Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Вопросы использования визуальных методов при исследовании объекта социальной работы является актуальной проблемой теории и практики социальной работы.
В науке визуальные методы – это специфические методы сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия (наблюдения) и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Содержание

Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «МАРИНА»
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Приложение 2.

Работа состоит из  1 файл

визуальные методы исследования.docx

— 95.09 Кб (Скачать документ)

-         его характер (отдельное или часть серии занятий), порядковый номер занятия в серии, общее название серии;

-         сведения о ведущем или ведущих занятия;

-         количество участников занятия и их средний возраст.

  1. Параметры, отражающие методическую структуру занятия, в том числе:

-         время, затраченное на использование таких педагогических форм, методов и приемов подачи материалов, как беседа, лекция и другие традиционные вербальные способы (информационно-познавательный блок), мин.;

-         время, затраченное на использование интерактивных форм, методов и приемов подачи материала (тренинговые упражнения, игры, разминки, «мозговые штурмы», деловые игры, просмотр тематических видеороликов, обсуждение и пр.), мин.;

-         время, затраченное на групповое тестирование (психодиагностику), мин.;

-         время, затраченное на релаксацию, мин.

-         время, затраченное на обмен мнениями в конце занятия («обратная связь» с участниками), мин.

3.      Параметры, отражающие визуально наблюдаемые реакции участников занятия, и которые могут быть переведены в систему оперативных оценок эффективности занятия по пятибалльной шкале, в том числе:

-         оценка эмоциональной включенности участников, баллы;

-         оценка деловой (функциональной) включенности участников, баллы;

-         оценка общей удовлетворенности участников, баллы;

-         оценка удовлетворенности занятием ведущего, баллы. 

 

2.2. Результаты  проведенного исследования эффективности  групповых занятий с детьми  и подростками с использованием  наблюдения

В настоящее время  в сети учреждений социального обслуживания семьи и детей Республики Татарстан  насчитывается 27 специализированных учреждений на 1054 койко-мест для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе 5 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и 22 социальных приюта для детей  и подростков.[3]

Значительная часть  детей и подростков, поступающих  в эти учреждения, проживают в  социально опасных семьях. Некоторые  из них поступают в социально-реабилитационные центры и приюты, извлеченные из подвалов или выловленные с вокзалов.

После их поступления  в детские социально-реабилитационные учреждения такие дети нуждаются  в прохождении длительного курса  социальной, педагогической и психологической  реабилитации. Поэтому на протяжении всего их дальнейшего пребывания специалисты приюта регулярно проводят с ними различные индивидуальные и групповые занятия с целью адаптации их к самостоятельной жизни, развития социально полезных навыков, преодоления педагогической запущенности, повышения психологической устойчивости, профилактики девиантных форм поведения и т.п.

Наблюдаемые групповые  занятия с детьми и подростками  проводились в Социальном приюте для детей и подростков Авиастроительного  района г.Казани в рамках профилактическойантинаркотической программы по специальной авторской методике [10]. Основной ведущий занятий - психолог приюта А.А.Данилова. Основной целью наблюдения за этими занятиями стала разработка методов оценки (самим ведущим или внешним супервизором) их эффективности с помощью наблюдения и фиксации его результатов в специально разработанных для этого бланках. 

 

Таблица 2.

Тематика проводившихся  в 1-м полугодии 2006 г. групповых психологических занятий

Тематика групп

Кол-во занятий

Доля, %

Кол-во часов

Доля, %

Обучение здоровому  образу жизни

126

55,0

65,5

45,7

Развитие и формирование позитивных социальных навыков

11

4,8

9

6,3

Релаксация, обучение навыкам нормализации псих.состояния

86

37,6

53

36,9

Профориентация

6

2,6

16

11,2

Итого:

229

 

143,5

 

 

 

Рис. 1. Используемые в групповых занятиях формы работы По количеству занятий 

 

Рис. 2. По затрачиваемому времени 

 

Рис. 1. Используемые в групповых занятиях формы работы По количеству занятий 

 

Рис. 2. По затрачиваемому времени 

 

Формы групповой  работы

Кол-во занятий

Доля, %

Кол-во часов

Доля, %

Лекция

1

0,4

1

0,7

Тренинг

97

42,4

58,8

41,0

Групповое занятие

107

46,7

66,8

46,6

Беседа

24

10,5

17

11,9

Итого:

229

 

143,6

 

 

 

код

34. Формы групповой  работы

Кол-во занятий

Доля, %

Кол-во часов

Доля, %

Кол-вообслуж, чел.

Доля, %

34.1

Лекция

1525

9,4

1719

8,6

27454

21,0

34.2

Тренинг

2149

13,2

3117

15,5

15418

11,8

34.3

Развивающее занятие

3698

22,8

4189

20,8

23455

17,9

34.4

Групповое занятие

5385

33,2

6014

29,9

31427

24,0

34.5

Групповая психодиагностика

1050

6,5

1937

9,6

10801

8,3

34.6

Группа встреч (клуб)

414

2,6

720

3,6

5306

4,1

34.7

Деловая игра

157

1,0

240

1,2

2030

1,6

34.8

Беседа

1685

10,4

240

1,2

12927

9,9

34.9

Семинар

166

1,0

1917

9,5

2073

1,6

 

Итого:

16229

100,0

20093

100,0

130891

100,0


 

 

Рис. 1. Используемые в групповых занятиях формы работы По количеству занятий 

 

Рис. 2. По затрачиваемому времени 

 

Таблица 2.

Тематика проводившихся  в 1-м полугодии 2006 г. групповых психологических занятий

код

35. Тематика  групп

Кол-во занятий

Доля, %

Кол-во часов

Доля, %

Кол-вообслуж, чел.

Доля, %

35.1

Профилактика зависимостей

913

5,7

1269,8

6,4

9087

7,5

35.2

Профилактика девиантных форм поведения

870

5,4

1178,5

5,9

6203

5,1

35.3

Обучение здоровому  образу жизни

2631

16,4

3292,4

16,5

30062

24,7

35.4

Развитие и формирование позитивных социальных навыков

3931

24,4

5182,1

26,0

30841

25,3

35.5

Релаксация, обучение навыкам нормализации псих.состояния

4015

25,0

4284,6

21,5

18842

15,5

35.6

Родительско-детские отношения

874

5,4

1494,2

7,5

7607

6,2

35.7

Профориентация

517

3,2

765,0

3,8

5512

4,5

35.8

Другое

2335

14,5

2458,2

12,3

13746

11,3

 

Итого:

16085

100,0

19924,8

100,0

121900

100,0


 

 

Всего наблюдение было проведено на 8 групповых занятиях. Из них 4 занятия проводились в  группе для младших школьников (8 человек, от 7 до 10 лет), а другие 4 занятия  – в группе для подростков старших  классов (9 человек, от 12 до 16 лет).

Всего наблюдение продлилось в течение четырех дней. Ежедневно  наблюдалось по два занятия: по одному в младшей и старшей группе.

Результаты наблюдения позволили выявить сильные отличия  по структуре времени, отведенного  на различные формы подачи материалов младшим воспитанникам и старшим.

Как видно из таблицы 2.2.1, в младшей группе (группа М) интерактивная  часть занятий (165 мин.) заняла времени  в три раза больше, чем информационно-познавательная (55 мин.). В старшей группе (группа С) интерактивный блок также по времени  занял первое место (95 мин.), но с очень  маленькой разницей (на 15 мин.).

Зато у старших  воспитанников в четыре раза больше времени было посвящено различным  тестам (40 мин.) Кроме того, в старшей  группе относительно много времени  было уделено такому блоку, как «обратная  связь» (25 минут), в то время как  у младших воспитанников эта  форма почти не использовалась (10 мин. за все 4 занятия). 

 

Таблица 2.2.1

Сравнение временной  методической структуры занятий  в младшей и старшей группах  воспитанников приюта

Методическая структура  занятия

Суммарное время, мин.

Группа М

Группа С

Информационно-познавательный блок (беседа, лекция, др. вербальные способы  подачи материала)

55

80

Интерактивный блок (игры, разминки, тренинговые упражнения, «мозговой штурм» и пр.)

165

95

Групповое тестирование (психодиагностика)

10

40

Релакасация

-

-

«Обратная связь» с  участниками

10

25


 

 

Уже непосредственно  в процессе наблюдения (на первом же занятии) спонтанно выяснилось, что  в бланк регистрации результатов  наблюдения требуется ввести еще  один параметр, отражающий частоту  возникновения ситуаций, отвлекающих  от основной цели занятия (нарушение  детьми дисциплины, отвлечение ведущего от занятий другими специалистами  приюта, просьбы детей «в туалет»  и т.п.).

В результате данный параметр был введен в бланк регистрации  результатов наблюдения, а последующий  анализ полученных по нему данных показал, что отвлекающие от занятий моменты  в старшей группе встречались  в два раза реже, чем у младших. По времени они, однако, затратили  в два раза времени больше, чем  у младших ребят (см. табл. 2.2.2). Это объясняется тем, что в группе младших воспитанников возникновение отвлекающих моментов по преимуществу было связано с их просьбами сходить в туалет («Можно выйти?!»), на разрешение которых ведущая обычно затрачивала всего лишь по нескольку секунд, а возникновение отвлекающих моментов в старшей группе по большей части было связано с нарушениями дисциплины, в результате которых ведущая занятий тратила очень много времени на восстановление в классе порядка. 

Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы