Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:25, курсовая работа
Цель данной работы – изучение эффективности модели «стационарный» метод ухода на дому за инвалидами и людьми пожилого и старческого возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Теоретический анализ проблем медико-социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Разработать модель «стационарный» уход за тяжело больными людьми и инвалидами.
Доказать эффективность реализации данной модели в условиях специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Введение………………….……………………………………………………………6
Медико-социальная работа как отрасль социальной работы…………….….……..9
Организация и содержание медико-социальной работы в России…..……….9
Организация и содержание медико-социальной работы за рубежом………..16
Технология работы с пожилыми гражданами и инвалидами в условиях
малого города…………………………………………………………………….……20
Структура социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов
в г. Междуреченске…………………………………….……………………………..23
Специфика работы специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому………………………………………………………………..24
Модель – «стационарный» метод ухода за тяжело больным пожилыми
Гражданами инвалидами……………………………………………………………34
Организация эксперимента и методы исследования в
специализированном отделении социально-медицинского обслуживания
на дому…………………………………………………..……………………………..34
Обсуждение результатов эксперимента по внедрению модели
«стационарного» ухода на дому……………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………………50
Список литературы…………………...………………………………………..…….
Анкета состояла из шестнадцати вопросов, направленных на выявление основных потребностей больных в социальной помощи и оценку эффективности работы специализированного отделения социально-медицинской помощи на дому, с точки зрения клиентов (см. Приложение 8).
Разработка анкеты для немобильных больных была результатом проведения пилотажного исследования, которое показало, что в процессе беседы у клиентов возникают трудности в общении, нежелание идти на контакт, неискренность ответов. Анкетирование позволило получить более полную и надежную информацию от клиентов.
В результате проведенного анкетирования были получены следующие данные:
Первый блок вопросов в интервью был посвящен социальным потребностям клиентов отделения. Было предложено проанализировать потребности в информации о работе МУСЗН "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов". Данные потребности, как медицинский персонал, так и социальные работники обозначили как важные социальные проблемы на сегодняшний день, в частности информация отмечают работники, не доступна многим слоям населения в виду отсутствия хорошо организованной социальной рекламы. В большинстве случаев, основной контингент, тяжело больные люди не выходящие за пределы своих квартир.
При этом отмечается, что часто больные 48% поступают в отделение по направлению ЛПУ. Работники отмечают, что реклама в СМИ расширила и увеличила бы обращаемость населения в МУСЗН ЦСОПГиИ, для решения проблем клиентов оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Сами больные отмечают, что потребность в информации не обходима.
Следующий блок вопросов в интервью был посвящен проблемам по самообслуживанию, уходу, социальной зависимости клиентов отделения.
Все клиенты отделения, в разной степени нуждаются и зависимы от посторонней помощи, по состоянию здоровья, им необходим должостный уход и лечение. Многие (62,5%) не только не покидают своего жилья, но и не поднимаются с постели.
В практике социальной работы посещение немобильных клиентов имеет большое значение.
Общественные организации в настоящее время занимают незначительное место в реабилитации и оказании действенной помощи клиентам, состоящим на обслуживании в специализированном отделении ЦСОПГиИ.
Третий блок вопросов был направлен на определение потребности в помощи больным, в восстановлении социального статуса. Эта потребность является по результатам исследования не менее важной, и, как медицинский персонал и социальные работники, так и больные 100% определяют ее на одно из первых мест, по отношению к другим потребностям. Зачастую, у больных, составляют 64%, полностью нарушены все социальные связи, и наблюдается выраженная социальная дезадаптация. Социально-психологическая адаптация пожилых людей, неотъемлемая часть их социальной реабилитации, может рассматриваться как сложный процесс, в результате которого деформированная старением, множественной соматической патологией и стрессовой ситуацией личность, не может приспособиться и активно функционировать в новых, жизненных условиях.
Больные поступают в отделение, как правило, с множеством социальных и медицинских проблем, которые решают работники МУСЗН "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".
Выявлено, что 84% больных отмечают, что именно работники центра помогают решить их проблемы.
Социальные и медицинские
На этом заканчивается блок вопросов,
связанных с социальными
Следующий блок – исследование состояния здоровья клиентов.
Проведенный статистический
анализ позволяет сделать вывод,
что клиенты отделения
На сегодняшний день в социальной сфере сложилась такая ситуация, что специалисты по социальной работе и медицинский персонал ЛПУ работают, разобщено, несмотря на то, что еще в 1997 году было официально признано, что социальный работник необходим в системе здравоохранения. Получается, что декларируется совместная деятельность социальных работников и медицинского персонала в сфере социального обслуживания населения, но в действительности специалисты каждой сферы (медицинской и социальной) выполняют и свои четко заданные функции и обязанности. Именно такая разобщенность действий влечет к неэффективности медико-социальной реабилитации с клиентами, состоящими на обслуживании в МУСЗН "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".
Вышеописанные результаты свидетельствуют о том, что 62,5% клиентов имеют множество проблем со здоровьем, а отсутствие средств на покупку медикаментов влечет за собой ухудшение здоровья. На уровне специализированного отделения не возможно решить проблему лечения тяжелых форм заболеваний. А если больной в пожилом или старческом возрасте, то положить его в больницу, для лечения общих соматических заболеваний, практически не возможно.
Следующий блок вопросов
касался психологических
Работники предложили эту проблему рассмотреть с трех сторон: проблема одиночества, адаптация к проблемам связанных со здоровьем, налаживание взаимоотношений с сотрудниками центра.
Одиночество является одним из факторов влияющим как на психоэмоциональное, так и физическое состояние клиента. Исследование показало, что 62% респондентов имеют проблему одиночества.
Работники отмечают, что большинство больных 84% довольно плохо адаптируются к своему настоящему состоянию, связанных с нарушением каких-либо функций организма.
Но так же отмечают, что отношения между клиентами и социальными работниками налаживаются быстро и эти отношения обозначаются как бесконфликтные.
Представляющий чрезвычайную важность вопрос взаимоотношений социального работника и клиента до настоящего времени не получил достаточного освещения в литературе. Можно предполагать, что тот или иной характер представлений о социальном работнике определяется степенью принятия больным позиции социального работника и медицинской сестры в отношении лечения и ухода.
В литературе указывается, что результаты терапии, находятся в зависимости от психологического воздействия специалиста по социальной работе на клиента.
Исследователи в последние время отстаивают мнение о том, что характер взаимоотношений специалистов по социальной работе, медперсонала и больных является главным фактором, определяющим эффективность лечения и ухода [15].
В результате проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что если между социальным работником, медицинской сестрой и клиентами быстро устанавливается психологический контакт, создается атмосфера доверия, то этот факт дает возможность специалисту по социальной работе, направлять в нужное русло обсуждение актуальных проблем, связанных с настоящим положением больного. Такой характер контакта создает более благоприятные условия для формирования установки на выздоровление. В процессе ухода 100% больных осознают, что контакт с медицинской сестрой и социальным работником, является необходимым компонентом улучшения здоровья. Сохранение дальнейших контактов поможет преодолеть трудности, связанные с заболеванием.
Таким образом, результаты, полученные в данном исследовании, показывают, что существует определенная зависимость результатов, ухода за больными клиентами от характера складывающихся взаимоотношений.
Следующая психологическая потребность касалась нормализации социально-психологических отношений в семье больного. При анализе данной потребности необходимо помнить, что 85% больных одинокопроживающие, 9 % имеют родственников. Сотрудники отмечают, что, конечно, специалисты центра должны решать проблему нормализации отношений в семье, но сами больные неохотно соглашаются на это. Как правило, за психологической помощью обращаются близкие и родственники больного, чаще это супруг (га) или мать больного.
Данной работой занимается психолог отделения, который проводит индивидуальное психологическое консультирование или семейное. Работа психолога имеет важное место в работе отделения.
Следующий блок, это экономические потребности.
Экономическая потребность в оказании помощи в получении пенсий, пособий и льгот, была отмечена, что клиенты отделения не нуждаются в подобной помощи, так как на данный момент имеют статус инвалида или пенсионера, и, следовательно, уже получают подобные материальные выплаты.
Отмечается потребность в
В целом, сотрудники центра, экономические потребности обозначают необходимыми и нужными, но, указывают, что подобной социальной помощью должны заниматься не только органы социальной помощи населению, но и другие организации города.
В целом больные считают, что работа отделения является хорошо организованной службой (60%), все больные (100%) порекомендовали бы своим знакомым или родственникам, имеющим подобную проблему, обратиться в МУСЗН "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»
В результате анализа данного исследования были выделены наиболее актуальные потребности немобильных клиентов, с точки зрения медицинских сестер и социальных работников.
Таким образом, анализ проведенного исследования показывает, что видение потребностей в социальной помощи самими больными и сотрудниками центра, одинаково. Как видно работники полностью понимают и осознают все проблемы больных, и неудовлетворенность какой-либо потребности, связана с плохой материально-технической базой, указывается как медицинскими, так и социальными работниками.
Необходимо отметить, что в общем, виде ответы медицинских и социальных работников сильно не отличались и носили однотипный характер, но важным является то, что по результатам интервью социальные работники более пессимистично смотрят на будущее выздоровление клиентов специализированного отделения в отличие от медицинских работников.
Результаты проведенного исследования позволяют определить то, какие потребности в социальной помощи на сегодняшний день представляются наиболее актуальными и требуют решения на этапе госпитализации, и какие потребности могут решаться в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому.
На основе изучения литературы и данных исследования были составлены рекомендации по оптимизации медико-социальной реабилитации для тяжело больных граждан пожилого и старческого возраста в домашних условия [21, 42; 43].
На четвертом этапе, с учетом индивидуальных потребностей, мы разработали новую форму обслуживания граждан пожилого и старческого возраста, инвалидов на дому.
Данная технология предполагает:
Путем реорганизации отделения, внутренней перестановкой кадров, коррекции элементов предоставляемых услуг (без дополнительного финансирования), мы предлагаем выделить 6 функциональных групп. В результате чего, появится реальная возможность, для индивидуальной работы с каждым клиентом.
На Рисунке 2, нами представлена схема новой модели по уходу за тяжело больными пожилыми людьми и инвалидами.
1. Специалист по доставке продуктов питания и предметов первой необходимости (доставщик). Работа осуществляется при поступлении заявок по телефону и контактном посещении клиентов. Осуществляет данный вид деятельности 1 социальный работник. Для более рационального использования рабочего времени необходимо исключить участковый принцип доставки. Основной причиной для этого выступает недостаточность транспортных средств в Центре. Предпочтительнее использовать метод «веерной» доставки. Смысл «веерной» доставки заключается в том, что доставщик задействуя транспортную единицу Центра, или городской автотранспорт, передвигаясь по предварительно определенному маршруту, может обслужить несколько клиентов близ лежащих домов, квартир в одном доме одновременно.
Заведующая отделением
Участковый врач
Хозяйственник
Психолог
Инструктор
по трудотерапии
Информация о работе Халықтың өмір сүру деңгейін көтерудің әлеуметтік-экономикалық аспектілері