Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа
Актуальность исследования. Вопросы использования визуальных методов при исследовании объекта социальной работы является актуальной проблемой теории и практики социальной работы.
В науке визуальные методы – это специфические методы сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия (наблюдения) и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «МАРИНА»
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Приложение 2.
Таблица 2.2.2
Частота возникновения непредусмотренных отвлекающих моментов в процессе групповых занятий в младшей и старшей группах воспитанников приюта
Количество непредусмотренных отвлечений от занятий |
Группа М |
Группа С |
по частоте, ед. |
15 |
7 |
по времени, мин. |
11 |
24 |
Результаты проведенного наблюдения позволили также сравнить оперативные оценки эффективности занятий в младшей и старшей группах воспитанников приюта. Эмоциональная включенность и общая удовлетворенность от занятия в обеих группах на всех занятиях всегда была очень высокая (по 5 баллов). Деловая (функциональная) включенность в младшей группе была несколько выше (в среднем 4,75 баллов), чем у старших (в среднем 4,5 балла). Удовлетворенность ведущего от занятий в младшей группе также была несколько выше (на 0,5 балла), чем от занятий со старшими воспитанниками (см. табл. 2.2.3).
Таблица 2.2.3
Сравнение оперативных оценок эффективности занятий в младшей и старшей группах воспитанников приюта
Оперативная оценка эффективности занятия |
Средняя оценка, баллы | |
Группа М |
Группа С | |
Эмоциональная включенность участников |
5,00 |
5,00 |
Деловая (функциональная) включенность участников |
4,75 |
4,50 |
Общая удовлетворенность участников |
5,00 |
5,00 |
Удовлетворенность ведущего |
4,75 |
4,25 |
Оценки, полученные по параметрам «эмоциональная включенность участников» и «общая удовлетворенность участников» и в младшей, и в старшей группах, отразили только впечатления наблюдателя, оценивавшего визуально наблюдаемые реакции детей и подростков. На оценках же деловой (функциональной) включенности участников и удовлетворенности занятием ведущего отразились впечатления самой ведущей, которая после их окончания обсуждала процесс с наблюдателем (автором данной работы), отмечая удачи и неудачи в прошедшем занятии.
В целом полученные
данные свидетельствуют о достаточно
высокой эффективности
Заключение
В процессе теоретического изучения и обобщения материалов (научная литература по теме, нормативно-правовые документы и комментарии к ним) автор данной курсовой работы пришла к следующим основным выводам:
1.
2. При использовании визуальных методов исследования социальных объектов необходимо соблюдать действующее российское законодательство в части норм о незаконности вмешательства в частную, семейную и личную жизнь граждан без их согласия и об уголовной ответственности за такое незаконное вмешательство. Поэтому международное и российское законодательство ограничивает исследовательский интерес принципами гуманности, добровольности и конфиденциальности собранной в ходе исследований информации.
3. Принципы добровольности, гуманности и конфиденциальности предполагают выполнение авторами медицинских или любых других научных исследований с привлечением в качестве объекта человека ряда обязательных процедур. Среди них - заключение письменного договора, информирование людей о целях и задачах проводимого исследования, сообщение о предполагаемом характере использования собранной информации (как правило, что информация будет использована в обобщенном виде) и т.п.
4.
5.
В процессе осуществления
практической части данной курсовой
работы автор работы пришла также
к выводу, что в практике социальных
работников использование визуальных
методов исследования (наблюдение)
имеет очень большие
Разработанная в рамках данной курсовой работы методика проведения наблюдения групповых занятий с детьми и подростками, а также инструментарий по регистрации его результатов, будучи внедренными в практическую деятельность специалистов данных учреждений, могут способствовать ликвидации данного пробела.
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Дата
занятия ________________200__г.
