоколы собраний и т.п.

Качественные  методы в социологии:

1.Метод фокус-группы.

 Фокус-группы - это другой полезный метод получения идей и предложений. В случае фокус-группы небольшая группа людей собирается вместе в помеще-нии, чтобы выяснить некоторые интересующие заказчика исследования вопросы. Дискуссия направляется модератором, который старается следовать примерному направлению вопроса, одновременно отмечая комментарии, сделанные каждым участником в ходе обсуждения. Таким образом, каждый собеседник остается открытым для мыслей другого и предо- ставляет свои соображения на суд остальных.

Фокус-группы являются одним из наиболее часто используемых методов маркетинговых исследований; они могут оказаться продуктивными в достижении многих целей, включая следующие: выдвижение гипотез, которые в дальнейшем могут быть проверены количественно, предоставление информации, которая может оказаться полезной при создании опросной анкеты, предоставление дополнительной базовой информации по товарным категориям, высказывание впечатлений по концепциям нового продукта.

Хотя фокус-группы различаются по размеру, большинство их составляет от 8 до 12 человек. Меньшие группы легко подчиняются мнению одного или двух человек; в больших по размеру могут установиться беспорядок и путаница, в связи с тем что люди должны будут долго ждать возможности ответить или поучаствовать в обсуждении. Респонденты обычно отбираются таким образом, чтобы группы были однородными, с минимальной возможностью конфликтов между членами группы по вопросам, не относящимся к предмету исследования, различиям в восприятии, опыте и способности к разговору.

2.Интервью.  Глубинное интервью является методом сбора информации, который представляет собой неструктурированную беседу респондента и интервьюера.

 Нарративное интервью - свободное повествование рассказчика (респондента) без всякого вмешательства со стороны интервьюера.

 Полуструктурированное интервью предусматривает составление общего плана разговора с перечислением тематических блоков.

 Биографическое - тематические блоки соответствуют жизненным циклам индивида;

 Лейтмотивное - отслеживание динамики какого-либо  аспекта жизнедеятельности индивида  на протяжении его биографического  пути;

 Фокусированное - получение более подробной информации  об одном из жизненных циклов  индивида.

 Экспертная  оценка - это компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо проблеме, находящихся в сфере его компетенции. Собираются они обычно в ходе экспертных интервью, то есть опросов лиц, профессионально разбирающихся в обсуждаемой проблеме.

 Вопрос отбора  экспертов - это вопрос о том,  кого можно считать экс-пертом в данной области - связан с обоснованием применения данного ме-тода и решается каждой раз в соответствии с целями и задачами исследова-ния, сформулированными в программе.

Среди несомненных  плюсов этого метода - тот, что экспертный опрос не требует большого количества участников.

 Еще одним  его плюсом является то, что  организация экспертного опроса  представляет собой относительно  простую работу. После того, как  определен круг экспертов, практически  все интересующие исследователя  вопросы можно адресовать экспертам  напрямую. Здесь нет необходимости  убеждать экспертов и актуальности  проблематики, а также готовить  инструкцию.

3.Тестирование.  В некоторых социологических исследованиях сведения о социальной совокупности приходится получать путем анализа данных об индивидах, составляющих данную общность. И в этом социологам помогает процедура тестирования. Тестом называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятие) групп и общностей.

 Непременная  особенность тестовой методики - многократный контроль информации  относительно измеряемой характеристики. В сущности, тест представляет  серию испытаний, по совокупному  выполнению которых определяется  степень выраженности данного  свойства. Тестовые показатели всегда  относительны.

 Обоснование  надежности теста можно искать  в корреляции с другими показателями, измеряющими то же свойство, и  с данными, измеряющими частные  составляющие данного свойства. Но важнейшие критерии обоснования  содержатся в теоретических представлениях  об объекте исследования. В основе  любой психодиагностической процедуры  - некоторая концепция личности, определенная "модель" человека.

Следует также  помнить, что обычно тест имеет так  называемый "ключ", т.е. сопровождается инструкцией, в которой указаны  правила итогового шкалирования по oтесту. Неопытный исследователь может принять за "ключ" весовые характеристики шкальных пунктов, часто указываемые в литературе. Но работа с тестом предполагает определенный порядок соотнесения пунктов по их "весам", причем в разных тестах - разный. Не зная "ключа", пользоваться тестом нельзя.

 Особенно  полезны в социологии групповые  тесты. Они весьма широко распространены  при изучении отношений в коллективах,  в прикладных исследованиях широкого  профиля. 

