Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа
Семьей называется социальный институт, это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, обязательного и медицинского обслуживания. Черты семьи как социального института заключены: в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношение между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
В социологии имеются различные точки зрения на происхождение семьи, ее становление как социального института. Свою теорию о происхождении семьи развивает Платон в «Пире» устами Аристофана. Он рассматривает происхождение полового влечения. « Когда – то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне – мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих… Тогда у каждого человека тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, глядевших в противоположные стороны, была общей, ушей имелось две пары, срамных частей две… И вот Зевс… стал разрезать людей пополам, когда тела были расчленены пополам, каждая половина с вожделением устремилась к другой своей половине, они обнимались, сплетались… Итак, каждый из нас – это половина человека… и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину»3. Эта теория понимает под сексуальным влечением стремление человека к изначальной своей целостности, которую легче всего можно достичь путем образования семьи.
Возникновение семьи обусловлено как биологическими, так и социокультурными причинами. Из биологических особая роль принадлежит врожденному половому инстинкту. Социокультурная всегда старалась упорядочить проявления полового инстинкта. Постепенно стали вырабатываться социальные нормы, с помощью которых происходило регулирование половых отношений между мужчинами и женщинами, что привело к появлению института брака. На характер брак существенное влияние оказали мифология и религия. Мифы о браках богов, пребывании богов в супружестве служили моделью брачного поведения людей.
По З. Фрейду, в основе появления семьи лежит так называемая гаремная семья4. Люди в далеком прошлом собирались в стада, у которых был лидер, вождь. Он и контролировал все сексуальные контакты. Воля отдельного индивида была слишком слаба. Никакие другие импульсы, кроме коллективных, не осуществлялись. Индивидуальная психология была связанной, отец же первобытной орды – свободен: он был абсолютно самостоятельным, не любит никого, кроме себя, а других лишь постольку, поскольку они служили его интересам. Тому, кто становился его наследником, давалась также возможность сексуального удовлетворения, то есть выхода из рамок массовой психологии. Однако даже в условиях орды имелась любовь, которая вступала в противоречия со стадным инстинктом и чувством массовой психологии. Чем больше люди влюблены друг в друга, тем меньше они нуждаются в ком – либо помимо. Противоречие между индивидуальной любовью и стадным инстинктом, разрешавшееся различными способами, способствовало возникновению семьи.
В философии общеизвестна дискуссия о семье между русским философом В. Соловьевым и немецким А. Шопенгауэром. А. Шопенгауэр обосновал теорию о том, что «мировая воля» использует семью для производства необходимого потомства. Интересы рода, по его мнению, преобладают в нашей жизни и имеют на индивида «право». Корни любого человека лежат в его «роде». Тяготение, которое испытывает мужчина к женщине определенной красоты, А. Шопенгауэр объясняет духом рода, сохранением родового типа. Таким образом, выбор женщины мужчина осуществляет не самостоятельно и не свободно, а действуя только на благо рода, под его руководством. Индивиду в процессе выбора отводится второстепенная роль: он только выполняет заказ рода.
В. Соловьев не отрицал влияние «общего» на выбор супруга. Не потребности и интересы этого «общего» он видел не в мировой воле, не в роде, а в религии. Следователь, каждый из оппонентов признавал, что наше явление на свет – не случайный факт. Разногласия между ними были не только в понимании всеобщей причины, которая предопределяла встречу будущих супругов и рождение необходимых индивидов. Более существенные противоречия в их взглядах касаются средств ориентиров, с помощью которых «мировая воля» или «Промысел Божий» осуществляют подбор будущих родителей. Мировая воля через инстинкт рода использует любовь. Следовательно, браки по любви заключаются в интересах рода, а не индивидуумов. «Промысел Божий» также применяет различные способы для «провиденциального подбора производителей». Тем не менее, по утверждению В. Соловьева, половая любовь не есть орудие исторических целей: она не служит человеческому роду. Именно в вопросе об использовании любви как средства для получения необходимого потомства, русский философ категорично не согласен с немецким. Он приводит целый ряд конкретных примеров из Библии, где любовь предстает как самостоятельное явление.
