Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:25, курсовая работа
Цель данной работы – изучение эффективности модели «стационарный» метод ухода на дому за инвалидами и людьми пожилого и старческого возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Теоретический анализ проблем медико-социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Разработать модель «стационарный» уход за тяжело больными людьми и инвалидами.
Доказать эффективность реализации данной модели в условиях специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Введение………………….……………………………………………………………6
Медико-социальная работа как отрасль социальной работы…………….….……..9
Организация и содержание медико-социальной работы в России…..……….9
Организация и содержание медико-социальной работы за рубежом………..16
Технология работы с пожилыми гражданами и инвалидами в условиях
малого города…………………………………………………………………….……20
Структура социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов
в г. Междуреченске…………………………………….……………………………..23
Специфика работы специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому………………………………………………………………..24
Модель – «стационарный» метод ухода за тяжело больным пожилыми
Гражданами инвалидами……………………………………………………………34
Организация эксперимента и методы исследования в
специализированном отделении социально-медицинского обслуживания
на дому…………………………………………………..……………………………..34
Обсуждение результатов эксперимента по внедрению модели
«стационарного» ухода на дому……………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………………50
Список литературы…………………...………………………………………..…….
Рис. 2. Модель «стационарный» метод работы отделения
Кроме экономии временных затрат, затрат на автотранспорт, значительным преимуществом этого метода является безболезненная взаимозаменяемость, в случае необходимости социальных работников. Маршрут движения корректируется заведующей отделением.
2.Специалист по работе с предприятиями и учреждениями (решает проблемы финансово-правового характера). Работу ведет 1 социальный работник. Посещение клиента 2 раза в неделю.
3.Специалист по хозяйственной работе (выполняет социально-бытовые услуги в пределах квартиры клиента). Работу выполняют 8 человек. Посещение клиента 3-5 раз в неделю. Количество клиентов на одного социального работника определяется по количеству затребованных услуг и социальной зависимости пожилого человека / инвалида.
4.Медицинские услуги
Работа осуществляется под контролем участкового врача и других специалистов учреждений здравоохранения.
Работа заключается:
5. Учитывая проблемы клиентов, в рамках эксперимента, создана реабилитационная группа – 4 чел (медицинская сестра – реабилитолог, инструктор по трудотерапии, массажист, инструктор лфк). Работники реабилитационной группы, используя элементы терапии, повседневными занятиями активизируют самостоятельность, независимость и способствуют реализации личностных возможностей клиентов. Реабилитация клиентов должна проводится по индивидуальным программам, где учитываются медико-социальный, социально-психологический, социально-бытовой и другие аспекты.
Именно к этой группы предъявляются самые строгие квалификационные требования:
Центр предусматривает работу по повышению квалификации сотрудников.
Контроль за исполнением сотрудниками
плана социально-медицинской
6. Функциональная группа – «санитарка» - задействовано 2 чел. Работа заключается в оказании услуг санитарно-гигиенического характера.
3.2.
Обсуждение результатов
модели «стационарного ухода на дому
Приведем результаты практического исследования.
Всего в эксперименте участвовало 52 человека. Из них 12 человек специалисты по социальной работе, 40 человек, клиенты отделения.
База исследования: структурное подразделение ЦСОГПВиИ, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому.
В начале эксперимента была определена цель: установить результативность предлагаемой, новой формы работы по осуществлению ухода и медико-социальной реабилитации граждан пожилого и старческого возраста, инвалидов на дому.
Определены задачи:
-провести анализ анкет, систематизировать проблемы, выделить наиболее значимые;
- изучить нормативы существующей модели;
- разработать план реализации новой модели;
- реализовать на практике заданную модель;
- провести анкетирование
клиентов по завершении
- проверка выдвинутой гипотезы;
-определить перспектив деятельности после завершения эксперимента.
Критериями эффективности представленной исследуемой работы являлись:
- уровень качества оказываемых услуг;
- уровень социальной зависимости клиента;
- динамика функциональных сдвигов, в ходе реабилитационных мероприятий;
-уровень физической
нагрузки социальных
- уровень тревожности обслуживаемых клиентов;
Были определены временные рамки- 3 месяца.
Эксперимент носил этапный характер.
На первом этапе, были подобраны две группы клиентов, одинаковые по составу (по 20 человек), качественным характеристикам и условиям функционирования.
Группы носили характер
контрольной и
На втором этапе, мы провели анализ анкет обратной связи (см. Приложение 2);
-составили таблицы
по возрастной градации, по половому
признаку, по нозологии ,по объективной
и субъективной оценке
-изучили прежние графики работы, стандарты выполняемой работы;
-разработали план реализации работы в экспериментальной группе с учетом измененных функциональных обязанностей социальных работников и медицинских сестер.
На третьем этапе, мы приступили к практической реализации заданной программы.
Описание работы первой группы
Характеристика (Группы - 1), которая работала в прежнем рутинном режиме.
Состав группы: 20 клиентов (9 мужчин, 11 женщин), 4 социальных работника, 2 медицинские сестры, психолог (проводила работу в обеих группах).
Возраст клиентов:
55–59 – 2 чел. 70-74 – 3 чел.
