Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:53, реферат
Объектом исследования стала фразеологическая часть арготической риторики, а именно отражение в ней культурного самосознания представителей части франкофонного сообщества.
Исследование проводилось на материале 1580 фразеологизмов, собранных в результате сплошной выборки из современных словарей арго. Отобранный материал даёт представление об объёме и характере культурной информации, отражённой в арготических фразеологизмах, позволяет показать, как соотносятся ценностные установки арго с приоритетами общенациональной культуры. В центре исследования, выполненного в рамках культурологической антропологии, социолингвистики и лингвостилистики, находится человеческий фактор в языке и языковой фактор в культуре. Язык, его ненормативные страты и возникающая в них образность изучаются в теснейшей связи с человеком, его сознанием, мышлением, духовно-практической деятельностью.
ВЕДЕНИЕ.
I. Арготическая риторика сегодня.
II. Задачи и направления исследования фразеологического состава арго в контексте культуры.
ГЛАВА 1. СЕМАНТИКА АРГОТИЧЕСКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ И КУЛЬТУРА
§1. Отражение арготической субкультуры в семантике фразеологизмов: денотативный компонент.
§2. Отражение арготической субкультуры в семантике фразеологизмов: коннотативный компонент.
ГЛАВА 2. ПРИРОДА ОБРАЗНОСТИ АРГОТИЧЕСКОГО
ФРАЗЕОЛОГИЗМА И МЕХАНИЗМЫ ЕЁ СОЗДАНИЯ
§ 1. Механизмы образования тропеических фразеологизмов и их роль в формировании языковой картины мира арготирующих.
§1.1. Метафора
Типы переносов - Концепции метафоры - Макет метафорического поля как показатель системности арготической фразеологии.
§1.2. Метонимия
Типы переносов - Метонимия и метафора: черты различия.
§1.3. Синонимическая субституция Отличительные черты механизма -Фразеобразовательные возможности.
§1.4. Каламбур как средство фразеобразования Механизм создания комического эффекта - Виды каламбурной техники.
§1.5. Клишированная фигура умолчания Систематизация арготических фразеологизмов по типу замещающего компонента - Прагматическая ориентированность приёма.
§2. Природа образности арготических фразеологизмов и её интерпретация в категориях культуры.
Говоря о ценностных установках арготирующих, следует учитывать исторический взгляд на развитие арго. Арготическая субкультура изначально складывалась как противостояние официальной культуре, как вызов всему устоявшемуся в обществе и языке. Раздробляя целое, каким является общенациональная культура, арготическая субкультура претендует на внутреннюю целостность. Не признавая приоритеты официальной культуры, арготирующие становятся носителями собственной системы ценностей. Утверждая правоту своей идеологии, они демонстрируют отрицательный (с точки зрения официальной культуры) шаблон через осмеяние и мнимое самоуничижение [Елистратов, 2000,604].
Стремясь с одной стороны ограничить доступ в свой мир, арготирующие в то же время пытаются утвердить свою культуру внутри общенациональной, заявить о себе с помощью выразительных языковых единиц. "Тенденции к консерватизму, замкнутости, и, напротив, к динамике, разом кнутости, демократизму сосуществуют в арго диалектически" [Елистратов, 2000, 584].
Следствием сложной, противоречивой
природа арготического
Разнообразные языковые средства,
используемые для оформления системы
установок и жизненных практик,
выработанных в арго и отображающих
миросознание арготирующих, служат своего
рода паролем ("я - свой"). Однако со
временем герметизм маргинального
арго трансформировался в
Арготическая субкультура составляет неотъемлемый компонент общенациональной культуры, основываясь на фоновых знаниях, известных всем членам франкофо иного сообщества. Единый культурный фон создают исторически сложившиеся особенности быта, культурное достояние нации (произведения литературы, искусства), топонимы, служащие пространственными ориентирами в каждодневной жизни и находящие прочное место в личной сфере любого члена социума, имена людей, известных всему языковому сообществу, так называемые прецедентные имена. Основой арготических фразеологизмов становятся тексты культуры. Под текстом культуры понимают знаковое пространство, во временных рамках которого проходит культурно маркированная деятельность - обращение к вещам, имеющим символический смысл, и связанная с ними речевая деятельность [Телия, 1999; Поэтика. Стилистика. Язык и культура, 1996].
Субкультура арго объединяет и идентифицирует представителей определённой части социума, которые по-своему отражают менталитет французской нации.
-к А
Таким образом, исследование
культурологического аспекта
1) классификацией фразеологизмов арго по денотативному аспекту значения;
2) характеристикой различных
видов коннотативного аспекта
значения и определением их
влияния на формирование
3) описанием способов
4) рассмотрением путей
интеграции арготической
При описании культурных коннотаций
арготических фразеологизмов используются
приёмы лингвокультурологического
анализа, разработанные В. Н. Телия
и её школой. Анализ предполагает использование
проявлений "языка" культуры -системы
образов-эталонов, запёчатлённых ' в
устойчивых сравнениях, символов, сведений
о реалиях, упомянутых в страноведчески
ориентированных словарях, интеллектуального
достояния носителей
В ходе исследования применяются
компонентно-семантический и
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа посвящена
малоизученным проблемам
Как показало исследование, субкультура арго представляет собой относительно целостное образование внутри социума, складывается из совокупности культурных феноменов, обладающих единым стилем, - стереотипов сознания, в формировании которых большую роль сыграли социальные условия, в которых возникло арго, а также некоторых особенностей языка.
В ходе исследования последовательно
анализируется компонентная структура
арготических фразеологизмов. Результатом
анализа денотативного аспекта
значения стала номинативно-
Семантические сферы Бытовое Количество фразеологизмов 788 Количество семантических полей 34
Эмоциональное 326 10
Социально-государственное 81 5
Интеллектуальное 33 2
Как видно из таблицы, доминирующее место по количеству и объёму входящих в неё семантических полей принадлежит сфере "Бытовое", семантические поля которой направлены на характеристику общечеловеческих, общезначимых понятий. Распределение арготических фразеологизмов по семантическим полям отражает степень важности того или иного экстралингвистического феномена для лингвокультурной общности и находится в тесной связи с историей арго. Центральными понятиями арготической фразеологии являются пьянство, половая любовь, проституция, кража, смерть. Эмоциональная значимость для арготирующих этих понятий вызывает нагромождение синонимических рядов фразеологизмов, которые постоянно обновляются в процессе словотворчества.
Отражая быт арготирующих, их социальные симпатии и антипатии, классификация в тоже время отражает узость арготического обзора. Арготические фразеологизмы не затрагивают такие семантические поля, как: "политическая жизнь", "нематериальная природа", "животные", почти не выражают абстрактных понятий. Дублируя лишь часть обиходного вокабуляра, арго в целом и его фразеологическая часть в частности, является одной из языковых форм, которая свободно и интенсивно использует ресурсы общего языка. Этот факт свидетельствует о том, что общество разделено на группы, каждая из которых накладывает отпечаток на общий язык.
Анализ коннотативного аспекта
значения позволил выявить особенности
ценностной картины мира арготирующих.
Система ценностных установок арготирующих
представляет собой критику определённых
сторон общественных отношений. Отрицая
общезначимые социальные ценности, насмехаясь
над законами и их представителями,
арготирующие дискредитируют принятые
в обществе оценки. Положительный
социальный идеал превращается в
анти-идеап, который становится идеологической
основой мировоззрения
На одном примере мы
покажем, как разворачивается
Денотативная информация (Д) описывает типовые признаки обозначаемой реалии. Фразеологизм обозначает помещение, в котором временно проживают люди, используемые на каких-либо работах.
Оценочная информация формируется в результате социально-культурной интерпретации Д. Помещение (объект квалификации) говорящий (субъект квалификации) считает по сравнению с "нормальным", то есть просторным помещением "плохим" (собственно квалификация), потому что оно тесное и неудобное для проживающих в нём людей (предмет квалификации).
Мотивационная информация фразеологизма
(М) - это подобие, в основе которого
лежит знание о свойствах экстенсионала
образа: в одной небольшой клетке
обычно сидят несколько кроликов.
Происходит воображаемое отождествление
человека, который живёт в тесном
помещении, с кроликом, запертым в
клетке, которое и мотивирует данный
фразеологизм. Мотив является ценностью
вне зависимости от его объективности,
поскольку создан соизмерением обозначаемого
со взглядом на него человека как представителя
определённой культуры. Пройдя интерпретацию,
образ фразеологизма
Эмотивно-оценочное отношение
к объекту Д, вызванное переживанием
стимула, содержащегося во внутренней
форме, формируется поэтапно. Сначала
происходит "буквальное" прочтение
фразеологизма - отождествление объекта
Д с клеткой для кроликов. Затем
в процесс интерпретации
Стилистическая
Итак, в экспрессивно-окрашенном
значении фразеологизма роль денотативной
информации сводится к передаче смысла,
а её оценка с позиции ценностной
картины мира, эмотивно-оценочная
информация, сформированная в результате
интерпретации образного
Рассмотренные выше компоненты
значения соотносятся через гештальт-
Концепция человека в арготической субкультуре формируется как противостояние давлению социального механизма, навязывающего определённые эстетические и морально-этические нормы. Облик человека, представленный арготирующими, является антиподом общественному эталону. Физические недостатки человека, подчёркнутые с помощью арготических образов, отражают его порочную сущность, попытки изменить которую арготирующие считают бесплодными. Говоря о пороках человека: лживости, жадности, тупости, упрямстве, похотливости, арготирующие атакуют официальную идеологию, которая стремится сделать из человека идеальное существо.
Человек слаб по своей природе и не может устоять перед соблазнами жизни.
Откровенность в представлении
физиологических проявлений человека,
табуируемых в официальной
Арготическая субкультура
антирелигиозна. Арготирующие верят
только в силы и способности самого
человека и не признают существования
Бога как распорядителя человеческих
судеб. Цель человеческой жизни арготирующие
видят не в самосовершенствовании,
к чему призывает религия, а в
достижении соответствия бытия личности
её внутренней природе. Не признавая
существование загробного мира, арготирующие
рассматривают смерть как окончательное
прекращение активности человека. Представляя
смерть как феномен, зависящий от
совершаемых человеком