Не менее распространен взгляд на истоки социальной организации семьи, базирующийся на первоначальности промискуитетных отношений5. Его отстаивал ряд советских этнографов, которые в своих работах опирались на позиции Моргана и Энгельса. Заметный вклад в историю семьи внес швейцарский историк И. Я. Баховен и шотландский юрист Дж. Ф. Макленн. Ф. Энгельс высоко оценивал труд И. Я. Баховена, отмечает, что первобытная история показывает нам состояние, при котором мужья оживут в многоженстве, а их жены – в многомужестве, и поэтому дети тех и других считаются общими детьми. До окончательного перехода в единобрачие оно переплетает целый круг изменений. Стратегическая линия эволюции семьи по Ф. Энгельсу, такова: сначала число людей, имеющих общие брачные узы, было очень значительно, постепенно оно все более и более уменьшалось, пока не появилась отдельная брачная пара. Эта линия включает несколько промежуточных этапов: групповой брак, кровнородственная семья6, пуналуальная семья, парная семья, моногамная семья7.
Как это часто бывает,
возникла и компромиссная теория,
которая сглаживала односторонность
патриархальных и матриархальных гипотез.
Несомненно, общих для всех народов
и постоянных во все времена брачно
– семейных отношений существовать
не могло. Этого нет и сегодня.
Скорее всего, бытовали разные их формы
и направления эволюции. Но для
науки необходимо выделить среди
них единственное, наиболее важное,
в большей степени
Неоднократно обращался к теме семьи и брака В. Розанов. Рассматривая противоречия практики семейной жизнедеятельности, он выступал против статуса внебрачных детей, которые были ущемлены в правах. Он реабилитирует половую любовь, отделяя ее от разврата и показывая, что священные книги христиан никак не осуждают телесных отношений в браке. Как проявление божественного начала рассматривает любовь о. Павел Флоренский. В его стремлении распространить высокое понимание божественной любви или любви человека к Богу на грешную любовь человека, или же греховное самоутверждение образа бытия человеческого возвысить до степени очищающей божественной любви, можно разглядеть гуманистическое, чуждое аскетизма, хотя и не эмансипирующееся от религии отношение к любви. Писатель также оправдывает ревность, провозглашает ее основой любви и считает необходимой борьбу за непорочность и подлинность.
Мировая война и революция внесли серьезные изменения в подход к семейным проблемам. Политическая эмансипация женщин была поставлена впереди их социального высвобождения. «Женский вопрос» превратился в первую очередь в вопрос о политическом и юридическом равенстве. Двойная мораль буржуазного общества была решительно отвергнута. В нашей стране предпринимались меры активной защиты репродуктивной функции семьи системой определенных льгот и привилегий женщине – матери.
Однако уже в то время зазвучали голоса, выражающие тревогу состоянием воспроизводства населения. Еще в конце XIX столетия в семьях европейской части страны было в среднем 8 – 9 рождений на один брак8. Начало XXв., мировая война и революция достаточно сильно изменили ситуацию. Первыми на эту тему высказались в нашей стране основоположники социально – демографического знания. Известный биолог Ю. А. Филипченко выступает за поощрение размножения интеллигенции в первую очередь как наиболее полезного и духовного продуктивного слоя в обществе9.
В советской социологической науке рост внимания к изучению семьи связан с именем А. Г. Харчева и выходом его классического труда «Брак и семья в СССР». Автор на широком историческом, философском и социологическом материале рассмотрел вопросы происхождения семьи, ее функции, взаимоотношение личностей в семье и т.д.