60- 64 – 2 чел. 75-79 – 2 чел.
65- 69 – 6 чел. 80-89 – 5чел
По половому признаку численность женщин превышает численность мужчин, такое соотношение преобладает в возрастной градации средних и старших возрастов.
Структура заболеваемости клиентов первой группы
ОНМК (с осложнениями в виде гемипарезов 2-3 степени) – 5 чел.
Рассеянный склероз (тетрапарез) – 1 чел.
Перелом шейки бедра (наложен гипсовый «сапожок») – 2 чел.
ЗССС (тяжелое течение, декомпенсация, пролежни) – 4 чел.
Сахарный диабет (тяжелое течение, диабетическая стопа) – 3чел.
Онкозаболевания (4 стадия) – 5 чел.
Структура показывает, что все клиенты данной группы страдают тяжелыми формами заболеваний. Десять больных относятся к категории мало-мобильных, с помощью вспомогательных средств, с трудом передвигаются по квартире. Пять больных могут садиться на кровати с посторонней помощью и выполнять некоторые процедуры по самообслуживанию. Пять клиентов по состоянию здоровья совсем не поднимаются с кровати, нуждаются в постоянном постороннем уходе.
На рисунке 3, представлена
диаграмма, на начало
1. Снижение функций на 55-75% - 10чел.
2. Снижение функций на 75-90% - 5 чел.
3. Снижение функций на 100 % - 5чел.
Рис.3. Диаграмма способностей клиентов
к самообслуживанию, передвижению
В первой группе работа проводилась в прежнем, существующем режиме.
Социальные работники и медицинские сестры, как обычно выполняли свои функциональные обязанности с прежними графиками и стандартами выполняемой работы (см. Приложение 6, Таблица 6).
Согласно «Положения»
о работе отделения социально-
Описание работы социального работника
Социальные работники
предоставляли социально-
Таблица 4
Структура рабочего дня социального работника
№ п/п |
Виды услуг |
Общая продолжительность в день в минутах |
Средний процент % к продолжительности к продолжительности рабочего дня |
1 |
Работа с документами |
13 |
2,7 |
2 |
Путь в магазин, аптеку, по делам клиента |
60,3 |
12,6 |
3 |
Покупка продуктов, прмтоваров, медикаментов |
62,5 |
13,1 |
4 |
Доставка продуктов, промтоваров, медикаментов |
64,4 |
13,4 |
5 |
Ожидание покупки |
5,5 |
1,1 |
6 |
Беседа |
45,8 |
9,5 |
7 |
Услуги бытовые |
21,5 |
4,5 |
8 |
Услуги гигиенические |
65,1 |
13,8 |
9 |
Приготовление обеда |
25 |
5,2 |
10 |
Кормление |
22,5 |
4,7 |
11 |
Стирка белья |
27,5 |
5,7 |
12 |
Оформление льгот, оплата коммунальных услуг |
19,9 |
4,1 |
13 |
Расчет с клиентами, заполнение дневника |
46 |
9,6 |
Всего: |
480,0 |
100 |
Анализируя данные Таблицы 4, мы сделали вывод, что затраты времени на оказание услуг по закупке и доставке товаров первой необходимости, услуги по оказанию помощи в гигиене, самые значительные в структуре общей продолжительности рабочего дня. В среднем занимает 40-60% времени.
Использование рабочего времени на оказание услуг, приведенных в таблице, естественным образом сказывается на качестве обслуживания, т.е. у социального работника практически не остается времени для эффективного осуществления мероприятий по реабилитации клиентов.
Приведем данные исследования для определения уровня зависимости клиента от сотрудников отделения.
Таблица 5
Расчет временных затрат
% п/п
|
Должность |
Норма обслуживания |
Количество времени на одного пациента в неделю |
Затраты времени в неделю на работу вне дома и переезды |
Затраты времени на работу с пациентом в день на дому |
Общее количество часов на- хождения клиента без посторонней помощи |
1 |
Социальный работник |
пять клиентов |
8 часов |
3 часа 60минут |
1 час 32минуты |
- |
2 |
Медицинская сестра |
десять клиентов |
4 часа |
4 часа |
40минут |
- |
3 |
Привлеченные (вололонтеры, соседи) |
Двадцать клиентов |
- |
- |
≈2часа |
- |
4 |
Итого: |
сотрудники Центра и пр. |
12часов |
7 часов 60минут |
2-4 часа |
20 часов |
Анализ Таблицы 5 показывает, в день клиенту оказывается помощь в течении двух, четырех часов. Все остальное дневное время, а так же в вечерние и ночные часы, в выходные и праздничные дни, тяжело больной человек остается без соответствующего ухода и другого вида помощи.
Описание работы медицинской сестры
Медицинские сестры предоставляли медицинские услуги с учетом рекомендаций участкового врача (врача – гериатра в городе нет), а также проводила реабилитационные мероприятия (см. Приложение 2, Таблица 8), организовывала встречи клиентов с психологом. В среднем одна медицинская сестра посещает 6 клиентов в день.
Информация о работе Халықтың өмір сүру деңгейін көтерудің әлеуметтік-экономикалық аспектілері