Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа
Актуальность исследования. Вопросы использования визуальных методов при исследовании объекта социальной работы является актуальной проблемой теории и практики социальной работы.
В науке визуальные методы – это специфические методы сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия (наблюдения) и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «МАРИНА»
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Приложение 2.
- его характер (отдельное или часть серии занятий), порядковый номер занятия в серии, общее название серии;
- сведения о ведущем или ведущих занятия;
- количество участников занятия и их средний возраст.
- время, затраченное на использование таких педагогических форм, методов и приемов подачи материалов, как беседа, лекция и другие традиционные вербальные способы (информационно-познавательный блок), мин.;
- время, затраченное на использование интерактивных форм, методов и приемов подачи материала (тренинговые упражнения, игры, разминки, «мозговые штурмы», деловые игры, просмотр тематических видеороликов, обсуждение и пр.), мин.;
- время, затраченное на групповое тестирование (психодиагностику), мин.;
- время, затраченное на релаксацию, мин.
- время, затраченное на обмен мнениями в конце занятия («обратная связь» с участниками), мин.
3. Параметры, отражающие визуально наблюдаемые реакции участников занятия, и которые могут быть переведены в систему оперативных оценок эффективности занятия по пятибалльной шкале, в том числе:
- оценка эмоциональной включенности участников, баллы;
- оценка деловой (функциональной) включенности участников, баллы;
- оценка общей удовлетворенности участников, баллы;
- оценка удовлетворенности занятием ведущего, баллы.
2.2. Результаты
проведенного исследования
В настоящее время в сети учреждений социального обслуживания семьи и детей Республики Татарстан насчитывается 27 специализированных учреждений на 1054 койко-мест для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе 5 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и 22 социальных приюта для детей и подростков.[3]
Значительная часть
детей и подростков, поступающих
в эти учреждения, проживают в
социально опасных семьях. Некоторые
из них поступают в социально-
После их поступления
в детские социально-
Наблюдаемые групповые
занятия с детьми и подростками
проводились в Социальном приюте
для детей и подростков Авиастроительного
района г.Казани в рамках профилактическойантинаркотичес
Таблица 2.
Тематика проводившихся в 1-м полугодии 2006 г. групповых психологических занятий
Тематика групп |
Кол-во занятий |
Доля, % |
Кол-во часов |
Доля, % |
Обучение здоровому образу жизни |
126 |
55,0 |
65,5 |
45,7 |
Развитие и формирование позитивных социальных навыков |
11 |
4,8 |
9 |
6,3 |
Релаксация, обучение
навыкам нормализации псих. |
86 |
37,6 |
53 |
36,9 |
Профориентация |
6 |
2,6 |
16 |
11,2 |
Итого: |
229 |
143,5 |
Рис. 1. Используемые в групповых занятиях формы работы По количеству занятий
Рис. 2. По затрачиваемому времени
Рис. 1. Используемые в групповых занятиях формы работы По количеству занятий
Рис. 2. По затрачиваемому времени
Формы групповой работы |
Кол-во занятий |
Доля, % |
Кол-во часов |
Доля, % |
Лекция |
1 |
0,4 |
1 |
0,7 |
Тренинг |
97 |
42,4 |
58,8 |
41,0 |
Групповое занятие |
107 |
46,7 |
66,8 |
46,6 |
Беседа |
24 |
10,5 |
17 |
11,9 |
Итого: |
229 |
143,6 |
код |
34. Формы групповой работы |
Кол-во занятий |
Доля, % |
Кол-во часов |
Доля, % |
Кол-вообслуж, чел. |
Доля, % |
34.1 |
Лекция |
1525 |
9,4 |
1719 |
8,6 |
27454 |
21,0 |
34.2 |
Тренинг |
2149 |
13,2 |
3117 |
15,5 |
15418 |
11,8 |
34.3 |
Развивающее занятие |
3698 |
22,8 |
4189 |
20,8 |
23455 |
17,9 |
34.4 |
Групповое занятие |
5385 |
33,2 |
6014 |
29,9 |
31427 |
24,0 |
34.5 |
Групповая психодиагностика |
1050 |
6,5 |
1937 |
9,6 |
10801 |
8,3 |
34.6 |
Группа встреч (клуб) |
414 |
2,6 |
720 |
3,6 |
5306 |
4,1 |
34.7 |
Деловая игра |
157 |
1,0 |
240 |
1,2 |
2030 |
1,6 |
34.8 |
Беседа |
1685 |
10,4 |
240 |
1,2 |
12927 |
9,9 |
34.9 |
Семинар |
166 |
1,0 |
1917 |
9,5 |
2073 |
1,6 |
Итого: |
16229 |
100,0 |
20093 |
100,0 |
130891 |
100,0 |
Рис. 1. Используемые в групповых занятиях формы работы По количеству занятий
Рис. 2. По затрачиваемому времени
Таблица 2.
Тематика проводившихся в 1-м полугодии 2006 г. групповых психологических занятий
код |
35. Тематика групп |
Кол-во занятий |
Доля, % |
Кол-во часов |
Доля, % |
Кол-вообслуж, чел. |
Доля, % |
35.1 |
Профилактика зависимостей |
913 |
5,7 |
1269,8 |
6,4 |
9087 |
7,5 |
35.2 |
Профилактика девиантных форм поведения |
870 |
5,4 |
1178,5 |
5,9 |
6203 |
5,1 |
35.3 |
Обучение здоровому образу жизни |
2631 |
16,4 |
3292,4 |
16,5 |
30062 |
24,7 |
35.4 |
Развитие и формирование позитивных социальных навыков |
3931 |
24,4 |
5182,1 |
26,0 |
30841 |
25,3 |
35.5 |
Релаксация, обучение
навыкам нормализации псих. |
4015 |
25,0 |
4284,6 |
21,5 |
18842 |
15,5 |
35.6 |
Родительско-детские отношения |
874 |
5,4 |
1494,2 |
7,5 |
7607 |
6,2 |
35.7 |
Профориентация |
517 |
3,2 |
765,0 |
3,8 |
5512 |
4,5 |
35.8 |
Другое |
2335 |
14,5 |
2458,2 |
12,3 |
13746 |
11,3 |
Итого: |
16085 |
100,0 |
19924,8 |
100,0 |
121900 |
100,0 |
Всего наблюдение было проведено на 8 групповых занятиях. Из них 4 занятия проводились в группе для младших школьников (8 человек, от 7 до 10 лет), а другие 4 занятия – в группе для подростков старших классов (9 человек, от 12 до 16 лет).
Всего наблюдение продлилось в течение четырех дней. Ежедневно наблюдалось по два занятия: по одному в младшей и старшей группе.
Результаты наблюдения
позволили выявить сильные
Как видно из таблицы
2.2.1, в младшей группе (группа М) интерактивная
часть занятий (165 мин.) заняла времени
в три раза больше, чем информационно-
Зато у старших воспитанников в четыре раза больше времени было посвящено различным тестам (40 мин.) Кроме того, в старшей группе относительно много времени было уделено такому блоку, как «обратная связь» (25 минут), в то время как у младших воспитанников эта форма почти не использовалась (10 мин. за все 4 занятия).
Таблица 2.2.1
Сравнение временной методической структуры занятий в младшей и старшей группах воспитанников приюта
Методическая структура занятия |
Суммарное время, мин. | |
Группа М |
Группа С | |
Информационно-познавательный блок (беседа, лекция, др. вербальные способы подачи материала) |
55 |
80 |
Интерактивный блок
(игры, разминки, тренинговые |
165 |
95 |
Групповое тестирование (психодиагностика) |
10 |
40 |
Релакасация |
- |
- |
«Обратная связь» с участниками |
10 |
25 |
Уже непосредственно
в процессе наблюдения (на первом же
занятии) спонтанно выяснилось, что
в бланк регистрации
В результате данный параметр был введен в бланк регистрации результатов наблюдения, а последующий анализ полученных по нему данных показал, что отвлекающие от занятий моменты в старшей группе встречались в два раза реже, чем у младших. По времени они, однако, затратили в два раза времени больше, чем у младших ребят (см. табл. 2.2.2). Это объясняется тем, что в группе младших воспитанников возникновение отвлекающих моментов по преимуществу было связано с их просьбами сходить в туалет («Можно выйти?!»), на разрешение которых ведущая обычно затрачивала всего лишь по нескольку секунд, а возникновение отвлекающих моментов в старшей группе по большей части было связано с нарушениями дисциплины, в результате которых ведущая занятий тратила очень много времени на восстановление в классе порядка.
Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы