Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:25, курсовая работа
Цель данной работы – изучение эффективности модели «стационарный» метод ухода на дому за инвалидами и людьми пожилого и старческого возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Теоретический анализ проблем медико-социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Разработать модель «стационарный» уход за тяжело больными людьми и инвалидами.
Доказать эффективность реализации данной модели в условиях специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Введение………………….……………………………………………………………6
Медико-социальная работа как отрасль социальной работы…………….….……..9
Организация и содержание медико-социальной работы в России…..……….9
Организация и содержание медико-социальной работы за рубежом………..16
Технология работы с пожилыми гражданами и инвалидами в условиях
малого города…………………………………………………………………….……20
Структура социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов
в г. Междуреченске…………………………………….……………………………..23
Специфика работы специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому………………………………………………………………..24
Модель – «стационарный» метод ухода за тяжело больным пожилыми
Гражданами инвалидами……………………………………………………………34
Организация эксперимента и методы исследования в
специализированном отделении социально-медицинского обслуживания
на дому…………………………………………………..……………………………..34
Обсуждение результатов эксперимента по внедрению модели
«стационарного» ухода на дому……………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………………50
Список литературы…………………...………………………………………..…….
Таблица 6
Структура рабочего дня медицинской сестры
№ п/п |
Виды услуг |
Общая продолжительность в день в минутах |
Средний процент к продолжительности рабочего дня |
1 |
Путь в аптеку, поликлинику, стационар, межадресный переход |
90 |
18,75 |
2 |
Посещение ЛПУ (выписка рецептов, консультативные беседы по оказанию медицинских услуг) |
90 |
18,75 |
3 |
Покупка лекарства, перевязочного материала |
60 |
12,5 |
4 |
Выполнение медицинских - измерение АД; - в/м; п/к инъекции; - обработка ран, пролежней, - др. процедуры медицинского |
40 |
8,3 |
5 |
- др. процедуры медицинского характера |
30 |
6,3 |
6 |
Привлечение к работе психолога |
30 |
6,3 |
7 |
Привлечение волонтеров |
60 |
12,5 |
8 |
Проведение реабилитационных мероприятий |
20 |
4,2 |
продолжение таблицы 6
9 |
Ведение документации |
60 |
12,5 |
Всего: |
480,0 |
100% |
Анализируя данные Таблиц 5, 6, мы пришли к выводу, что с учетом тяжести состояния здоровья клиентов, на плечи медицинской сестры ложится непосильный фронт работы. Так как общая продолжительность времени нахождения медицинского работника у больного составляет примерно 40-60 минут, а на выполнение медицинских процедур уходит около 20-30 минут, на мероприятия по реабилитации клиента остается не более 10-20 минут.
В условиях эксперимента в данной труппе работали две медицинские сестры. С учетом ограничения времени, они выполнили следующие мероприятия по реабилитации обслуживаемых клиентов.
Приемы медицинской реабилитации заключались только в выполнении назначенных участковым врачом процедур.
Для того чтобы, каким то образом облегчить состояние своих подопечных, одна из медсестер нашла спонсоров, которые оказали благотворительную помощь. На эти деньги были приобретены ходунки на колесах. Пять больных, получили возможность в начале с посторонней помощью, а затем самостоятельно передвигаться по квартире.
В школьной мастерской, учащимися были изготовлены поручни и лестницы для самоподтягивания, затем доставлены на дом пожилым инвалидам, «прикованным» к постели, чтобы они могли хоть немного переменить положение тела, совершать минимальные приемы самообслуживания в периоды нахождения без посторонней помощи
В связи с ограничением временных возможностей, другие реабилитационные мероприятия не проводились, возможности социальных работников из-за чрезмерной нагрузки, ограничивались оказанием услуг бытового характера.
Таким образом, анализируя работу первой группы, мы пришли к выводу, что существующая и используемая форма социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста, с тяжелыми формами заболеваний, далеко не эффективна.
Не в полной мере осуществляется медико-социальная реабилитация, что отражается на состоянии здоровья клиента (см. Рисунок 3).
Невозможно обеспечение всего набора предусматриваемых услуг. Социальный работник зачастую, при выполнении своих обязанностей, из-за ограничения времени и других выше описанных причин, выступает в роли «няньки», что способствует развитию «иждивенчества». Ограничена стимуляция активности обслуживаемых пожилых людей, в результате у 65% клиентов нет мотивации к активному образу жизни.
Подведя итог, мы определили, что обслуживать на дому пожилых людей, остро нуждающихся в посторонней помощи, максимально удовлетворять все их потребности, применяя рутинные методы не возможно. Отсутствие же системы полноценного ухода, не только не улучшает качество жизни пожилого больного человека, но и может явиться причиной обострения имеющегося заболевания, значительным ухудшением общего самочувствия, преждевременным летальным исходом.
Описание работы второй группы
Характеристика (Группы – 2), которая работала по модели «стационарного» ухода на дому.
Состав группы: 20 клиентов (6 мужчин, 14 женщин), 4 социальных работника, 2 медицинские сестры.
Возраст клиентов:
55–59 – 3 чел. 70-74 – 5 чел.
60- 64 – 3 чел. 75-79 – 5 чел.
65- 69 – 3 чел. 80-89 – 3 чел
Структура заболеваемости клиентов второй группы
ОНМК (с осложнениями в виде гемипарезов 2-3 степени) – 3 чел.
Рассеянный склероз (парез нижних конечностей)– 2 чел.
Перелом шейки бедра (наложен гипсовый «сапожок») – 2 чел.
ЗССС (тяжелое течение, декомпенсация, пролежни) – 2 чел.