Характер занятия: отдельное, часть цикла занятий (подчеркнуть)
№ занятия
в цикле ____ Название цикла ______________________________
______________________________
Ведущий занятия: _____________
Тема
занятия: _____________________
Цели
занятия: _____________________
Количество участников занятия _________
Средний возраст участников
0-6 |
7-11 |
12-17 |
18-22 |
23-35 |
36-54 |
55-65 |
66< |
Количество непредусмотренных отвлечений от занятий: ______ ед. ______ мин.
Методическая структура занятия
Используемые в занятии формы, методы и приемы |
Кол-во времени от общего объема занятия, мин. | ||
в 1-й части занятия |
во 2-й части занятия |
в 3-й части занятия | |
Информационно-познавательный блок (беседа, лекция, др. вербальные способы подачи материала) |
|||
Интерактивный блок (тренинговые упражнения, игры, разминки, просмотр видеороликов, обсуждения и пр.) |
|||
Групповое тестирование (психодиагностика)* |
|
||
Релакасация* |
|
||
«Обратная связь» с участниками* |
|
* По необходимости, в зависимости от контингента участников, а также программы, целей и задач занятия
Оперативная оценка эффективности занятия
(оценивается ведущим
или внешним наблюдателем (супервизором)
на основе визуального
Оценка, баллы | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1.Эмоциональная включенность участников |
|||||
2.Деловая (функциональная) включенность участников |
|||||
3.Общая удовлетворенность участников |
|||||
4.Удовлетворенность ведущего |
Приложение 2.
Устройство несовершеннолетних детей, покинувших специализированные учреждения для несовершеннолетних отрасли социальной защиты в период с января по май 2006 года [21; 45]
Использованная литература
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, «Сашко», 2000. – 377 с.
2. Алексеева Л.С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: социально-психологический аспект //Семья в России. – 1998. - №3-4. - С. 112-124.
3. Бабич А.Г., Аюпова З.И. Особенности оказания социально-психологической помощи проблемным и кризисным семьям /Тенденции и перспективы развития системы социально-психологической помощи в регионе. Материалы Регионал. науч.-практич. конференции /Под ред. Новиковой К.Н., Ислановой Н.Н. – Казань: «Отечество», 2002. – С. 16-19.
4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для выс. учеб. заведений. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 286 с.
5. Бахтеева И.Н. Проблема проведения гуманитарной экспертизы в сфере социальной помощи /Тенденции и перспективы развития системы социально-психологической помощи в регионе. Материалы Регионал. науч.-практич. конференции /Под ред. Новиковой К.Н., Ислановой Н.Н. – Казань: «Отечество», 2002. – С. 21-22.
6. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 3-е, исправленное изд. – М.: Смысл, 1999. – 377 с.
7. Всеобщая декларация прав человека //Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.
8. Гарипов Р.Ш. Права человека и экспериментальная и исследовательская деятельность в медицине и психологии /Тенденции и перспективы развития системы социально-психологической помощи в регионе. Материалы Регионал. науч.-практич. конференции /Под ред. Новиковой К.Н., Ислановой Н.Н. – Казань: «Отечество», 2002. – С. 108-110.
9. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году //Российская газета. – 2004. - 29 августа. – С. 4-8.
10. Жиляев А.Г., Палачева Т.
11. Закон Республики Татарстан от 18 июня 1998 г. №1661 «О науке и научной деятельности» //Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.
12. Инструкция по подготовке
и проведению национального обследования
благосостояния домохозяйств и участия
в социальных программах (НОБУС) (утв. постановлением Госкомста
13. Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу /Под ред. М.К.Горшкова, Э.Шереги. – М.: Политиздат, 1990. – 288 с.: ил.
14. Классен И.А. Практическая психотерапия /Курс лекций. В 2-х томах, т.2. – Казань: Образцовая типография, 2002. – 304 с.: ил.
15. Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации». - М.: Галерия, 2001. – 187 с.
16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) /В.К.Дуюнов и др. – М.: «Волтерс Клувер», 2005. – 482 с.
Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы