Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Вопросы использования визуальных методов при исследовании объекта социальной работы является актуальной проблемой теории и практики социальной работы.
В науке визуальные методы – это специфические методы сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия (наблюдения) и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Содержание

Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «МАРИНА»
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Приложение 2.

Работа состоит из  1 файл

визуальные методы исследования.docx

— 95.09 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 2.2.2

Частота возникновения  непредусмотренных отвлекающих  моментов в процессе групповых занятий  в младшей и старшей группах  воспитанников приюта

Количество непредусмотренных  отвлечений от занятий

Группа М

Группа С

по частоте, ед.

15

7

по времени, мин.

11

24


 

 

Результаты проведенного наблюдения позволили также сравнить оперативные оценки эффективности  занятий в младшей и старшей  группах воспитанников приюта. Эмоциональная  включенность и общая удовлетворенность  от занятия в обеих группах  на всех занятиях всегда была очень  высокая (по 5 баллов). Деловая (функциональная) включенность в младшей группе была несколько выше (в среднем 4,75 баллов), чем у старших (в среднем 4,5 балла). Удовлетворенность ведущего от занятий  в младшей группе также была несколько  выше (на 0,5 балла), чем от занятий  со старшими воспитанниками (см. табл. 2.2.3). 

 

Таблица 2.2.3

Сравнение оперативных  оценок эффективности занятий в  младшей и старшей группах  воспитанников приюта

Оперативная оценка эффективности занятия

Средняя оценка, баллы

Группа М

Группа С

Эмоциональная включенность участников

5,00

5,00

Деловая (функциональная) включенность участников

4,75

4,50

Общая удовлетворенность  участников

5,00

5,00

Удовлетворенность ведущего занятием

4,75

4,25


 

 

Оценки, полученные по параметрам «эмоциональная включенность участников» и «общая удовлетворенность  участников» и в младшей, и  в старшей группах, отразили только впечатления наблюдателя, оценивавшего визуально наблюдаемые реакции  детей и подростков. На оценках  же деловой (функциональной) включенности участников и удовлетворенности  занятием ведущего отразились впечатления  самой ведущей, которая после  их окончания обсуждала процесс  с наблюдателем (автором данной работы), отмечая удачи и неудачи в  прошедшем занятии.

В целом полученные данные свидетельствуют о достаточно высокой эффективности наблюдавшихся  групповых занятий. В свою очередь, это свидетельствует о том, что  разработанная методика их наблюдения в целом себя оправдала. Ее дальнейшее использование может быть перспективным  как с точки зрения чисто практических целей приюта, так и с точки зрения перспектив обобщения опыта групповых занятий в других типах учреждений социального обслуживания - в центрах социальной помощи семье и детям, реабилитационных центрах для детей-инвалидов, в учреждениях социального обслуживания пожилых граждан и т.д. 

 

Заключение

В процессе теоретического изучения и обобщения материалов (научная литература по теме, нормативно-правовые документы и комментарии к  ним) автор данной курсовой работы пришла к следующим основным выводам:

1.                   Визуальные методы являются эффективными приемами исследования объектов социальной работы. Спектр их использования может быть достаточно широким: от стандартных монографических обследований типичных объектов социальной работы (например, осмотр условий проживания детей в семьях) до наблюдения нетипичных, уникальных ситуаций и процессов, имеющих непосредственное отношение к социальной работе (например, как часть гуманитарной экспертизы территории, непосредственно прилегающей к учреждению социального обслуживания или наблюдение за жизнью местных «уличных» подростков). В последнем случае такое исследование объектов социальной работы с использованием визуальных методов относится к исследованию типа «кейс-стади». Отечественные специалисты отмечают большие перспективы, открывающиеся для теории и практики социальной работы, при проведении подобных исследований, в частности, при проведении гуманитарной экспертизы системы социальной защиты населения.

2.                   При использовании визуальных методов исследования социальных объектов необходимо соблюдать действующее российское законодательство в части норм о незаконности вмешательства в частную, семейную и личную жизнь граждан без их согласия и об уголовной ответственности за такое незаконное вмешательство. Поэтому международное и российское законодательство ограничивает исследовательский интерес принципами гуманности, добровольности и конфиденциальности собранной в ходе исследований информации.

3.                   Принципы добровольности, гуманности и конфиденциальности предполагают выполнение авторами медицинских или любых других научных исследований с привлечением в качестве объекта человека ряда обязательных процедур. Среди них - заключение письменного договора, информирование людей о целях и задачах проводимого исследования, сообщение о предполагаемом характере использования собранной информации (как правило, что информация будет использована в обобщенном виде) и т.п.

4.                   Соблюдение принципов гуманности, добровольности и конфиденциальности является также частью требований профессиональной этики исследователей. Иногда эти соблюдение этих требований может снизить эффект проводимого исследования. Профессиональная этика, тем не менее, полагает, что в этих случаях психологический или физический ущерб, который может быть нанесен обследуемым, не может быть оправдан никакими научными результатами. Безопасность людей, принимающих участие в исследованиях, всегда должна ставиться выше ценности исследовательских результатов, даже если при этом теряется часть эффекта от исследования.

5.                   Социальный работник, задействованный в исследованиях социальных объектов с использованием визуальных методов, в своих действиях также должен руководствоваться принципами гуманности, добровольности и конфиденциальности. Эти принципы зафиксированы в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», а также предусмотрены Профессионально-этическим кодексом социального работника России. Таким образом, гражданин имеет полное право оказаться от участия в исследовании без объяснения причин. В случае же обращения гражданина в социальные службы за предоставлением социальной помощи, поддержки и обслуживания, согласие на участие в обследовании условий проживания и других обстоятельств является обязанностью потенциального клиента. В противном случае он сам отказывается от помощи.

В процессе осуществления  практической части данной курсовой работы автор работы пришла также  к выводу, что в практике социальных работников использование визуальных методов исследования (наблюдение) имеет очень большие перспективы. Вместе с тем процесс наблюдения содержит в себе немало методических трудностей, которые затрудняют их использование в практической социальной работе. Среди этих трудностей можно  также отметить отсутствие у специалистов учреждений социального обслуживания навыков систематической фиксации результатов наблюдений, отсутствие специальных методик наблюдения и форм (бланков, протоколов и пр.) для регистрации их результатов.

Разработанная в  рамках данной курсовой работы методика проведения наблюдения групповых занятий  с детьми и подростками, а также  инструментарий по регистрации его  результатов, будучи внедренными в практическую деятельность специалистов данных учреждений, могут способствовать ликвидации данного пробела. 

 

Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Дата  занятия ________________200__г.                       Время занятия: с _______до ________

Характер  занятия: отдельное, часть цикла занятий (подчеркнуть)

№ занятия  в цикле ____ Название цикла __________________________________________                                                                            

__________________________________________

Ведущий занятия: _______________________________________________________________

Тема  занятия: __________________________________________________________________

Цели  занятия: __________________________________________________________________  

 

Количество  участников занятия _________

Средний возраст участников

0-6

7-11

12-17

18-22

23-35

36-54

55-65

66<


 

 

Количество  непредусмотренных отвлечений от занятий: ______  ед.  ______ мин. 

 

Методическая  структура занятия

Используемые  в занятии формы, методы и приемы

Кол-во времени  от общего объема занятия, мин.

в 1-й части занятия

во 2-й части занятия

в 3-й части занятия

Информационно-познавательный блок (беседа, лекция, др. вербальные способы подачи материала)

     

Интерактивный блок (тренинговые упражнения, игры, разминки, просмотр видеороликов, обсуждения и пр.)

     

Групповое тестирование (психодиагностика)*

 

 
   

Релакасация*

 

 
   

«Обратная связь» с  участниками*

 

 
   

* По необходимости,  в зависимости от контингента  участников, а также программы,  целей и задач занятия 

 

Оперативная оценка эффективности занятия

(оценивается ведущим  или внешним наблюдателем (супервизором) на основе визуального наблюдения  за реакциями участников)

 

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

1.Эмоциональная  включенность участников

         

2.Деловая (функциональная) включенность участников

         

3.Общая удовлетворенность  участников

         

4.Удовлетворенность ведущего занятием

         

 

 

Приложение 2.

Устройство  несовершеннолетних детей, покинувших специализированные учреждения для  несовершеннолетних отрасли социальной защиты в период с января по май 2006 года [21; 45]

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

Использованная  литература

1.      Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, «Сашко», 2000. – 377 с.

2.      Алексеева Л.С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: социально-психологический аспект //Семья в России. – 1998. - №3-4. - С. 112-124.

3.      Бабич А.Г., Аюпова З.И. Особенности оказания социально-психологической помощи проблемным и кризисным семьям /Тенденции и перспективы развития системы социально-психологической помощи в регионе. Материалы Регионал. науч.-практич. конференции /Под ред. Новиковой К.Н., Ислановой Н.Н. – Казань: «Отечество», 2002. – С. 16-19.

4.      Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для выс. учеб. заведений. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 286 с.

5.      Бахтеева И.Н. Проблема проведения гуманитарной экспертизы в сфере социальной помощи /Тенденции и перспективы развития системы социально-психологической помощи в регионе. Материалы Регионал. науч.-практич. конференции /Под ред. Новиковой К.Н., Ислановой Н.Н. – Казань: «Отечество», 2002. – С. 21-22.

6.      Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 3-е, исправленное изд. – М.: Смысл, 1999. – 377 с.

7.      Всеобщая декларация прав человека //Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.

8.      Гарипов Р.Ш. Права человека и экспериментальная и исследовательская деятельность в медицине и психологии /Тенденции и перспективы развития системы социально-психологической помощи в регионе. Материалы Регионал. науч.-практич. конференции /Под ред. Новиковой К.Н., Ислановой Н.Н. – Казань: «Отечество», 2002. – С. 108-110.

9.      Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году //Российская газета. – 2004. - 29 августа. – С. 4-8.

10.  Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т. Формирование жизненных потребностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы (5-6 классы): Методическое пособие. – Казань: Изд-во «ДАС», 2002. – 55 с.

11.  Закон Республики Татарстан от 18 июня 1998 г. №1661 «О науке и научной деятельности» //Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.

12.  Инструкция по подготовке и проведению национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС) (утв. постановлением Госкомстата РФ от 7 апреля 2001 г. №27) //Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.

13.  Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу /Под ред. М.К.Горшкова, Э.Шереги. – М.: Политиздат, 1990. – 288 с.: ил.

14.  Классен И.А. Практическая психотерапия /Курс лекций. В 2-х томах, т.2. – Казань: Образцовая типография, 2002. – 304 с.: ил.

15.  Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации». - М.: Галерия, 2001. – 187 с.

16.  Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) /В.К.Дуюнов и др. – М.: «Волтерс Клувер», 2005. – 482 с.

Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы