Функции и технологии проектирования в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:28, реферат

Описание

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание социальных проектов. Социальный проект предназначается для отражения будущего желаемого состояния системы, возникающего вследствие определенных действий людей, при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

Работа состоит из  1 файл

Функции и технологии проектирования в социальной работе.docx

— 36.78 Кб (Скачать документ)

Функции и  технологии проектирования в социальной работе/ технологические этапы и  методы 

Социальное  проектирование в практике социальной работы, очевидно, имеет тесную связь  с технологией реализации проекта. Технологию социального проектирования следует формулировать, основываясь  на методологических положениях социальных наук.

 Основная  цель социального проектирования  как специфической управленческой  деятельности — создание социальных  проектов. Социальный проект предназначается  для отражения будущего желаемого  состояния системы, возникающего  вследствие определенных действий  людей, при наличии определенных  финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических  и других ресурсов, в том числе  интеллектуальных, познавательных, эвристических,  ценностных.

 Необходимо  обратить внимание на некоторые  требования, предъявляемые к социальным  проектам, претендующим на адекватность  по отношению к преобразуемой  социальной реальности. Перечислим  данные требования:

такие характеристики объекта, которые без проекта  не существуют;

параметры объекта, способные обеспечить реализацию социального заказа;

характеристики, поддающиеся проектированию в течение  только определенного промежутка времени.  

Предполагается, что социальный проект возможных  состояний социальных систем, процессов  и явлений должен соответствовать  некоторым условиям его разработки, т. е. он должен быть создан на научной  основе, быть эффективным с точки  зрения реализации, не содержать противоречий, быть предназначен для реализации. Можно также отметить, как необходимую  характеристику социального проекта, непротиворечивость его нравственным и общепринятым социальным нормам.

 Наиболее  сложными являются проекты будущих  состояний социальных систем, процессов,  отношений, в первую очередь  по причине трудностей выражения  социальных процессов в количественных  показателях. Поэтому распространенной  в таком случае является практика  качественно-содержательных оценок  тех или иных параметров социальных  процессов, что способствует необоснованной  вариативности моделей социального  развития. В целях конструирования  адекватных социальных проектов  неизбежной является технологизация социального проектирования.

 Средства  социального проектирования. К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых обеспечивается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновении и развитии проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются знаковые сообщения, словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности. В настоящее время широкое распространение получили технические средства проектирования, в том числе системы автоматизированного проектирования.

 Этапы,  социального проектирования. Условно,  в учебной литературе выделяют  следующие этапные цели социального  проектирования:

определение проектной проблемы;

проведение  проектных исследований;

разработка  проектной программы;

формирование  проектного целого;

реализация  проектного образца. 

Непосредственно этапы проектирования, служащие структурированию проектной деятельности, могут быть представлены в следующем виде. Необходимо акцентировать внимание на том, что  указанная схема имеет наиболее традиционный и общий характер, однако в практике социальной работы возможны некоторые отступления от данной схемы, что зависит исключительно  от специфики проектируемого социального объекта и разрешаемой проблемы. Итак, этапы проектирования следующие:

1-й этап. Формулирование проблемы — определение  проблемной ситуации, требующей  целенаправленных действий для  ее преобразования.

2-й этап. Социальный заказ — уяснение  необходимости разрешения некоторой  социальной проблемы с помощью  моделирования возможных вариантов  преобразуемой социальной ситуации.

3-й этап. Паспортизация объекта — получение  точных данных о системе, процессе  или явлениях, описание их состояний,  функционирования и развития. Паспорт  — это сводный документ, в котором  отображаются количественные и  качественные параметры системы,  влияющие на функционирование  и развитие, производится анализ  структуры элементов.

 Этапы,  создания паспорта социальной  структуры, (общая схема): а) определение  характеристик и параметров, влияющих  на нормальное функционирование  и развитие системы, их классификация  и дифференциация; б) разработка  форм паспорта (внесение показателей,  которые будут изменяться под  воздействием управляющей подсистемы); в) заполнение форм паспорта, получение  необходимых данных: работа с  документами, анкетирование, интервьюирование.

4-й этап. Определение целей — на данном  этапе производится планирование  действий, необходимых для достижения  некоторой цели, а также установление  сроков, затрат, оценочных критериев,  позволяющих наблюдать степень  адекватности процесса достижения  поставленной цели. Формулировка  цели может быть отражена в  различных видах, например графически — в виде «дерева целей», выражающем отношения между различными целями, их оценками и этапами, при этом построение такового графа требует досконального изучения проблемной ситуации и тех объектов, которые предполагаются для воздействия социального проектирования.

 Существуют  некие стандартные принципы постановки  и формулировки целей, применение (реализация) которых позволяет утверждать  наибольшую вероятностную достижимость  поставленных целей. Перечислим  некоторые из упомянутых принципов:

1. «К успешному  результату ведут только ясные  цели».

 Характеристика  ясности цели предполагает следующие  компоненты.

 Во-первых, это осмысленность цели, ясное  понимание ответов на такие  вопросы, как «какой ситуации  нужно добиться?», «почему данная  ситуация является приоритетной?»,  «что необходимо сделать для  ее реализации?» и «что произойдет, если данная ситуация не будет  достигнута?»

 Во-вторых, ясность цели — это отчетливая  ее формулировка, понятная партнерам  по команде и возможным оппонентам  и противникам. В этой характеристике  категоричность и однозначность  выражения, стремление избежать  образных выражений — самые  простые способы прояснения целей.

2. «Цели  должны концентрироваться на  самом главном».

 Так,  например, в теории и практике  коммуникативного менеджмента используется  понятие «луковица целей», которая  состоит из множества слоев:  открытие каждого внешнего слоя  выявляет слой внутренний, более  важный и более ценный. Основной  целью является достижение центрального, внутреннего слоя. Осуществляя гипотетичную  процедуру «снятия» слой за  слоем в этой методике, необходимо: а) концентрировать внимание на  главном;

 б) понимать, что цель имеет свои обязательные  условия и средства реализации.

3. «Необходимо  обсуждение целей».

 Для достижения  поставленной цели требуется,  чтобы партнеры и участники  проектной деятельности не воспринимали  ее как скрытый тактический  ход. Очевидно, что принятие целей  — это введение ориентиров  для сотрудничества и кооперации. А последние обстоятельства обязательно  предполагают обсуждение целей.  Такой подход помогает избавиться  от неправильно выбранных ориентиров, создает оптимальные условия  для согласованных действий по  их реализации.

4. «Цели  необходимо конкретизировать в  мероприятиях».

 Стратегия  постановки цели и тактика  ее реализации должны быть  взаимосвязаны. Элементами этой  технологии должны предстать  конкретные мероприятия, поэтапно  реализующие каждый аспект выбранной цели. Данная технология предусматривает координацию средств достижения целей на каждом этапе.

5. «Целеполагание должно содержать в себе постоянное улучшение состояния».

 Указанный  принцип напрямую связан с  предыдущим. Но в его основе  лежит то, что каждый последующий  этап в реализации цели должен  демонстрировать «улучшение» состояния  проектируемого объекта.

6. «Приближение  цели должно соответствовать  большей мобилизации средств  и усилий».

 Указанный  принцип чаще всего используется  при реализации долгосрочных  целей. По мере достижения тех  или иных этапов требуется  мобилизация и концентрация усилий. Наиболее значимым аспектам цели  должны соответствовать более  весомые и сильные средства  достижения последней.

5-й этап. Установление основных задач  — они должны быть достаточно  конкретными, являясь этапами  приближения к поставленной цели  социального проекта.

6-й этап. Выбор стратегии проектной деятельности  — сформулированные задачи, очевидно, должны реализовываться с помощью  конкретных средств, мероприятий,  действий, последовательность и  взаимозависимость которых должна  быть определена на этапе, предваряющем  составление организационной программы  и рабочего плана проектной  деятельности.

7-й этап. Составление организационной программы  — организационная программа  обеспечивает целенаправленную  и согласованную деятельность  социальных проектировщиков на  всех стратегических этапах проектирования. С ее помощью создается и  поддерживается на протяжении  всего процесса проектирования  организация проектной активности  как динамичной структурной целостности.  Организационная программа имеет  следующую типизированную структуру: 1) формулирование целей и задач  проектной деятельности непосредственно  для проектировщика; 2) определение  содержания ролей и распределение  последних в зависимости от  способностей деятелей; 3) каталогизация  объектов проектирования; 4) четкое  изложение действий, планируемых  для достижения поставленной  цели; 5) перечень средств и ожидаемых  результатов.

8-й этап. Прогнозирование — это предвидение  тенденций и перспектив возможного  развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов.  Прогноз описывает будущее состояние  системы. В основе прогнозирования  лежат три взаимодополняющих  источника информации о будущем:  а) экстраполяция в будущее  тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в  прошлом и настоящем; б) моделирование  объектов исследования, представление  их в упрощенной форме, схематическом  виде, удобном для получения выводов  прогнозного характера; в) прогнозная  экспертная оценка.

 В соответствии  с этим существуют три основные  и дополняющие друг друга способа  разработки прогнозов:

 а) анкетирование;  б) экстраполирование и интерполирование  — построение динамических (статистических  и логических) рядов развития  показателей прогнозируемого процесса; в) моделирование — построение  поисковых и нормативных моделей  с учетом вероятного и желаемого  изменения прогнозируемого объекта.

 Этап  прогнозирования традиционно подразделяется  на три части: а) определение  исследовательского прогноза;

5) определение  нормативного прогноза; в) верификация  и корректировка прогнозов в  соответствии с целями и задачами, ресурсами и сроками.

9-й этап. Моделирование — на основе  многочисленных вариантов верификации  и корректировки прогнозов производится  моделирование будущих состояний  систем и процессов. В настоящее  время моделирование — один  из наиболее распространенных  приемов познания и обязательная  часть любого исследования. Модель  — это такая мысленно представляемая  или материально реализованная  система, которая, отображая и  воспроизводя объект исследования, способна замещать его так,  что ее изучение дает новую  информацию об этом объекте.

Информация о работе Функции и технологии проектирования в социальной работе