Сущность семьи исследуется в настоящее время как в рамках логического, так и в рамках исторического подходов. В первом случае логический дискус призван ответить на вопрос, что есть современная семья; во втором случае исследования должны показать, почему было достигнуто то состояние, в котором находится объект исследования. Как уже подчеркивалось, семья и все основные ее составляющие возникли в культуре, которая не только способствовала становлению семьи как социальной института , но и одновременно усложняла ход ее развития, неоднократно ставила перед ней непростые задачи. Семья, упорно преодолевая преграды, изменялась и преображалась: что – то теряла, другое трансформировала под влиянием обстоятельств, а что – то приобретала. На каждом историческом этапе обществу соответствовал свой тип семьи. Как в прошлом, так и в настоящем не может быть полностью подобных друг другу семей. На неоднородность их образа жизни оказывает влияние ряд факторов: индивидуальность членов семьи, различия в обрядах и обычаях, состояние культуры. Этим же и объясняется то, что каждая семья имеет свой набор ценностных ориентаций, отличия в степени их значимости.
Однако есть и общие ценностные ориентации, и для семьи как социального института их роль первостепенна. Круг общих ценностей определяет место семьи в истории человечества. Начиная с истоков, приспосабливаясь, семья реализовала те ценности, ради которых она и существует. К ним можно отнести:
1)Сложный спектр
2)Рождение детей –
ценность, в ходе достижения которой
проявляются не только
3)Различные ценностные ориентации, благодаря которым в многопластовой сфере общения члены семьи имеют возможность окунуться в мир человечности. Этому способствуют роли жены, мужа, отца, матери, хозяина, хозяйки, сына, дочери, брата, сестры, бабушки, дедушки и т.д. Эти три группы прослеживаются во всей истории семьи. Они служат основой этого социального института.
Семья пребывает в постоянном процессе изменения. Это весьма гибкое социокультурное образование, умеющие приспосабливаться к новым обстоятельствам. Из отмеченных трех факторов, которые влияют на ее эволюцию, ведущим является социокультурная детерминация. Семья неизбежно вынуждена реагировать на окружающие условия. Такова судьба всех институтов: чтобы сохраниться, они должны преображаться. Эволюция семьи есть реакция на вызов со стороны общества. Она сталкивается с рядом проблем, преодоление которых и есть ответ на этот вызов. Эта трансформация будет продолжаться, пока существуют обуславливающие ее социокультурные причины. Отсутствие требований общества будет означать отсутствие стимулов к развитию. Иначе между семьей и обществом могут возникнуть периоды «недопонимания». Одним из таких примеров в истории служит перенесение приоритетов общества с семьи на личность10.
Рассмотрим факторы, которые влияют на эволюцию семейственности. Семейность является одной из особенностей народов России наряду с такими чертами, как общность, религиозность, высокая духовность, терпимость, безмерная вера в хорошую, социально направленную политику власти. Как и остальные основные ценности, семейность постоянно испытывалась на прочность.
Во все времена институт брака укреплялся и поддерживался соединенными усилиями культуры, церкви, государства. Его соблюдали общественные запреты и общественное мнение, обычаи и предрассудки. В дореволюционной России патриархальные устои брачно – семейных отношений были крепкими и имели глубокие корни. Прогрессивные тенденции сдерживались рядом законов: «жена обязана повиноваться мужу, как главе семейства, запрещались браки без согласия родителей, за мужем сохранялось решение о расторжении брака и т.д.». Таким образом, законодательство официально утверждало неравноправие женщин.
Однако, несмотря на то, что патриархальная форма находилась в противоречии с потребностями времени, господствующие классы стояли за незыблемость брака и семьи и всячески ограничивали права женщин. Поддерживалось мнение что «в России почти не, существует женского вопроса… Русская женщина вообще не, может жаловаться». Изменение в исторической судьбе женщин внесла Великая Октябрьская социалистическая революция. Новое общество обуславливало рождение новой семьи. Были устранены старые политические, юридические и экономические ее основы. 16 декабря 1917 г. принимается декрет «О расторжении брака», 18 декабря 1917 г.- декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния». В нем закреплялось положение о том, что в Российской Республике впредь признаются лишь гражданские браки. Это не означало запрещение церковных браков, просто они не имели силы юридического закона, поскольку церковь была отделена от государства.
Информация о работе Исторические предпосылки социальной работы с семьей