Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа
Актуальность исследования. Вопросы использования визуальных методов при исследовании объекта социальной работы является актуальной проблемой теории и практики социальной работы.
В науке визуальные методы – это специфические методы сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия (наблюдения) и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «МАРИНА»
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Приложение 2.
В принципе, наилучшей
гарантией от научных злоупотреблений
являются «профессионально-правильные»
методы работы, соблюдение которых
должно диктоваться соответствующим
профессиональным сообществом в
виде свода деонтологических[1] стан
В теории социальной
работы такой свод основных деонтологических
В России соблюдение этических стандартов при проведении исследований в рамках социальной работы является требованием закона. В статье 5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» добровольность, конфиденциальность и гуманность входят в число основных принципов социального обслуживания [33].
Кроме того, работники
социальных служб, проводящие такие
исследования, ограничены в своих
действиях профессионально-
Согласно Профессионально-
- социальный работник, вовлеченный в исследовательскую работу, должен четко осознавать, какие последствия может иметь эта работа для человека;
- социальный работник, вовлеченный в исследовательскую работу, должен удостовериться в том, что все участники объединены на основе добровольности и информированности, с полным соблюдением личной свободы и достоинства участвующих;
- социальный работник, вовлеченный в эксперимент, должен защищать участников от незаконного физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;
- информация, полученная об участниках исследования за время его проведения, должна рассматриваться как конфиденциальная [20; 191].
Данные требования относятся к специалистам по социальной работе, участвующим в научных исследованиях. Хотя их основная цель, безусловно, имеет практический характер – совершенствование системы социальной защиты, повышение эффективности работы социальных служб, т.е. в конечном итоге, ориентирована на благо клиентов, результаты такого исследования для конкретного клиента, тем не менее, не являются непосредственными и явными, а их полезность для него может быть неочевидной. В этом случае клиент имеет право отказаться от участия в исследовании без объяснения причин отказа.
В этих правилах, однако, существует свое исключение, связанное с проведением практических монографических обследований объектов социальной работы. Так, если конкретный клиент обращается в социальную службу с просьбой поставить его на учет для последующего оказания ему социальной помощи или услуг, как правило, эти услуги или помощь оказываются после тщательной проверки личных или семейных обстоятельств его жизни. Такого рода обследования необходимы, чтобы избежать злоупотреблений, для того, чтобы составить объективное мнение о трудностях клиента и на основании полученных данных с максимальной эффективностью оказать требуемую помощь. Например, для принятия решения о предоставлении клиенту социальных услуг на дому, социальная служба должна располагать сведениями о доходах клиента, состоянии его здоровья, условиях проживания, составе семьи и т.п. это позволит правильно определить количество и качество необходимых услуг и их стоимость, что особенно важно, если в соответствии с законом решается вопрос о предоставлении бесплатных, частично оплачиваемых или полностью платных социальных услуг [20; 115-116].
Участие в подобном обследовании, предоставление максимально полной информации в таком случае является обязанностью клиента, поскольку обследование делается в первую очередь в его интересах и его результаты имеют чисто практическое значение. Во всех подобных случаях исследование, проводимое социальной службой, является обязательным и отказ от него автоматически означает отказ клиента и от самой социальной помощи.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1. Методика
проведения визуального
В практической части данной курсовой работы автором было решено разработать и апробировать авторский вариант исследования с использованием метода наблюдения.