4. Измерение социальных установок.  В последнее время в связи с бурным всплеском социальной, в том числе и политической, активности населения особую актуальность приобрели исследования взаимоотношений различных групп общества (национальных, политических и т.д.), а также отношений между этими группами и социальными институтами (органами власти, ассоциациями, средствами массовой информации и др.).

Часто в основе таких, порой конфликтных взаимоотношений  лежит различие интересов, ценностных ориентаций или мировоззренческих  представлений, выступающих побудительным  мотивом массового поведения, не всегда принимающего социально благоприятную  форму. [3, 61с.]

Учитывая назревшую  актуальность использования точных и эффективных методик для  изучения новых социальных явлений  и процессов, порождённых перестройкой общественной жизни страны, в настоящем  разделе расскажем о правилах конструирования наиболее эффективных  шкал для измерения установок.

5. Шкала самооценок - это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями.

 При конструировании  шкалы самооценки в форме "традиционного"  вопроса её позиции обязательно  располагаются симметрично и  состоят из равного числа положительных  и отрицательных оценок, разделённых  "нейтральной" позицией.

6.Шкала ранжирования  отличается той особенностью, что результаты измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал.

 Наиболее  простой приём измерения установок  по правилам такой шкалы - ранжирование  респондентами тех объектов, отношение  к которым с их стороны интересует  исследователя. Так, для выявления  шансов на успех того или  иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах кандидатов быть избранными.

Более сложный  вариант измерения установок  при помощи ранговой шкалы - метод  парных сравнений. Суть его заключается  в том, что обозначенные на карточках  объекты (их наименования) для оценки парами поочерёдно показывают респондентам, предлагая указать более предпочтительный. При этом такой сравнительной  оценке подвергаются все возможные  сочетания пар объектов.

 Сложность  применения метода парных сравнений  заключается в том, что с  ростом числа объектов, подлежащих  оценке респондентом, резко возрастает  число пар.

 

  1.4 Общая характеристика программы социологического исследования

 Как уже отмечалось, социологическое исследование — это сложный процесс познавательной деятельности, в ходе которого социолог (субъект познания) последовательно осуществляет переход от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика конкретного социологического исследования, оно всегда проходит определенные этапы. В социологии выделяют, как правило, четыре основных этапа социологического исследования. Анализ показывает, что любое социологическое исследование начинается с разработки его программы, которую можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы, собственно, и начинается социологическое исследование, то она представляет собой результат его первоначального этапа.

Таким образом, в  процессе разработки программы социологического исследования создается гносеологическая модель исследования, а также решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа социологического исследования должна удовлетворять  следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурных  элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов; гибкости (она  не должна сковывать творческие возможности  социолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.

Исходя из того что программа играет центральную  роль в социологическом исследовании, важно сформулировать функции, которые  указывают на ее предназначение и  раскрывают ее основное содержание.

1. Методологическая  функция заключается в том,  что из имеющегося многообразия  концептуальных подходов и аспектов  видения объекта она определяет  ту методологию, которую будет  применять социолог.

2. Методическая  функция предполагает конкретизацию  и обоснование методов исследования, т. е. получения социологической  информации, а также ее анализа  и обработки.

3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.

4. Моделирующая  функция состоит в представлении  объекта как особой модели  социологического исследования, основных  его аспектов, этапов и процедур.

5. Программирующая  функция заключается в разработке  программы как таковой, представляющей  собой специфическую модель исследовательского  процесса, которая оптимизирует  и упорядочивает деятельность  социолога- исследователя.

6. Нормативная  функция указывает на наличие  программы, построенной в соответствии  с установленной структурой, как  основополагающего требования и  признака научности социологического  исследования. Программа задает  нормативные требования социологической  науки по отношению к конкретному  исследованию.

7. Организационная  функция предполагает распределение  обязанностей между членами исследовательского  коллектива, разделение и упорядочение  труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.

8. Эвристическая  функция обеспечивает поиск и  получение нового знания, процесс  проникновения в сущность изучаемого  объекта, открытие глубинных пластов,  а также переход от незнания  к знанию, от заблуждения к  истине.[8, 97с.]

 Отсутствие  или неполная разработанность  программы отличает спекулятивные  и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении экспертизы  качества социологического исследования  особое внимание уделяется проверке  научной состоятельности его  программы. Невнимание к построению  корректной и полной в научном  плане программы существенно  сказывается на качестве проводимого  исследования, значительно сужает  познавательные возможности социолога,  а также снижает актуальность  и социальную значимость социологического  исследования и его результатов.

Информация о работе Cоциально-экономические эксперименты и их виды