Заболевание опорно-двигательного аппарата (ДОА, НФС 3-4) – 5 чел.
Онкозаболевания (4 стадия) – 6 чел.
Клиенты второй группы, так же страдают тяжелыми формами заболеваний. Десять больных, с помощью вспомогательных средств, с трудом передвигаются по квартире. Пять больных могут садиться на кровати с посторонней помощью и выполнять некоторые процедуры по самообслуживанию. Три клиента по состоянию здоровья совсем не поднимаются с кровати, нуждаются в постоянном постороннем уходе. Два человека нуждаются в паллиативной помощи на дому.
Состав, качественные характеристики и условия функционирования клиентов данной группы примерно одинаковы с клиентами контрольной группы.
Так как в настоящее
время достаточная медико-
Путем конкретизации элементов услуг, были изменены функциональные обязанности четырех социальных работников и двух медицинских сестер.
Два соцработника, были представлены как хозяйственники, т.е. выполняли услуги только в пределах квартиры.
Третий соцработник, был представлен как доставщик, т.е. выполнял услуги связанные с доставкой любых видов заказов клиентов.
Четвертый соцработник, был представлен как финансист, но в его обязанности входила не только оплата коммунальных услуг, но и решение проблемных вопросов клиентов с различными службами, с предприятиями. Работа проводилась с организациями, где прежде трудились пенсионеры. Оформление различных документов, оформление материальной помощи, привлечение волонтеров, спонсоров, для оказания помощи нуждающимся лицам пожилого возраста, инвалидам, так же являлось функциональной обязанностью доставщика.
Одна медицинская сестра
выполняла все медицинские
Вторая медсестра была представлена как реабилитолог.
Шестая функциональная группа санитарка, необходима для дополнительного ухода за лежачими больными. Для оказания санитарно-гигиенических услуг привлекались добровольцы.
С разделением функциональных обязанностей, у социального работника появились дополнительные резервы рабочего времени, что позволило предоставлять не только бытовые, но и реабилитационные услуги.
Во всех функциональных группах применялся метод планирования услуг. Целью планирования ухода является поиск оптимальных способов удовлетворения потребностей клиента с учетом индивидуального подхода и максимального сохранения достоинства пользователя услуг.
Планирование мероприятий по уходу начинается с определения оценки физического состояния и жизнедеятельности клиента. Основой оценки физических функций является оценка способности к передвижению и самообслуживанию. В повседневной жизни человека должны присутствовать 3 сферы деятельности;
- самообслуживание,
- продуктивная деятельность,
- досуг.
На рисунке 4, представлена диаграмма, на начало проведения эксперимента.
1. Снижение функций на 50-70% - 6 чел.
2. Снижение функций на 70 -85% - 5 чел.
3. Снижение функций на 85-100 % - 3чел.
4.Палиативный уход – 2 чел.
Рис.4. Диаграмма способностей клиентов
к самообслуживанию, передвижению
После оценки физических и двигательных функций определяется, в каких услугах нуждается клиент, а так же его потребность во вспомогательных средствах адаптации.
В план ухода включаются услуги федерального перечня гарантированных услуг, дополнительные услуги, а так же мероприятия по восстановлению функций самообслуживания.
Таким образом, клиенты получали услуги по утвержденному плану ухода. При необходимости в план вносились корректировки.
Так же использовался метод повременного учета, что позволило индивидуализировать нуждаемость клиента в услугах, определить четкие временные границы, предоставлять своевременно необходимые услуги на дому.
Метод повременной оценки
нуждаемости и обеспечение
1 этап. Определение и детализация социальных услуг для выделения основного комплекса реабилитации или адаптации клиента (бытовой, медицинской и т. д.).
2 этап. Оценка каждой
услуги для определения затрат
времени на каждую из них.
Оценка проводилась на
3 этап. Оценка нуждаемости клиента в конкретных услугах, в спределении времени (часы, минуты) необходимом для удовлетворения потребностей.
4 этап. Оценка нуждаемости
в кратности (частоте)
5 этап. Определение нагрузки
на каждого участника соответст
Таблица 7
Определение нагрузки и временных затрат в функциональных группах
№ п/п |
Функциональнальная Группа (из расчета на одного работника) |
Количество клиентов |
Резервное время (в минутах) |
Временные затраты на реабилитационные услуги |
1 |
Хозяйственник |
10 |
562,0 |
56 |
2 |
Доставщик |
20 |
120,0 |
6 |
3 |
Финансист |
20 |
180,0 |
9 |
4 |
Медицинская сестра |
20 |
0 |
0 |
5 |
Реабилитолог |
20 |
480,0 |
96 |
6 |
Санитарка |
5 |
0 |
0 |
7 |
Психолог |
40 |
480,0 |
45 |
Таким образом, на основе анализа затрат рабочего времени, из Таблицы 7 видно, на сколько высвободилось время социального работника и медицинской сестры, за счет разделения функциональных обязанностей. В результате появления «резервного» времени, у хозяйственника появилась возможность помимо услуг бытового плана, предоставлять и реабилитационные услуги социально-бытового характера.
Проанализировав потребности: в социальном обслуживании, в кратности посещений, в особенностях ухода, в необходимой реабилитации, был разработан общий план посещений немобильных больных на дому.
График обслуживания и план ухода фиксировались в таблице (см. Приложение 5), где отражалась вся деятельность работника (время нахождения у клиента, кратность посещений в день, перечень выполняемых услуг). По ней можно легко определить ежедневную загруженность социального работника и медицинской сестры, фиксировать фактическое количество оказанных услуг.
Информация о работе Халықтың өмір сүру деңгейін көтерудің әлеуметтік-экономикалық аспектілері