Исторические предпосылки социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание

Семьей называется социальный институт, это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, обязательного и медицинского обслуживания. Черты семьи как социального института заключены: в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношение между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 77.88 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Теоретическое обоснование исторических предпосылок социальной работы с семьей.

1.1 Семья как объект  социальной работы. Понятия семьи, функции, типы.

 Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями.

Семьей называется социальный институт, это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, обязательного и медицинского обслуживания. Черты семьи как социального института заключены: в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношение между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение семьей  ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

К основным функциям семьи можно  отнести:

1.Воспитательная функция семьи - состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

2.Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

3.Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

4.Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

5.Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

6.Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения  в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).

К основным типам семьи  можно отнести:

В зависимости от форм брака:

  • моногамная семья — состоящая из двух партнёров.
  • полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров. Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

  • однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
  • разнополая семья

В зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • малодетная семья;
  • среднедетная семья;
  • многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть: элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок; неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей; составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.
  • сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места  человека в семье:

  • родительская — это семья, в которой человек рождается
  • репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,
  • патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
  • неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Наследование по отцовской  линии означает, что дети берут  фамилию отца (в России ещё и  отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие  семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.

Таким образом, мы видим что семья это сложный и многоаспектный социальный институт, который реализуется в таких функциях как: Воспитательная функция семьи; Хозяйственно-бытовая функция; Эмоциональная функция семьи; Функция духовного (культурного) общения; Функция первичного социального контроля; Сексуально-эротическая функция. Также у нее существуют различные типы, она реализует себя в различных формах.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные стадии и составные элементы развития семьи.

Семья реализуется на различных  стадиях, таких как:

1.Интимность, близость. Взаимоотношения  супругов находятся в стадии  формирования;

2.Пополнение. Стадия между  рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется  в школу. Задача – развитие  воспитательных образцов у новых  членов семьи;

3.Индивидуализация, обособление  членов семьи. Стадия среднего  и старшего школьного возраста  детей. На данной стадии происходят  отделение родителем своей личности  от личности ребенка и отделение  ребенка от личности родителя; появление у детей (и у родителей)  собственных, независимых друг  от друга интересов, обособление  каждого члена семьи;

4.Товарищеские отношения,  общение. Стадия семьи с детьми, достигшими совершеннолетия. Задача  – развитие взаимоотношений «родитель  - подросток», основанных на понимание  возрастающей независимости ребенка;

5.Перегруппировка. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают  семью. Задача – изменение  взаимоотношений между поколениями,  переход к взаимоотношениям между  детьми и родителями по схеме  «взрослый - взрослый»;

6.Востонавление, возврат.  Стадия, когда в семье полностью  исчезают родительские заботы. Родители  оказываются в ситуации, похожей  на первые годы существования  семьи (живут друг для друга), но отношения переходят на  новый этап;

7.Взаимопомощь. Родители  – пенсионеры, главной задачей  которых становится поддержка  друг друга. Кроме того, взаимопомощь  распространяется на отношения  между поколениями (родители нянчат  внуков, помогая взрослым детям,  дети помогают стареющим родителям).

Составные элементы развития семьи включают в себя:

1.Структуру;

2.окружение семьи;

3.функционирование;

4.историю развития.

Под структурой семьи понимают:

1.Систему отношений родства;

2.Совокупность духовных, нравственных, психологических и  иных отношений.

В структуре семьи учитывается:

1.Количество членов семьи  (что определяет тип семьи - нуклеарная или большая);

2.Их родственные связи  (родители, родители и дети, братья  и сестры);

3.Характер взаимоотношений  в подсистемах;

4.Границы взаимоотношений  (проблемы близости и отдаленности  между членами семьи, специфика  семейных правил и норм, эмоциональный  климат);

5.Вся совокупность взаимоотношений  между членами «малой» семьи  (дети, родители) и «большой семьи» (бабушки, дедушки, дяди, тети и др.).

В окружение семьи входят:

1.Ситуация проживания;

2.Социоэкологический статус;

3.Взаимоотношения семьи  с соседями и вообще в социуме;

4.Влияние референтной группы «большой» семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники) – сильные и слабые стороны этого влияния на семью.

Функционирование семьи  – это ролевая деятельность ее членов – совокупность установок , норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях к другим ее членам.

История развития семьи включает:

1.Генеологическое древо  семьи («корни» семьи и влияние  их на сегодняшнее положение  дел в семье);

2.Обычаи и традиции  семьи и стадии развития семейной  жизни.

Итак, семья развивается  в различных направлениях, у нее существуют различные стадии, в которых она развивается. Также немаловажно выделять составные элементы семьи, чтобы понять саму специфику становления, развития и функционирования семьи. В ее элементы входят: Структура- количество членов семьи, их родственные связи, взаимоотношения в семье; окружение семьи- ситуация проживания, взаимоотношения в целом; функционирование- это деятельность членов семьи; историю развития- корни и обычаи и традиции семьи на разных этапах развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные теории возникновения семьи.

Возникновение и становление  семьи вытекает из самой природы  человека и подкрепляется всем ходом движения истории. Семья для человечества – это созданная культурой данность и необходимость; человек, семья и культура – звенья одной цепи. В цивилизации они не способны существовать друг без друга. Человек предстает одновременно как индивид и как часть общего: народа, рода, племени, общины и конечно семьи. Род, племя, община и культура в целом закрепили за семьей ряд важнейших ценностей: материнства, отцовства, супружеских отношений. В этом процессе она принимала активное участие, так как все осуществлялось естественно. Семья была наиболее приспособленным звеном для соединения интересов индивида и общества. Причем  изначально образование групп у людей в корне отличалось от инстинктивно - автоматического формирования сообществ в животном мире, поскольку люди осознавали их смысл.

История семьи уходит в  далекую древность, она тесно  связана с историей первобытного общества , одной из самых сложных и дискуссионных областей исторической науки. Она переплетена с антропогенезом – становлением человека и социогенезом – возникновением социума, общества. Семья в начале человеческой истории была социальным фундаментом.

Семья- необходимый элемент для становления общества. В этом социальном институте разрешаются многие из противоречий между индивидом и обществом. В определенной степени семья есть одновременно и объект, и субъект этого разрешения. Цивилизация не знает другого такого института, где люди могли бы столь «по - человечески» относится к своим биологическим, психологическим и духовным потребностям. Только в ней они имеют возможность без особых последствий подавить в себе биологические побуждения, позволяют различным потребностям вести человека за собой и находить компромиссные варианты для реализации разнообразных интересов. А поэтому семья – это не только школа человечности, как указывал Ф. Бэкон1, не просто психологическое убежище от внешнего мира, группа взаимного сотрудничества и страховки, где альтруистический эгоизм служит ключом к успеху, не просто « дом Божий – где все вместе»2 . Наряду с этим она – вечная и необходимая основа культуры.

Информация о работе Исторические предпосылки социальной работы с семьей