Предварительно
для этого понадобилось изучить
основные методические требования, предъявляемые
к процедуре проведения подобного
исследования, а также основные приемы,
с помощью которых фиксируются
и анализируются его
Изучение литературы по данной теме показало, что процедура проведения исследования методом наблюдения чаще всего определяется произвольно в каждом конкретном случае самим исследователем - в зависимости от того, какие элементы наблюдения планируется взять в качестве переменных. Есть примерный перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям. В опоре на них конкретизируется программа, научно-организационный план и процедура исследования методом наблюдения. В самом общем виде в этот перечень входят:
1) наблюдаемые – количество человек, участвующих в наблюдаемой ситуации; социально-демографическая структура группы; характер взаимоотношений в ней; распределение ролей между участниками наблюдаемой ситуации;
2) обстановка – место нахождения наблюдаемой ситуации; типичное для этого места социальное поведение; возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы;
3) цель деятельности группы – случайна или закономерна наблюдаемая ситуация; наличие определенных формальных и неформальных целей, ради которых собралась группа; совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;
4) социальное поведение – характер деятельности наблюдаемой группы; стимулы деятельности; на кого (на что) направлена деятельность группы; психологическая атмосфера в группе;
5) частота и продолжительность – время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность [13; 113-114].
Кроме того, было определено,
что в отличие от исследований
с использованием вербальных методов
(опрос, интервью), использование метода
наблюдения влечет за собой серьезные
трудности в разработке показателей,
позволяющих фиксировать
После изучения литературы был сделан вывод, что основное требование к фиксации результатов наблюдения состоит в том, что запись должна вестись на месте наблюдения и в момент его совершения. Эта запись одновременно является средством двойного контроля: за наблюдателем и за возможными отклонениями в рамках наблюдаемой ситуации или процесса [27; 335].
Однако универсального способа записи, годного на все случаи жизни, фактически не существует. Очевидно, следует применять самые простые, экономичные и надежные способы записи. Конкретный выбор того или иного способа ведения записи прямо зависит от того, какое наблюдение используется.
Неконтролируемое наблюдение, ставящее своей целью исследование широкого круга объектов, очевидно, не может иметь жестких форм записи. Здесь прежде всего важно, чтобы запись давала возможность определить, что является только наблюдением, а что – в какой-то мере интерпретацией наблюдаемых событий, объектов. Это необходимо, потому что в противном случае данные наблюдения смешаются с выводами.
При контролируемом
наблюдении еще до его начала имеются
четкий план и система категорий,
с помощью которых должно описываться
наблюдаемое явление или
Подробно разработанная
система категорий
Документация для записи происходящего может отражать, например, следующие этапы собрания, занятия: 1) общая характеристика собрания, занятия; 2) ситуация непосредственно перед началом собрания, занятия; 3) организационный период; 4) содержание и форма сообщения докладчика, выступающего; 5) реакции участников собрания, занятия на заслушанный доклад, выступление; 6) общая ситуация во время прений; 7) ситуация во время принятия проекта решения; 8) ситуация во время принятия поправок и дополнений к проекту решения; 9) ситуация после окончания собрания, занятия [13; 115].
Значимыми элементами
наблюдения при таких параметрах
будут: положительное отношение
к сообщаемой информации (одобрительные
реплики, аплодисменты и пр.); отрицательное
отношение к сообщаемой информации
(неодобрительные реплики, возгласы
и пр.); наличие интереса аудитории
(требование дополнительной информации,
вопросы к выступающему, разговоры,
связанные с обсуждаемым
В данной курсовой
работе, исходя из всей изученной литературы
по данному вопросу, было принято
решение проводить
1. При разработке
плана данного наблюдения
2. Гипотезой при
проведении данного наблюдения
стало предположение о том,
что оценка эффективности
3. Затем была
определена процедура
4. Была уточнен
объект наблюдения – групповые
занятия с детьми и
5. Затем потребовалось определить, какие параметры будут наблюдаться и по каким критериям интерпретироваться (оцениваться). Было определено, что основными наблюдаемыми переменными будут все визуально воспринимаемые динамические характеристики группы, включая изменения форм взаимодействий и реакций ведущего с участниками групповых занятий, изменения в эмоциональном состоянии участников группы, их «рабочего» настроя, общей удовлетворенности от процесса группового занятия и т.д.
Окончательная структура разработанного бланка регистрации результатов наблюдения (см. Приложение) включила в себя три основных блока:
- дата, время, название, тема и цели занятия;
Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы